Задания для самостоятельной работы по дисциплине «Административный менеджмент. Социальный интерес в политическом пространстве (Социально-философский анализ) Мартиросян София Ашотовна Социальный интерес выступает как личности

Социальный интерес

Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

1. Субсоциальные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным "Я" индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.

2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.

3. Супрасоциальные объекты - это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это "космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас", "тесный союз с жизнью как целым".

Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.

Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса

Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

а) Социальная деятельность. Общение и обособлении как формы взаимодействия. Основным способом существования человека, проявления его социальной сущности является существование в форме деятельности. Для существования личности необходимо ее постоянное взаимодействие с социальной средой. Это взаимодействие осуществляется, с одной стороны, как потребление и познание социальной среды, а, с другой, как изменение этой среды.

Основными формами такого взаимодействия являются общение и обособление. В современной социологической литературе общение рассматривается как сложный и разносторонний процесс, проявляющийся в виде взаимодействия, взаимоотношения, взаимопонимания и сопереживания. Обособление – другая взаимопротивоположная сторона взаимодействия личности с социальной средой. Личность не только стремится к общению со своей средой, но и к обособлению, содержание которого заключается в приобретении человеком своей социальной сущности через формирование индивидуальности.

б) Потребности и интересы. Основным источником активности человека являются потребности. Именно потребности выступают в качестве непосредственной силы, приводящей в движение механизм человеческой деятельности. В самом общем смысле потребность – это отражение (проявление) противоречия между имеющимся (веществом, энергией, информацией) и необходимым для сохранения и прогрессивного изменения саморазвивающейся системы органического мира. Человеческая потребность есть проявление противоречия между имеющимся (веществом, энергией, информацией) и необходимым для сохранения и развития человека как биосоциальной системы. В реальной жизни (при осознании) она выступает как нужда, влечение, стремление к чему-то (веществу, энергии, информации). Необходимо подчеркнуть, что стремление к удовлетворению потребности связано не только с установлением равновесия в системе личность-среда (снятие напряжения через ликвидацию противоречия), но и с развитием личности.

Исходным моментом в этом процессе является то, что каждый индивид координирует свои поступки с конкретным состоянием социальной среды. Нормальное поведение любого человека представляет собой компромисс между возможностями, заложенными в обстоятельствах, и человеческими потребностями, постоянно нуждающимися в удовлетворении.

Проявление этих потребностей, а, следовательно, возможное поведение человека, представляет собой действие трех факторов: стремления к максимальной удовлетворенности, желания ограничиться минимумом неприятностей (избежать страданий), усвоенных культурных ценностей и норм, а также правил и норм, принятых в окружающей социальной среде. Важное значение для понимания сущности потребностей имеет их классификация.

в) Классификация потребностей. Материальные и духовные потребности. Попытки классифицировать потребности представляют значительную трудность. В самом общем виде различают потребности биологические и социальные. Биологические (физиологические) потребности – это потребности физического существования человека, требующие удовлетворения на уровне культурных и исторических стандартов общества и конкретной общности, к которой принадлежит человек. Биологические потребности иногда называют материальными. Речь идет о непосредственных потребностях людей, удовлетворение которых предполагает наличие определенных материальных средств – жилищ, продуктов питания, одежды, обуви и т. д.

Социальные (духовные) потребности предполагают стремление к обладанию результатами духовного производства: приобщение к науке, искусству, культуре, а также потребности в общении, признании, самоутверждении. Они отличаются от потребностей физического существования тем, что их удовлетворение связано не с потреблением конкретных вещей, не с физическими свойствами человеческого организма, а с развитием личности и общества как социокультурных систем.

г) Элементарные и вторичные потребности. Процесс образования потребностей включает в себя как возобновление уже имевшихся, так и появление новых потребностей. Для правильного понимания этого процесса все потребности можно разделить на два основных типа: элементарные и вторичные.

К элементарным относятся потребности в вещах и условиях существования, без которых личность погибнет: любая пища, любая одежда, любое жилище, примитивные знания, зачаточные формы общения и т. п. К вторичным относятся потребности более высокого уровня, предусматривающие возможность выбора.

