Знакомимся: наследственный фонд и его возможности. Наследство до востребования Наследственный фонд для простых людей

Бизнес в России сравнительно молодое явление. Тем не менее, первые предприниматели, первопроходцы 90-х и 00-х, постепенно достигают возраста, когда человек задумывается о благосостоянии своих близких на случай, если его завтра не станет.

Первый вариант, приходящий в голову: наследники продолжат дело отцов. Вариант, действительно, неплохой, при наличии желания наследников. А если сын или дочь по каким-либо причинам не хотят или не могут управлять компанией, что тогда?

Дело ещё более усугубляется, когда в бизнесе несколько партнёров. В таких случаях у здравствующего участника возникает соблазн отстранить наследников, выплатив им некую «компенсацию». С другой стороны, наследники, получившие долю в компании, своими действиями могут попросту развалить бизнес. Именно для решения подобных, казалось бы безвыходных ситуаций, законодатель вводит конструкцию наследственного фонда. Эта конструкция появляется в соответствии с изменениями в ГК РФ, которые вступают в силу 1 сентября 2018 года.

Вариант использования

Представим, что существуют два партнёра «П1» и «П2». Им принадлежит компания ООО «А». Конкретное процентное соотношение долей партнеров в уставном капитале принципиального значения не имеет.

У «П1» есть наследники, которые по определённым причинам (к ним мы ещё вернёмся) не могут рационально управлять компанией. При этом данное утверждение соответствует мнению обоих партнёров. Однако «П1» всё же желает обеспечить безбедное существование своих близких. Для этого он обращается к нотариусу и составляет завещание, по условиям которого после его смерти нотариус создаст наследственный фонд.

Наследственному фонду будет передано имущество «П1» - доля в компании «А». Наследники станут выгодоприобретателями фонда, а управлять им будет «П2».

И вот тут начинается самое интересное: «П1» необходимо определить, каким образом его наследники получать долю и/или доходы от управления ей. Вариантов может быть масса, полагаем, что в большинстве своём они зависят от причин, по которым «П1» решился на создание фонда.

Наследник болен или не хочет продолжать дело наследодателя.

Вариант решения: по условиям управления выгодоприобретатели должны регулярно получать часть доходов от использования наследственной массы (). При этом минимальный размер отчислений будет установлен заранее.

Также условиями управления будет предусмотрено обстоятельство, при наступлении которого наследственный фонд передаст всё имущество в собственность наследникам. Это своего рода страховка от злонамеренных действий «П2». Такими обстоятельствами, например, могут быть: задержка периодических отчислений, перечисления меньшей суммы или отсутствие у фонда средств для выплаты.

Иными словами, если фонд под управлением «П2» перестанет выплачивать доход (даже по объективным причинам), то наследник получает право требовать передачи доли в своё прямое владение.

Описанный пример может показаться не очень справедливым по отношению к «П2», ведь причины по которым фонд не перечисляет доходы могут быть разными, и не всегда их возникновение зависит от действий оставшегося партнёра. Вместе с тем, даже если дела идут плохо по объективным причинам, полагаем, что передача управления наследникам - адекватное решение. То, что не получается у «П2», может получиться у наследников.

Наследник молод и не обладает достаточными компетенциями для управления.

Вариант решения: в этом случае по условиям управления доля в ООО «А» может передаваться наследнику по достижению им определённого возраста или приобретения необходимых компетенций (например получение двух высших образований или трудового стажа по определённой специальности).
При этом никто не запрещает передавать долю частями. Т.е. исполнилось наследнику 25 лет, получил 10 % от доли; выучился в двух университетах, ещё 10 %; получил стаж работ по определённой специальности, ещё 10 %. И так далее...
Опять же кажется, что вариант несправедлив по отношению к миноритарию. Однако, задумайтесь, что изменилось в отношении него? Да, безусловно, миноритарий в одиночку сохраняет компанию на плаву, при этом его будущая перспектива - лишение контроля. Вместе с тем, размер его доли остался прежним. Статус-кво сохранён. К тому же, он получает адекватного партнёра, набравшегося опыта.

После смерти одного партнёра оставшийся может выкупить его долю.

Вариант решения: условиями управления определяется цель существования фонда - реализация доли наследодателя одному или нескольким участникам ООО «А». Также условия устанавливают стоимость доли (порядок её определения) и срок, в течение которого доля должна быть реализована. Таким образом, оставшийся партнер может получить рассрочку в приобретении доли у наследников и гарантии невмешательства в оперативное управление с их стороны, а наследники - четкое понимание перспектив расчета. Если условия выкупа не соблюдаются, то доля переходит к наследникам, которые начинают «рулить» по-своему разумению.
При любом варианте, в целях контроля в состав высшего коллегиального органа (ВКО) могут войти наследники или доверенные лица наследодателя, при этом сам ВКО может получить полномочие одобрять сделки по отчуждению имущества фонда.

Хотим отметить, что один вариант использования наследственного фонда всегда можно совместить с другим. Так например «П2» может получить право выкупить часть доли «П1», при этом другая часть будет передаваться наследнику постепенно.

Общая информация

Наследственный фонд - это , учреждаемая нотариусом по распоряжению наследодателя. Фонд создаётся после смерти гражданина при условии, что это предусмотрено его завещанием. Срок, на который создаётся такой фонд, может быть ограничен. Органы управления: исполнительный (единоличный или коллегиальный), высший (высший коллегиальный орган) и надзорный (попечительский совет).

Фонд создаётся для управления наследством, то есть тем, что завещал наследодатель. Кроме того, имущество фонда составляют доходы, полученные благодаря использованию наследства.

Действует фонд на благо третьего лица - выгодоприобретателя, определённого либо наследодателем самостоятельно, либо органами управления фонда (если так пожелал наследодатель).

Наследственный фонд не лишает лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве, получить её, однако при этом, если такое лицо является выгодоприобретателем фонда, обязательной доли оно лишается.

Деятельность фонда регулируется уставом и условиями управления. В наименовании должны фигурировать слова «наследственный фонд». Фонд может быть ликвидирован:

    по решению суда по общим основаниям (например в связи с грубым нарушением закона, допущенным при создании);

    по истечению срока, на который он создан;

    при наступлении обстоятельств, указанных в условиях управления обстоятельств;

    если в течение 1-го года с момента создания фонда, не удалось сформировать органы его управления.

Имущество ликвидированного фонда передаётся выгодоприобретателям. Порядок распределения определяется в условиях управления и может зависеть от объёма прав на получение имущества или размера дохода от деятельности фонда. Условия управления могут предусматривать иной порядок распределения имущества, в том числе передачу третьим лицам. Если определить таких лиц невозможно, имущество передаётся собственность Российской Федерации.

Реорганизация наследственного фонда не допускается.

Порядок создания

Решение о создании наследственного фонда принимается учредителем при составлении завещания. Решение должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда, об утверждении устава и условий управления, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества фонда, а также лицах, назначаемых в состав органов управления или о порядке определения таких лиц.

Документы на регистрацию фонда направляет нотариус.

Порядок управления

Управляет наследственным фондом исполнительный орган, единоличный или коллегиальный. В его состав могут входить физические и/или юридические лица, за исключением выгодоприобретателя.

Создание высшего коллегиального органа и попечительского совета должно быть предусмотрено в уставе. В состав этих органов могут входить выгодоприобретатели.

Этим органам можно дать широкие полномочия, в том числе право одобрения сделок фонда. Тем самым наследодатель в состоянии обеспечить наследников механизмом контроля за деятельностью фонда.

Выгодоприобретатель

Личность выгодоприобретателя (наследника) определяется в условиях управления. Закон устанавливает, что в этом качестве могут выступать как конкретные лица (физические или юридические), так и целые категории лиц из неопределённого круга. Кроме этого, бремя определения выгодоприобретателя можно переложить на органы управления фонда (правда они всё равно должны руководствоваться алгоритмом из условий). Существуют исключения - коммерческая организация не может быть выгодоприобретателем.

Выгодоприобретатель вправе:

    требовать учреждения фонда в соответствии с завещанием;

    получать имущество фонда в соответствии с условиями;

    отказаться от права на получение имущества;

    требовать проведения аудита деятельности фонда;

    стать членом высшего коллегиального органа фонда (если это предусмотрено условиями управления);

    требовать возмещения убытков, возникших из-за нарушения условий управления фондом.

Выгодоприобретатель и фонд не отвечают по обязательствам друг друга. Права выгодоприобритателя не отчуждаемы, не переходят по наследству и не передаются в случае реорганизации (за исключением преобразования). После его смерти (ликвидации) новые выгодоприобритатели определяются в соответствии с условиями управления.

Важный момент! Закон прямо не отвечает, как выходить из тупиковой ситуации, если условия не позволяют определить новую кандидатуру. Полагаем, что в этом случае возникают основания для обращения в суд с требованием о внесении изменений в условия управления, а если такие изменения внести не удалось, с требованием о ликвидации фонда на основании общих положений ГК РФ о фондах.

2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

ГК РФ Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

Напомним, что в случае, если после ликвидации нельзя определить лицо, которому передаётся имущество, в соответствии с решением суда оно перейдёт в собственность РФ.

Налогообложение

Законодатель пока не предусмотрел каких-то льгот по налогообложению для наследственных фондов и их выгодоприобретателей.

Кроме того, пока отсутствуют изменения, связанные с налогообложением при распределении прибыли от наследственного фонда. Полагаем, что такие изменения появятся в НК РФ до сентября 2018 года. Дело в том, что если наследник получает имущество напрямую от наследодателя, такой доход не облагается налогом.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

18) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования...

НК РФ Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Возможно, в НК РФ внесут изменения, по которым имущество, полученное выгодоприобретателем в пределах первоначальной наследственной массы, также не будет облагаться налогом.

Вместо резюме

До сих пор российская система права не имела подобных инструментов. Классические конструкции наследования просто не подходят для этого. Попытки применения корпоративных договоров вызывают массу вопросов, а создание частных фондов за рубежом неудобно для ведения дел при жизни, непонятно с точки зрения регулирования и доступно немногим категориям лиц.

Наследственный фонд потенциально предоставляет массу интересных возможностей. Появление новой конструкции поможет решить массу задач: избежать корпоративных конфликтов, учесть интересы бизнеса, сохранить «статус-кво» оставшегося партнёра, обеспечить наследников и даже даст возможность заняться благотворительностью с того света. Может в России появится свой Альфред Нобель.

Аннотация: В статье проанализированы изменения и нововведения в российском законодательстве в области наследственного права, а также причины проведения наследственной реформы. Также рассмотрены правовые последствия, возникающие с появлением наследственного фонда, и перспективы развития фонда.

Ключевые слова: наследственный фонд, наследственное право, наследственная реформа, изменения в Гражданском кодексе РФ, .

29 июля 2017 года Президентом Российской Федерации был подписан законопроект о введении наследственного фонда. 1 сентября 2018 года закон вступит в силу. Основные положения о наследственном фонде уже урегулированы в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ). Законодатель опирался на опыт зарубежных стран, ведь в США, Германии, Великобритании, Австрии и во многих других странах такой механизм ведения наследственных дел уже применяется. Наследственный фонд создается как способ управления имуществом, капиталом, бизнесом, которые остаются после смерти наследодателя. Согласно п.1 ст. 120.20-1 ГК РФ наследственным фондом признается создаваемый в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом .

Таким образом, гражданин должен предусмотреть в своем завещании учреждение наследственного фонда, который будет создан в течение 3 дней после его смерти по заявлению, направленному нотариусом в уполномоченный государственный орган о регистрации наследственного фонда. Завещание, которое предусматривает создание наследственного фонда, должно содержать решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, о порядке, размере, способах, сроках образования имущества фонда и условия управления наследственным фондом, т.е условия распоряжения имуществом и доходами фонда и сведения о лицах, которые войдут в органы управления фонда. Все это определяется наследодателем при жизни и не может быть изменено после его смерти. Если в течение года органы управления наследственного фонда не будут сформированы, то фонд подлежит ликвидации. Основные аспекты новых положений о наследственном фонде. В первую очередь, расширяется сфера наследования по завещанию. Распоряжение о создании наследственного фонда является неотъемлемой частью завещания.

Поэтому данное волеизъявление наследодателя может ограничивать реализацию прав наследников по закону, включая и право на обязательную долю. Наследники и участвующие в деятельности фонда, уже не становятся непосредственными обладателями права собственности на объекты наследственного имущества. Также подразумевается и ограниченное целевое использование имуществом, переданным фонду. Хотя раньше, как правило, наследники имели неограниченное обладание и распоряжение объектами наследования. Т.е. при возникновении нового субъекта права, каким является наследственный фонд, вещные правоотношения наследования трансформируются в обязательственные правоотношения по участию в управлении наследственным фондом или приобретению имущества от фонда. До реформы наследственного права в завещании предусматривалось волеизъявление только одного лица, так и после реформы учредителем наследственного фонда выступает исключительно одно лицо. Хотя уже во многих странах распространены такие институты как совместное или наследственный договор. По условиям управления фондом может допускаться передача третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе после смерти гражданина - учредителя фонда.

Такое положение создаёт предпосылки для злоупотреблений, связанных с отчуждением имущества фонда и противоречит фундаментальному правилу последней воли наследодателя. Законодатель не учел связи наследственного фонда со многими правоотношениями. Остаются не урегулированы такие правоотношения в семейном законодательстве, как права пережившего супруга, отношения в области общей совместной собственности супругов и другие. Также не были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, где предусматривались бы особенности налогообложения наследственного фонда. Поэтому это учреждение приравнивается к режиму налогообложения всех некоммерческих организаций, т.к. наследственный фонд является юридическим лицом с соответствующими признаками.

Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, один из авторов нового закона Павел Крашенинников уточняет, что наследственный фонд становится одним из наследников наряду с указанными в завещании гражданами или организациями, или наряду с наследниками по закону: «Такое правило обеспечивает защиту интересов кредиторов умершего, которые смогут предъявить требования ко всем принявшим наследникам, включая наследственный фонд. А еще таким образом защищаются права несовершеннолетних детей наследодателя и других наследников, имеющих по закону право на обязательную долю имущества, выдаваемого им вне зависимости от завещания» . Индивидуальным предпринимателям, бизнесменам теперь не придется переводить свои активы за рубеж, для создания такого фонда или траста. Это выгодно и для наследодателя, и для Российской Федерации.

Главными причинами появления в правовой доктрине такой формы наследования как фонд явились создание благоприятных условий для последующего наследования, сохранение наследственного имущества, обеспечение иных благоприятных последствий. Основная цель создание наследственного фонда в Российской Федерации, как утверждает Павел Крашенинников: «Избежать потерь в период между датой смерти наследодателя и получением свидетельства наследником, составляющий полгода. Это решает проблему так называемого «лежачего наследства» в бизнесе, когда за эти полгода с активами могло произойти все, что угодно» . Таким образом, можно сделать вывод, что наследственный фонд - это необходимое нововведение в российском законодательстве. Данная реформа приводит российское наследственное право к международным стандартам.