Вторичные потребности возникают при достаточно высоких формах организации общественной жизни. При отсутствии выбора или возможностей его осуществления вторичные потребности либо не возникают, либо остаются в зачаточном состоянии.

Возможности удовлетворения элементарных и вторичных потребностей определяют уровень жизни, расположенный на шкале двух полярностей: нужда (недостаток в удовлетворении элементарных потребностей) и роскошь (предельно возможный при данном развитии общества максимум в удовлетворении вторичных потребностей).

Наряду с индивидуальными потребностями, в обществе возникают потребности групповые (от малых групп до страны в целом). При взаимодействии с другими группами (социальными общностями) они проявляются как общественные потребности. Осознаваясь индивидом, они выступают как социальный интерес. Рассматривая свойства человеческих потребностей, необходимо учитывать, что они существуют не на «паритетных» началах, а по принципу доминанты. Одни оказываются более насущными для субъекта, другие – менее.

д) Базовая потребность. В последнее время все большее внимание социологов привлекает идея выделения базовой потребности, которая может найти выход в удовлетворении любой другой из существующих потребностей. Идея выделения базовой потребности предполагает дать объяснение поведению личности в различных жизненных ситуациях.

Такой потребностью является потребность в самоутверждении. Через какую потребность находит выход базовая, определяющая потребность – зависит от многих факторов. Такими факторами могут быть способности личности, условия ее формирования и жизнедеятельности, цели, преследуемые обществом в процессе социализации личности. Именно потребность в самоутверждении детерминирует различные виды самореализации.

Потребность в самоутверждении, в отличие от других потребностей, не имеет заранее заданной направленности. Если, например, творческие потребности реализуются в творческой деятельности, потребность в вооружении навыками в познавательной деятельности, материальные – в потреблении материальных благ, то потребность в самоутверждении может удовлетворяться через удовлетворение любой из человеческих потребностей. Способ удовлетворения базовой потребности в самоутверждении зависит от способностей индивида, от уровня развития общества и т. д.

Самоутверждение может проявляться и в антисоциальной деятельности, в форме девиантного поведения. Жизнь знает немало примеров, когда самоутверждение личности происходили не по линии раскрытия ее сущностных сил, а в неумеренном потребительстве, жажде власти, аномическом сексуальном поведении и т. п.

е) Формы проявления потребностей. Разумеется, было бы неправильным считать, что потребности непосредственно определяют поведение человека. Между воздействием среды и деятельностью человека существует несколько промежуточных ступеней. Потребности субъективно проявляются в форме интересов, стремлений, желаний человека. Затем неизбежно следуют такие акты, как мотивация, установка и, наконец, действие.

Удовлетворяя потребности через фиксированную деятельность, личность формирует в своем сознании динамическую систему устойчивых чувств, привычек, умений и знаний, которые составляют опыт личности. Будучи составной частью сознания личности, опыт есть итоговая совокупность фиксированных внешних воздействий, преобразованных через призму потребностей. Социально обусловленный процесс аккумуляции, сохранения и воспроизведения опыта и знаний составляет память личности. Опыт прошлых поколений, не имеющий достаточного научного обоснования, переданный последующему поколению и используемый им, закрепляется в традициях.

ж) Мотивация социальной деятельности. Взаимодействие потребностей, ценностных ориентаций и интересов образует механизм мотивации социальной деятельности. Под мотивацией понимается совокупность устойчивых побуждений (мотивов) личности, определяемая ее ценностной ориентацией. Через этот механизм происходит осознание личностью своих потребностей в качестве интересов. В механизме мотивации интерес выступает как сосредоточение внимания, как доминирующая потребность, возникающая в конкретной ситуации.

Интересы личностей проявляются в реальной жизни как социальные законы, выступают детерминантой их поведения, формируют цели деятельности. Цель в этом смысле понимается как ожидаемый и желаемый результат деятельности, обусловленный стремлением к его реализации (объективации).