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : Ч. 1 [от 30.11.1994, в ред. от 29.07.2017] // Собр. Законодательства Рос. Федерации, - 1994. - №32. - Ст. 3301 ; 2017. - №27. - Ст. 4169.

2. Козлова, Н. Наследство до востребования [Текст] / Н. Козлова // Рос. газ. - 2017. - 31 июля.

3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст] : Ч. 3 [от 26.11.2001, в ред. от 28.03.2017] // Собр. Законодательства Рос. Федерации, - 2001. - №49. - Ст. 4552 ; 2017. - №14. - Ст. 1998.

4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст] : [от 29.07.2017] // Собр. Законодательства Рос. Федерации, - 2017. - № 31. - Ст. 4808.

5. Российская Федерация. Верховный суд. Пленум. О судебной практике по делам о наследовании [Текст]: пост.: [от 29.05.2012 г. № 9] // Рос. газ. - 2012. - 6 июня.

6. Васильев А. С. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ. Ч. 1, 2, 3, 4 [Текст] / Под ред. С. А. Степанова. М., 2010.

Gretsova Alexandra Evgenevna

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

"4. В случае создания наследственного фонда (статья 123.20-1) решение об учреждении наследственного фонда принимается гражданином при составлении им завещания и должно содержать сведения об учреждении наследственного фонда после смерти этого гражданина, об утверждении этим гражданином устава наследственного фонда и условий управления наследственным фондом, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества наследственного фонда, лицах, назначаемых в состав органов данного фонда, или о порядке определения таких лиц.

После смерти гражданина нотариус, ведущий наследственное дело, направляет в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда с указанием имени или наименования лица (лиц), осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа фонда.";

2) в статье 123.17:

а) пункт 3 дополнить словами ", а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда";

б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Правовое положение наследственных фондов определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 - 123.20-3 настоящего Кодекса.";

3) подпараграф 1 параграфа 7 главы 4 дополнить статьями 123.20-1 - 123.20-3 следующего содержания:

"Статья 123.20-1. Создание наследственного фонда, условия управления им и его ликвидация

1. Наследственным фондом признается создаваемый в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

2. Наследственный фонд подлежит созданию после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда, по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело, с приложением к заявлению составленного при жизни указанного гражданина его решения об учреждении наследственного фонда и утвержденного этим гражданином устава фонда и после его создания призывается к наследованию по завещанию в порядке, предусмотренном разделом V настоящего Кодекса.

Завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, должно включать в себя решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления наследственным фондом. Такое завещание подлежит нотариальному удостоверению.

Наследственный фонд может быть создан на основании решения суда по требованию душеприказчика или выгодоприобретателя наследственного фонда в случае неисполнения нотариусом обязанности по созданию наследственного фонда.

Нотариус, ведущий наследственное дело, обязан направить в уполномоченный государственный орган заявление о государственной регистрации наследственного фонда не позднее трех рабочих дней со дня открытия наследственного дела после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании создание наследственного фонда. Наследственный фонд не подлежит регистрации по истечении одного года со дня открытия наследства.

(см. текст в предыдущей редакции)

Действия нотариуса по созданию наследственного фонда могут быть оспорены выгодоприобретателями наследственного фонда, душеприказчиком или наследниками, если нотариусом нарушены содержащиеся в завещании или решении об учреждении наследственного фонда распоряжения наследодателя относительно создания наследственного фонда и условий управления им.

3. Имущество наследственного фонда формируется при создании фонда, в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от управления имуществом наследственного фонда. Безвозмездная передача иными лицами имущества в наследственный фонд не допускается.

При создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее срока, предусмотренного статьей 1154 настоящего Кодекса. В случае неисполнения нотариусом указанных обязанностей наследственный фонд вправе обжаловать бездействие нотариуса.

4. Условия управления наследственным фондом должны включать в себя положения о передаче определенным третьим лицам (далее также - выгодоприобретатели фонда) или отдельным категориям лиц из неопределенного круга лиц (далее - отдельные категории лиц) всего имущества наследственного фонда или его части, в том числе при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет.

Условиями управления наследственным фондом может быть предусмотрено, что выгодоприобретатели фонда или отдельные категории лиц, которым подлежит передаче имущество фонда, определяются органами фонда в соответствии с условиями управления фондом.

Порядок передачи выгодоприобретателям наследственного фонда или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов от деятельности фонда, должен быть определен условиями управления фондом путем указания на вид и размер передаваемого имущества или порядок определения вида и размера имущества, в том числе имущественного права (например, права пользования имуществом, права на оплату работ, услуг, оказываемых третьими лицами выгодоприобретателям или отдельным категориям лиц), срок или периодичность передачи имущества, а также на обстоятельства, при наступлении которых осуществляется такая передача.

5. Устав наследственного фонда и условия управления наследственным фондом не могут быть изменены после создания наследственного фонда, за исключением изменения на основании решения суда по требованию любого органа фонда в случаях, если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать, а также в случае, если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником (статья 1117), если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда.

6. Условия управления наследственным фондом до направления нотариусом указанного в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи заявления доводятся им до сведения лиц, входящих в состав органов фонда, и могут быть раскрыты только выгодоприобретателям, а также в предусмотренных законом случаях органам государственной власти и органам местного самоуправления.

7. Ликвидация наследственного фонда осуществляется по решению суда по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса, а также в связи с наступлением срока, до истечения которого создавался фонд, наступлением указанных в условиях управления наследственным фондом обстоятельств или невозможностью формирования органов фонда (пункт 4 статьи 123.20-2).

Оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущество подлежит передаче выгодоприобретателям соразмерно объему их прав на получение имущества или дохода от деятельности фонда, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрены иные правила распределения оставшегося имущества, в том числе его передача лицам, не являющимся выгодоприобретателями. При отсутствии возможности определить лиц, которым подлежит передаче оставшееся после ликвидации наследственного фонда имущество, такое имущество в соответствии с решением суда подлежит передаче в собственность Российской Федерации.

8. Наименование наследственного фонда должно включать слова "наследственный фонд".

Статья 123.20-2. Управление наследственным фондом

1. В качестве единоличного исполнительного органа наследственного фонда или члена коллегиального органа наследственного фонда может выступать физическое или юридическое лицо. Выгодоприобретатель наследственного фонда не может выступать в качестве единоличного исполнительного органа фонда или члена коллегиального исполнительного органа наследственного фонда.

2. В случаях, предусмотренных уставом наследственного фонда, в нем создаются высший коллегиальный орган и попечительский совет. В состав высшего коллегиального органа наследственного фонда могут входить выгодоприобретатели фонда.

3. До направления нотариусом указанного в абзаце четвертом пункта 2 статьи 123.20-1 заявления о государственной регистрации наследственного фонда в уполномоченный государственный орган нотариус предлагает лицам, указанным в решении об учреждении фонда, или лицам, которые могут быть определены в порядке, установленном решением об учреждении фонда, войти в состав органов фонда. При согласии указанных лиц войти в состав органов фонда нотариус направляет сведения о них в уполномоченный государственный орган.

В случае отказа лица, указанного в решении об учреждении фонда, войти в состав органов фонда и невозможности сформировать органы фонда в соответствии с решением об учреждении фонда нотариус не вправе направлять в уполномоченный государственный орган заявление о создании наследственного фонда.

4. Замена членов коллегиальных органов наследственного фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, осуществляется в порядке, предусмотренном уставом фонда. Уставом фонда может быть предусмотрен порядок определения членов коллегиальных органов фонда и лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа наследственного фонда, в случае их выбытия, в том числе предусмотрено подназначение указанных лиц из определенного списка.

Если в течение года со дня возникновения необходимости формирования органов наследственного фонда (отсутствие кворума в коллегиальных органах фонда, отсутствие единоличного исполнительного органа) такие органы не будут сформированы, фонд подлежит ликвидации (пункт 7 статьи 123.20-1) по требованию выгодоприобретателя или уполномоченного государственного органа. До истечения указанного срока единоличный исполнительный орган наследственного фонда (при наличии такого органа) продолжает осуществлять деятельность наследственного фонда в соответствии с условиями управления наследственным фондом.

5. Условиями управления наследственным фондом могут быть предусмотрены порядок выплаты и размер вознаграждения лицу, осуществляющему полномочия единоличного исполнительного органа фонда, членам попечительского совета фонда или членам иных органов фонда за исполнение своих обязанностей.

6. Уставом фонда может быть предусмотрена необходимость получения согласия высшего коллегиального органа фонда или иного органа фонда на совершение наследственным фондом указанных в уставе сделок.

7. Аудит деятельности наследственного фонда проводится по основаниям, предусмотренным условиями управления наследственным фондом, а также по требованию выгодоприобретателя в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 123.20-3 настоящего Кодекса.

8. Единоличный исполнительный орган наследственного фонда обязан хранить устав фонда и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение об учреждении фонда, документы, подтверждающие права фонда на его имущество, документ, содержащий условия управления наследственным фондом, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета, документы бухгалтерской (финансовой) отчетности, протоколы собраний коллегиальных органов фонда, отчеты оценщиков, заключения ревизионной комиссии (ревизора) фонда, аудитора фонда, государственных и муниципальных органов финансового контроля, судебные акты по спорам, связанным с управлением фондом, иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом фонда и условиями управления наследственным фондом.

2. Выгодоприобретателями наследственного фонда могут быть любые участники регулируемых гражданским законодательством отношений, за исключением коммерческих организаций.

3. Права гражданина-выгодоприобретателя наследственного фонда не переходят по наследству. Права выгодоприобретателя - юридического лица прекращаются в случае его реорганизации, за исключением случая преобразования, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрено прекращение прав такого выгодоприобретателя при его преобразовании.

После смерти гражданина-выгодоприобретателя или ликвидации выгодоприобретателя - юридического лица, а также в случае заявленного наследственному фонду в нотариальной форме отказа выгодоприобретателя от права на получение имущества новые выгодоприобретатели определяются в соответствии с условиями управления наследственным фондом, в частности, они могут быть определены путем подназначения.

4. В случаях, предусмотренных уставом наследственного фонда, выгодоприобретатель вправе запрашивать и получать у наследственного фонда информацию о деятельности фонда.

5. Выгодоприобретатель наследственного фонда вправе потребовать проведения аудита деятельности фонда выбранным им аудитором. В случае проведения такого аудита оплата услуг аудитора осуществляется за счет выгодоприобретателя наследственного фонда, по требованию которого он проводится. Расходы выгодоприобретателя фонда на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению попечительского совета за счет средств фонда.

6. В случае нарушения условий управления наследственным фондом, повлекшего возникновение у выгодоприобретателя убытков, последний вправе потребовать их возмещения, если это право предусмотрено уставом фонда.

7. Выгодоприобретатель не отвечает по обязательствам наследственного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам выгодоприобретателя.".

Недавно был одобрен закон, дающий возможность для организации нового вида юридического лица - наследственных фондов в России. Они будут создаваться для передачи средств и активов по наследству по аналогии с действующими за границей.

Законопроект расширяет права жителей нашей страны по вопросу распоряжения их средствами и активами после смерти. Изменения, согласно новым законам, будут внесены в гражданское законодательство.

Что это такое?

Наследственный фонд является уникальным, несуществующим до сих пор способом распоряжения средствами после ухода из жизни основателя. Возможность его создания заинтересует обеспеченных граждан, волнующихся о сохранении своего собственного дела и передачи управления надежным менеджерам. Наследственный фонд для простых людей достаточен обременителен расходами по его управлению. Траты осуществляются из денег вновь организованного юридического лица.

Субъекты

Субъектами фонда являются:

  • Завещатель.
  • Наследники после выдачи свидетельства о праве на наследство.
  • Выгодоприобретатели.
  • Органы управления.

Юридическая сторона вопроса наследственного фонда

Законопроект выделяет основные моменты новых положений об этих организациях в нашей стране:

  • Узаконивается сфера наследования по завещанию в более широком понятии. Распоряжение об организации фонда, с одной стороны, является неотъемлемой частью завещательного документа, а с другой - подразумевается, что пожелание наследодателя является обособленным способом распоряжения имуществом после ухода из жизни. Завещатель предопределяет особый порядок распределения передаваемой имущественной массы. Его волеизъявление о создании нового юридического лица может ограничивать права будущих наследников на законном основании, включая их право на долю после вступления в наследство после смерти физического лица. Наследники, принимающие участие в деятельности фонда, не являются правообладателями собственности на имущество завещателя. Подразумевается ограничение целевого использования имущества организации, что коренным образом отличается от неограниченного обладания наследуемой массой. Создание нового субъекта права наследования заменяет привычные ранее отношения по участию в управлении фондом или приобретению дивидендов от него на новые.
  • Учредителем фонда считается его основатель в единственном лице. Это является юридическим отголоском того, что что в завещательном документе может содержаться воля одного наследодателя. Законодательство нашей страны не предусматривает такой институт, как совместное завещание.
  • Создание фонда начинается после ухода из жизни наследодателя. В организации не предусмотрен человека, который являлся бы собственником средств и активов, переданных ей, даже после вступления в наследство после смерти наследниками. Фонд обособленно существует в гражданском обществе без принадлежности какому-то физическому лицу, даже вступившему в наследство после смерти его основателя.
  • Фонд - это юридическое лицо.
  • Деятельность фонда носит некоммерческий характер.
  • Имущество, переданное фонду, должно иметь целевое использование. Организация является некоммерческим предприятием, не имеющим членства, учрежденное физическим лицом на основе добровольного взноса имуществом или денежными средствами. Цели наследственного фонда должны быть связаны с благотворительностью и полезными для гражданского общества делами. Данное юридическое лицо использует имущество для некоммерческих целей, описанных в его уставе, предусматривающего право на осуществление доходной, разрешенной законом деятельности.

Создание

Согласно закону, созданием наследственного фонда будет заниматься нотариус после ухода из жизни гражданина с дальнейшей передачей в него имеющихся активов. Нотариальный работник должен действовать согласно воли наследодателя.

Основателю фонда следует прописать в завещательном документе сведения:

  • о создании юридического лица;
  • об утверждении его устава;
  • об определении управленческих условий;
  • о порядке и размере образования имущества фонда;
  • о лицах, на которых возлагается управление фондом;
  • о порядке назначения лиц.

Действия нотариуса после смерти владельца состояния:

  • Нотариальному сотруднику дается три дня, чтобы послать в орган государственной власти заявление о создании фонда с данными физического лица или наименования юридического лица, управляющего в будущем данной организацией.
  • Управление активами осуществляется без указания срока или в течение ограниченного во времени периода в соответствии с условиями, закрепленными в его уставе.
  • Все наследуемое имущество передается в фонд.
  • Из имущества организации выделяется часть, полагаемая наследникам в момент вступления их в право пользования после ухода из жизни владельца фонда.

Руководство организации должно быть подробно прописано в завещании коллегиальным органом наследственного фонда. Нововведения закона предусматривают особый порядок создания управляющего совета. До направления заявления о регистрации фонда нотариус прорабатывает вопросы создания органов управления фонда. Если за календарный год органы управления не будут созданы, организация может быть ликвидирована по требованию выгодоприобретателя или государственного контролирующего органа. В этом случае фонд не регистрируется, не становится юридическим лицом. Правовая форма фонда требует качественного управления и высокой компетентности членов совета, свойственных, как правило, корпоративным организациям.

Устав и условия управления не могут быть скорректированы после ухода из жизни человека, являвшегося учредителем фонда, и во время работы организации. Исключением является корректировка учредительного документа на основании судебного решения по требованию коллегиального органа фонда в случаях:

  • Руководство организацией на прежних условиях невозможно по причинам, возникновение которых нельзя было предугадать.
  • Выгодоприобретатель является недостойным получателем наследства, при условии, что это не было известно в период создания фонда.

Выгодоприобретатель

Выгодоприобретателями наследственного фонда может быть кто угодно, за исключением коммерческих организаций. Рассмотрим несколько основных моментов прав бенефициара:

  • Он имеет право на получение всех или только части активов фонда.
  • Его права неотчуждаемы, на них нельзя обратить взыскание по его долгам.
  • Его права в отношении фонда не наследуются.
  • Если выгодоприобретатель является юридическим лицом, то его права прекращаются после возможной реорганизации за исключением преобразования, если управленческими условиями не предусмотрено прекращение прав при преобразовании лица.
  • Он не отвечает по обязательствам фонда, а тот, в свою очередь, не отвечает по его обязательствам.
  • Наследник, обладающий правами на обязательную долю и являющийся выгодоприобретателем, утрачивает право требовать полагающуюся ему часть. Если преемник в течение периода для принятия наследства заявит об отказе от прав выгодоприобретателя, то он имеет право требовать свою долю.

Налогообложение фонда

Налоговое законодательство нашей страны не предусматривает особенностей для фонда. Налогообложение учреждения осуществляется согласно режиму всех некоммерческих организаций. Этим обусловлена инвестиционная актуальность наследственного фонда и желание обеспеченных граждан нашей страны, владеющих собственными бизнесами, избрать формой распоряжения имуществом после смерти фонд. Руководствуясь привлекательной фискальной политикой в отношении доходов, приобретаемых от фонда в Европе, эта форма управления имуществом после ухода из жизни пользуется спросом у европейских граждан, имеющих большие налоговые ставки для доходов физических лиц.

Фонд и семейное право

Не до конца проработаны вопросы взаимосвязи института фонда в России с основами семейного законодательства о правовых отношениях в области совместного имущества супругов, права другого супруга, доказательств для признания недействительным единоличного решения о создании подобного фонда. В новом законе отсутствует ссылка к нормам семейного законодательства, регулирующим правоотношения супругов. Это свидетельствует о зарождении новой судебной практики. Это касается, в частности, наследственных фондов.

Иностранные примеры

В настоящее время возможность создавать фонды существует во многих странах мира. Например, есть наследственные фонды в Германии.

Заграницей подобные организации создают богатые бизнесмены. При этом делается это для общественной пользы. Средства из некоммерческой структуры тратятся на развитие университетов, городов, стран. Самый известный пример - это Нобелевский фонд.

Отличия отечественных от иностранных фондов

Опишем существенные различия европейских и российских фондов:

  • Существование иностранных фондов публичного права и частных фондов. Такие структуры относятся к частноправовым юридическим лицам, вносятся в торговый реестр. Например, депозитный фонд Лихтенштейна, учредительные документы которого подлежат отправке в торговый реестр, но сведения о нем закрыты от публичного освещения в СМИ для сохранения анонимности о данной организации. Правосубъектность фонда Лихтенштейна характеризуется совершением сделок через представительство доверенных лиц. На депозитные активы перекладывается обязанность по раскрытию сведений о бенефициарном владельце, членах коллективного управленческого органа.
  • Европейские законодатели ограничивают круг возможных целей использования активов наследственными фондами. Цели должны быть полезны для гражданского общества. Коммерческая деятельность допускается только при условии, что она непосредственно направлена на достижение заявленных целей.
  • Внушительная сумма уставного капитала организаций в странах Европы. Если для подобного фонда нашей страны минимальная величина уставного капитала законом не ограничена, то для европейского - она лимитирована. Уставный капитал фонда в Германии составляет от пятидесяти тысяч евро.
  • Четкая направленность на заявленные цели наследования, простота и удобство процедур создания. В Лихтенштейне для создания фонда достаточно заявления наследодателя об обособлении своего личного имущества в фонд.
  • В Европе организация является средством защиты активов от требований кредиторов наследодателя. Правовая природа фонда в Европе может предусматривать право преимущества на обязательную долю наследникам и (или) право привилегии выплат на постоянной основе выгодоприобретателю перед кредиторскими требованиями.
  • Повсеместная практика организации анонимных фондов.
  • Контроль за деятельностью фонда со стороны уполномоченного органа власти. К структуре контролирующих органов стран Европы относятся учреждения по контролю за публичными, частными фондами, включая наследственные. Органы контролируют использование имущества согласно заявленным целям. Европейские фонды обязаны ежегодно предоставлять отчетность контролирующему органу.
  • Наличие специализированных судов, рассматривающих споры, вытекающие из правовых отношений в фондах.

Признание российских фондов за рубежом

Положение дела о признании фондов за рубежом осложняется тем, что выдача свидетельство о праве на наследство российским нотариусом в иностранных государствах требует признания судом или иным государственным органом. При передаче фонду в нашей стране имущества, находящегося за пределами России, становится трудно решаемой задачей вступления во владение имуществом, находящимся заграницей. В этом случае следует обратиться к международным законодательным нормам признания иностранных официальных документов в силу положений международного договора и национального закона.

Это часто возникающая проблема в международном праве из-за неактивности органов власти нашей страны в согласовании с другими государствами улаживания вопросов потребности на ежедневной основе граждан в семейных и наследственных правовых отношениях.

До вступления в силу новых законов о фонде в нашей стране осенью этого года осталось немного времени. Отмеченные проблемы могут быть урегулированы в процессе международного сотрудничества России с другими странами или в процессе правоприменительной практики в расчете на разумное рассмотрение дел в судах.

Самые известные фонды

За границей фонды создают обеспеченные люди для того, чтобы:

  • обеспечить благополучие своей семьи и родственников после своего ухода из жизни;
  • приносить пользу обществу.

Перечислим известные наследственные организации:

  • Фонд Нобеля. Основан в начале двадцатого века по завещанию известного шведского изобретателя. Ученый оставил все свое состояние, за небольшим исключением, на выплату нескольких премий в раз год (физика, химия, физиология и медицина, литература, мировое признание). Основная часть имущества фонда инвестирована в проекты. Премии финансируются из прибыли от вложений. Размер премии составил на сегодняшний день около миллиона долларов.
  • Фонд Форда. Организацию основал сын Генри Форда, передав ему первые двадцать пять тысяч долларов. После смерти его, и его отца фонд получил все их активы. Совет попечителей из пятнадцати человек возглавил младший внук основателя компании. Новые члены избираются самим советом. Сейчас фонд занимается инвестициями и является одной из крупнейших благотворительных организаций в мире.
  • Фонд Велкома. После ухода из жизни основателя фармацевтического холдинга в Великобритании Генри Велкома все его имущество отдано в организацию, носящую его имя. Сейчас он функционирует как некоммерческая структура, активы которой составляют восемнадцать миллиардов фунтов стерлингов, спонсирующих разработки в области медицины.
  • Фонд Боша. На основании решения основателя немецкого концерна Bosch создана организация его имени. Фонд владеет частью акций концерна и функционирует за счет его дивидендов.

Это самые знаменитые и богатые некоммерческие организации в мире.

Наследственным фондом признается создаваемый во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока. Неотъемлемой частью завещания, условия которого предусматривают создание наследственного фонда, являются решение завещателя об учреждении наследственного фонда, устав фонда, а также условия управления фондом. В таком решении завещатель также определяет порядок, размер, способы и сроки образования имущества фонда, лиц, назначаемых в состав органов данного фонда и порядок определения таких лиц. Наследственный фонд подлежит созданию после смерти завещателя по заявлению, направляемому в уполномоченный государственный орган нотариусом, ведущим наследственное дело. К заявлению прилагается решение об учреждении фонда и утверждении устава фонда, составленные при жизни гражданина - завещателя. Наследственный фонд призывается к наследованию по завещанию после его создания.

Выделим следующие аспекты новых положений о наследственном фонде РФ:

  1. расширение сферы наследования по завещанию;

Распоряжение о создании наследственного фонда рассматривается как неотъемлемая часть завещания. Вместе с тем, представляется, что распоряжение завещателя о создании наследственного фонда представляет собой самостоятельный способ распоряжения имуществом на случай смерти. Решение наследодателя о создании фонда предопределяет особенный порядок распределения наследственной массы и иную судьбу имущества, передаваемого фонду. В данном случае, волеизъявление наследодателя о создании фонда и передаче фонду наследственной массы может ограничивать реализацию прав наследников по закону, включая и право на обязательную долю. Наследники, даже и участвующие в последующей деятельности фонда, уже не становятся непосредственными обладателями права собственности на объекты наследственного имущества. Также подразумевается и ограниченное целевое использование имуществом, переданным фонду, напротив прежнего, как правило, неограниченного обладания и распоряжения объектами наследования со стороны наследников. Таким образом, при возникновении нового субъекта права, каким является наследственный фонд, вещные правоотношения наследования трансформируются в обязательственные правоотношения по участию в управлении наследственным фондом или приобретению имущества от фонда.

  1. учредителем выступает исключительно одно физическое лицо;

Рассматриваемая норма соответствует доктринальному подходу РФ, согласно которому в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина. Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается. По прежнему, российское законодательство не предусматривает среди правовых средств договорного наследования такие распространённые в мире институты как совместное завещание или наследственный договор.

3. создание Фонда происходит только после смерти наследодателя;

Уникальность этой формы юридического лица состоит в его раздельном существовании от учредителя - уже умершего наследодателя. В таком учреждении отсутствует лицо, которое является собственником наследственного имущества, переданного фонду. В этом смысле и выражается истинность гениальной теории фикции папы римского Иннокентия VI . Наследственный фонд, являясь искусственной конструкцией и порождением правопорядка высокой ступени развития, самостоятельно существует в обществе вне принадлежности и вне зависимости от воли определённого физического лица.

4. наследственный фонд РФ является юридическим лицом и обладает признаками этого субъекта права.

5. некоммерческий характер деятельности;

6. целевое использование имущества, переданного фонду.

Наследственный фонд РФ относится к унитарным некоммерческим организациям, не имеющим членства, который учреждён физическим лицом на основе добровольных имущественных взносов. Исходя из основных положений о правосубъектности лиц этой организационной формы, цели наследственного фонда определены как благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Фонд использует имущество исключительно для этих некоммерческих целей, определенных в его уставе. Но в уставе фонда может быть предусмотрено право на осуществление приносящей доход деятельности, которая допускается законом лишь постольку, поскольку служит достижению целей, ради которых создан фонд, и если такая коммерческая деятельность соответствует таким целям.

Европейский наследственный фонд

Предложенная конструкция создания фонда физическим лицом на основе наследственного имущества имеет определённое сходство с фондами, которые широко распространены в правовых системах Западной Европы. Основу существования такой правовой формы составляют два правовых принципа: нераздельности и статичности наследственного имущества. Под нераздельностью понимается такое правовое состояние, которое предупреждает расщепление (разделение) объектов наследования. Статичность наследственного имущества выражается в замирании (неизменном состоянии) объектов наследования, в котором они находились при фиксации прав до даты смерти наследодателя.

Собственно фонды насчитывают уже многовековую историю как в Америке, так и в Европе, сходные по признакам правовой формы, но различные по целям создания и характеру деятельности. Новый наследственный фонд РФ воспринял характерные особенности фонда континентальной правовой системы:

Особенное развитие в этих странах фондовое право получило в законодательстве Великого княжества Лихтенштайн, к которому мы будем обращаться в ходе обзора.

Однако, выделим и следующие принципиальные различия европейских и российских наследственных фондов:

  • существование фондов публичного права и частных (непубличных) фондов;

Такой фонд относится к частноправовым (непубличным) юридическим лицам вносится в Торговый реестр, но обладает определёнными особенностями правосубъектности. Одним из примеров является Депозитный фонд Лихтенштейна. Учредительные документы такого Фонда подлежат передаче в Торговый реестр, однако, сведения о фонде открыто не публикуются. При этом сохраняется анонимность о наименовании фонда, его учредителе и выгодоприобретателях, органах управления. Осуществление правосубъектности Депозитного фонда характеризуется тем, что при совершении сделок фонд представлен Адвокатами - доверенными лицами. Однако, отметим, что и на Депозитные фонды возлагается обязанность по открытию сведений о бенефициарном владельце организации по правилам современных международных требований. По смыслу правил, в данном случае к таким лицам относятся члены высшего коллективного органа управления - Совета депозитного фонда и выгодоприобретатели фонда.

  • европейские правопорядки строго ограничивают круг целей использования имущества такими наследственными фондами;

Главная их характеристика: общественно - полезные или личные цели. Осуществление коммерческой деятельности допускается только общественно - полезными фондами и при условии, что эта деятельность непосредственно направлена на достижение объявленных общественно - полезных целей. Цели Персонального фонда связаны с организацией управления имуществом фонда по определённому учредителем фонда порядку, а коммерческая деятельность такого фонда должна быть непосредственно связана с управлением активами фонда.

  • значительный размер уставного капитала европейского фонда,

Если для наследственного фонда РФ формирование уставного капитала законом не предусмотрено, то для европейского фонда это требование относится к обязательным. Например в Германии уставный капитал фонда составляет от 50.000 ЕВРО, в Лихтенштайне - от 27.000 ЕВРО, в Швейцарии от 44.000 ЕВРО. Представляется вполне логичным формирование в существенном размере начального капитала наследственного фонда РФ, иначе, каким образом фонд будет достигать общественно - полезных целей своего создания, каким имуществом будут управлять три органа фонда и, собственно, что получит выгодоприобретатель такого безимущественного фонда?

  • явная направленность на объявленные цели международного наследования и простота процедур создания;

Например, в Лихтенштайне для основания Персонального фонда для целей наследования достаточно письменного заявления основателя об обособлении имущества в фонд, в котором указаны выгодоприобретатели. Такими выгодоприобретателями также могут выступать любые физические или юридические лица. Минимальный размер уставного капитала фонда составляет 27.000 ЕВРО и формируется на дату основания фонда в виде денежных средств, имущества или имущественных прав, в том числе и находящихся в разных странах.

  • средство для защиты имущества от притязаний кредиторов наследодателя;

Правовая форма европейского фонда может предусматривать преимущественное право на обязательную долю наследникам и (или) преимущественное право регулярных выплат выгодоприобретателю перед правами кредиторов наследодателя. Например, в уставе фонда предусматривается следующая формулировка: «наследственное имущество предназначается выгодоприобретателю как уступаемые и не подлежащие изъятию ежемесячного содержания (Apanage) или выплаты пенсии.»

К числу существенных преимуществ этой организационной формы относится относительно высокая степень анонимности фонда. Выше упомянуты Депозитные фонды, сведения о которых передаются в Торговый реестр, но не подлежат разглашению в открытом доступе. В других случаях, правоотношения в фонде регулируются не только уставом, сколько под - уставами, которые не подлежат опубликованию в Торговом реестре. Чистые Семейные фонды, заявляющие о своём основании, но не подлежащие регистрации в Реестре, продолжают сохранять конфиденциальность об учредителе и выгодоприобретателях фонда перед третьими лицами. Именно Депозитные фонды занимают передовое положение в общественной жизни Лихтенштайна при общем количестве более 29 000 Депозитных фондов против около 2 000 обычных зарегистрированных фондов. Общая стоимость имущества, обособленного в Фонды Лихтенштайна, составляет более 173 миллиардов ЕВРО по состоянию на 2015 год, что составляет около 50 % средств, размещённых в европейские Фонды в целом.

  • контроль за деятельностью фонда со стороны уполномоченного государственного органа;

К структуре органов государственного управления европейских стран относятся учреждения по надзору за публичными и частными фондами, включая семейные и наследственные фонды. Такие органы контролируют целевое использование имущества фондов. На европейские фонды возложены обязанность по ежегодному предоставлению отчётности фонда и аудиторского заключения такому органу.

  • специальные суды по рассмотрению споров, вытекающих из правоотношений в фондах.

С 2011 года споры и разногласия связанные с правоотношениями Фонда, могут рассматриваться по арбитражным правилам Лихтенштейна внутри Княжества, которые характеризуются минимальным администрированием, простотой применения и высокой степенью конфиденциальности.

Передача имущества наследственному фонду

Имущество наследственного фонда РФ формируется при создании фонда, в ходе осуществления им своей деятельности, а также за счет доходов от управления имуществом наследственного фонда. Безвозмездная передача иными лицами имущества в наследственный фонд не допускается. При создании наследственного фонда и принятии им наследства нотариус обязан выдать фонду свидетельство о праве на наследство в срок, указанный в решении об учреждении наследственного фонда, но не позднее шестимесячного срока. Представляется, что такое свидетельство является подтверждением передачи наследственного имущества созданному фонду.

По условиям управления фондом может допускаться передача третьим лицам всего или части имущества фонда, в том числе после смерти гражданина-учредителя фонда. Такое положение представляется спорным, поскольку:

  • не соответствует положениям закона о целевом использовании имущества;
  • создаёт предпосылки для злоупотреблений, связанных с отчуждением имущества фонда;
  • противоречит фундаментальному правилу последней воли наследодателя.

Не прослеживается юридическая связь между фактом возникновения правосубъектности российского фонда при его государственной регистрации и юридической обязанностью осуществить действия по передаче имущества такому фонду. В германском праве эта проблема решена следующим образом: если фонд признаётся правоспособным лишь после смерти учредителя, то в отношении предоставлений учредителя считается, что фонд образован до его смерти. Под предоставлениями учредителя подразумевается наследственное имущество. К признанным преимуществам европейского Фонда, как раз и относится простота оформления передачи наследственного имущества. Передача осуществляется в форме вручения вещей уполномоченному органу Фонда. Правовым основанием для передачи является Свидетельство о праве на наследство уполномоченного органа (суда).

Представляется ошибочность подхода в отсутствии взаимосвязи положений о наследственном фонде с институтом наследования долгов наследодателя. Так, нормами статьи 1175. 1. ГК РФ предусмотрено, что наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Общее положение обязательственного права закрепляет принцип надлежащего исполнения обязательств и недопустимости от одностороннего исполнения обязательств. Поэтому права кредитора при солидарной обязанности выражены в требовании исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Остаётся неясным, что происходит с обязательствами наследодателя при создании наследственного фонда и передаче ему наследственной массы: Каким образом будет реализовано право кредитора умершего лица? Возлагается ли ответственность по обязательствам наследодателя на фонд или на выгодоприобретателя фонда? Каким образом и в каком объёме распределяется ответственность по долгам наследодателя между фондом и иными наследниками? Видимо, эти задачи предстоит решать российским нотариусам при оформлении завещания и разработке решения завещетеля о создании фонда.

Управление наследственным фондом

К составу субъектов Фонда отнесены: наследодатель (завещатель), наследники, выгодоприобретатели, а также органы управления фондом. При отсутствии умершего учредителя управление фондом будет осуществляться высшим коллегиальным органом фонда, коллегиальным и (или) единоличным исполнительным органом, а также попечительским советом фонда. Новыми положениями закона РФ предусмотрен особенный порядок формирования органов управления фондом. До направления нотариусом заявления о регистрации фонда в уполномоченный орган нотариус решает вопросы формирования органов фонда. Если в течение года такие органы не будут сформированы (отсутствие кворума в коллегиальных органах фонда, отсутствие единоличного исполнительного органа, отказ названных лиц войти в состав органов фонда), фонд подлежит ликвидации по требованию выгодоприобретателя или уполномоченного органа. Таким образом, возникает пробел в регулировании отношений последующей судьбы наследственного имущества при невозможности формирования органов фонда в соответствии с решением завещателя. В этом случае фонд не подлежит государственной регистрации и не приобретает прав юридического лица. Представляется, что восполнить регулирование возможно посредством закрепления положений, что при невозможности формирования органов фонда согласно воле завещателя, наследственное имущество фонда подлежит охране и наследованию по закону.

Отметим, что правовая форма наследственного Фонда при отсутствии учредителя (собственника) физического лица и изложенной структуре коллективного управления потребует высокой культуры управления и компетентности членов органов управления Фондом, свойственных корпоративным организациям. Например, представляется целесообразным формирование коллегиального органа управления по принципу Sechs Augen Prinzip, то есть в составе трёх физических лиц, как минимум. Также следует акцентировать важное положение, что управление наследственным фондом осуществляется органами фонда исключительно для достижения целей, ради которых он создан завещателем.

Как правило, в европейских правовых системах управление наследственным фондом имеет менее сложную структуру, но строже регламентировано в области надзора за целевым использованием имущества фонда. Например, в Лихтенштайне, органом фонда является Совет фонда, составляющий не менее двух членов, один из которых должен быть резидентом Лихтенштайна. Этот член Совета представительствует от имени фонда перед государственными учреждениями. Общественно - полезный Фонд, который зарегистрирован в Торговом реестре, подлежит государственному надзору со стороны Наблюдательного Совета за финансовым рынком в форме контроля за годовыми отчётами фонда. Надзор рассматривается средством обеспечения принципов нераздельности и статичности, а также обеспечения прозрачности общественно - полезной деятельности фонда.

Изменение устава наследственного фонда

На первый взгляд парадоксально, но устав и условия управления фондом не могут быть изменены после смерти гражданина, являвшегося учредителем фонда и после создания наследственного фонда. Исключением является изменение Устава на основании решения суда по требованию любого органа фонда в следующих случаях:

  1. если управление наследственным фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать;
  2. если будет установлено, что выгодоприобретатель является недостойным наследником, если только это обстоятельство не было известно в момент создания наследственного фонда.

Выгодоприобретатель наследственного фонда

Выгодоприобретателями наследственного фонда могут быть любые участники регулируемых гражданским законодательством отношений, за исключением коммерческих организаций. Выгодоприобретатель наследственного фонда имеет право на получение в соответствии с условиями управления наследственным фондом всего или части имущества фонда. Права выгодоприобретателя наследственного фонда неотчуждаемы, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам выгодоприобретателя. Сделки, совершенные с нарушением этих правил, являются ничтожными. Права гражданина-выгодоприобретателя наследственного фонда не переходят по наследству. Права выгодоприобретателя - юридического лица прекращаются в случае его реорганизации, за исключением случая преобразования, если условиями управления наследственным фондом не предусмотрено прекращение прав такого выгодоприобретателя при его преобразовании. Выгодоприобретатель не отвечает по обязательствам наследственного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам выгодоприобретателя. Наследник, имеющий право на обязательную долю и являющийся выгодоприобретателем наследственного фонда, утрачивает право на обязательную долю. Если такой наследник в течение срока, установленного для принятия наследства, заявит ведущему наследственное дело нотариусу об отказе от всех прав выгодоприобретателя наследственного фонда, он имеет право на обязательную долю в соответствии с настоящей статьей.

Взаимосвязи института наследственного фонда с институтами семейного права

Ещё остаются непроработанными вопросы взаимосвязи института наследственного фонда РФ с положениями семейного законодательства о правоотношениях в области общей совместной собственности супругов, права пережившего супруга, оснований для признания недействительным всего или части решения о создании наследственного фонда. В новых нормах Кодекса отсутствует отсылка к нормам законодательства, регулирующим семейные правоотношения, что рассматривается неосмотрительностью российского законодателя.

Напротив, европейская доктрина предусматривает особенную правовую форму чистого Семейного Фонда, целью создания которого и является управление имуществом при наследовании. На примере законодательства Лихтенштайна выделяется следующие преимущества при международном наследовании:

  • основатель Наследственного фонда становится свободным в принятии решения о передаче имущества многим последующим поколениям;
  • такой фонд выступает привлекательным правовым средством защиты последующих поколений от раздробления общности имущества. Например, в качестве средства защиты от раздробления, раскола в последующих семейных отношениях;
  • свобода волеизъявления наследодателя выражается в предусмотренном законом ограничении возражений против целевого использования общности имущества при сокращении обязательной доли наследства;
  • внесение цельного предприятия в состав имущества фонда позволяет эффективно преодолесть правовую ситуацию, при которой требуется как сохранить в цельности имущественные активы, так и ограничить право на участие в управлении этим предприятием со стороны наследников, например, в силу их ограниченной дееспособности или недостаточной компетентности;
  • в определённых случаях право наследования фонда получает преимущество против требований третьих лиц, предъявленных к наследодателю. В частности, право на обязательную долю при наследовании имеет преимущество перед правами кредиторов по обязательствам наследодателя;
  • посредством фонда Основатель может обеспечить определённым лицам будущие пенсионные выплаты от предприятия, которое передано фонду и управляется компетентными органами.

Налогообложение наследственного фонда

Никаких особенностей налогообложения наследственного фонда новый Закон от 29.07.2017 N 259-ФЗ не содержит. Налоговый кодекс РФ также не предусматривает особенностей налогообложения наследственного фонда, приравнивая это учреждение к режиму налогообложения всех некоммерческих организаций. Между тем, эти положения имеют концептуальное значение. В частности, будут ли предусмотрены законодательством РФ особенности налогообложения передачи права собственности на имущество фонда или права пользования таким имуществом выгодоприобретателю, отдельные правила налогообложения периодичных и регулярных выплат выгодоприобретателю. Между тем, ключевыми причинами появления в правовой доктрине такой формы наследования как фонд явились именно создание благоприятных условий для последующего наследования, сохранение наследственного имущества, обеспечение иных благоприятных гражданско - правовых и налоговых последствий при переходе прав на наследственное имущество наследникам. Поэтому при выборе европейского фонда в качестве правового средства для передачи наследственного имущества заинтересованными лицами, нотариусами и адвокатами всегда учитываются критерии налогообложения и их применение в определённых странах, где может находиться имущество, квалификация имущества и ее влияние на налогообложение, средства благоприятного налогообложения при международном наследовании.

Изложенными обстоятельствами и может быть обусловлена степень инвестиционной привлекательности наследственного фонда, а следовательно желание резидентов РФ избрать формой наследования фонд под юрисдикцией РФ. В том числе, руководствуясь благоприятным налогообложением доходов, приобретаемых от европейского фонда, эта форма наследования приобрела завидную популярность у резидентов европейских стран, имеющих высокие ставки налогообложения доходов физических лиц. В качестве примера отметим, что налогообложение фондов Лихтенштайна является более благоприятным, чем корпораций и иных предприятий. Например, физические лица - выгодоприобретатели фонда освобождены от налога на наследование и дарение, а фонд - от налога на капитал и на акции. Налог на доходы фонда составляет 12,5 % в год, но не менее 1.100 ЕВРО. При определённых условиях фонд с общественно - полезными целями освобождается от налогообложения доходов, реально осуществляющий такую деятельность. Кроме того, Княжество располагает развитой сетью Соглашений об устранении двойного налогообложения с 55 странами, включая Германию, Австрию, США, Великобританию, Кипр, Мальту, ОАЭ, Монако и Швейцарию, что позволяет шире использовать такой фонд при планировании наследования.

Признание российского наследственного фонда за пределами РФ

Положение осложняется тем обстоятельством, что свидетельство о праве на наследство, выданное российским нотариусом наследственному фонду РФ, в большинстве стран подлежит признанию через суд или иной уполномоченный государственный орган. То есть при передаче фонду из юрисдикции РФ имущества, находящегося за пределами РФ, становится актуальной задача вступления во владение таким зарубежным имуществом. В данном случае мы обращаемся к известным следующим международным правилам признания иностранных официальных документов:

  • признание и исполнение иностранного документа в силу положений международного договора;
  • признание и исполнение иностранного документа в силу положений национального закона;

Приходится снова возвращаться к теме недостаточной активности государственных органов РФ в согласовании с другими странами регулирования вопросов ежедневной потребности граждан в семейных и наследственных правоотношениях. Так, РФ по прежнему не участвует в ряде Конвенций, регулирующих эти вопросы, а именно: Конвенция о единообразном законе о форме международного завещания (Вашингтон 26.10.1973), Конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (Гаага 05.10.1961), Конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц (Гаага 02.10.1973), Конвенция о праве применительном к доверительной собственности и ее последующем признании (Гаага 01.07.1985). Да и имеющиеся двусторонние договоры РФ об оказании правовой помощи зачастую не определяют простые и доступные правила исполнения нотариальных актов РФ на территории других стран.

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=221507&dst=4294967295&req=doc&rnd=285391.17633309#0 (дата обращения 16.09.2017)