Цель деятельности как идеальный прообраз будущего формируется на основе интересов социального субъекта.

Мотивы деятельности представляют собой отраженные в сознании людей потребности и интересы, выступающие как побудители к деятельности. Мотив выступает в качестве внутренней причины (побуждения) к деятельности. При переходе от интереса к цели деятельности могут возникать и внешние побудители или стимулы.

Стимул выступает в форме информации об изменении конкретной ситуации в обществе или группе или в форме прямого практического действия. Мотив – это стимул, преобразованный в цель. Мотив деятельности формируется через осознание индивидами содержания ценностных установок и выступает как фактор, ведущий к превращению установок в активную деятельность.

з) Диспозиция личности. В результате взаимодействия мотивов и стимулов формируются диспозиции личности, выступающие в качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности. Диспозиция личности, выраженная в ее установке, проявляется в социальном поведении.

Диспозиция личности означает предрасположенность (установку) личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях на основе идеалов, норм и жизненных ценностей.

Поведение личности регулируется общей диспозиционной системой. В процессе жизнедеятельности личности ее диспозиционная система выполняет функцию регулятора поведения и проявляется как отношение к окружающей среде.

Отношение – это направленность активности (деятельности и поведения) конкретной личности на установление и поддержание связи с другими людьми на основе ее интересов. В этом смысле социальные отношения есть взаимодействие интересов субъектов (личностей), которые устанавливают связи между собой в зависимости от целей и убеждений, от понимания смысла своей деятельности.

Рассмотренные социально-психологические формы, в которых осуществляется переработка внешних воздействий личностью, образуют определенную социальную систему, обладающую особенностями, знание которых чрезвычайно важно для понимания механизма взаимодействия личности с социальной средой.

ЛИТЕРАТУРА

    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Уч. для вузов. – М., 2002.

    Воронцов А.В., Громов И.А. История социологии. В 2 т. М.: ВЛАДОС, 2009.

    Гидденс Э. Социология/ При участии К. Бердсолл: пер. с англ. Изд. 2-е. – М.: Едиториал УРСС, 2005.

    Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Уч. пособ. М.: Центр социальн. прогнозир., 2003.

    Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.). СПб., 2000.

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Уч. – М., 2005.

    Зборовский Г.Е. Общая социология: уч. для вузов. – Екатеринбург, 2003.

    Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология. Уч. пособие. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2007.

    Масионис Дж. Социология. 9 изд. – СПб.: Питер, 2004.

    Рахманова Ю.В. Социологическое исследование: методология, методика, техника. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб., 2002.

    Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Уч. пособ./ Под ред. В.А. Ядова. М.: Изд-во «Флинта» Моск. психол.-соц. инст., 2005.

    Социология/ Отв. ред. Воронцов А.В. СПб.: Изд-во «Союз», 2006.

    Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2007.

    Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2002.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

http://ecsocman.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал.

http://soc.lib.ru/books.htm - Библиотека по социологии.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

    Библиотека публикаций: книги, статьи по социологии.

Социологческий словарь. http://www.rusword.org/articler/socio.php

    Социология по-новому. Библиотека социологической литературы. Учебники, статьи научных журналов. http://www.socioline.ru

    Социология, психология, управление. Электронная библиотека. http://soc.lib.ru

побудительные силы деятельности социальных групп, направленные на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей .

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т. д. - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ. С.И. - это форма, в которой индивид (социальная группа, сообщество) непосредственно осознает свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые ставит себе индивид (класс, общество).

Основная трудность в понимании интересов состоит в антиномии: с одной стороны, признано, что интерес является непосредственным побудительным мотивом деятельности человека, если иметь в виду материальную обусловленность его действий. С другой - интерес есть нечто внешнее, не зависящее от воли и сознания человека. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, является ли интерес в обоих своих качествах одним и тем же явлением, или одним термином обозначаются различные явления. По мнению А. Г. Здравомыслова, С.И. - это не просто социальное положение; это положение, рефлексирующееся в сознании, и вместе с тем сознание, переходящее в действие. В этом смысле С.И. является и объективным отношением, и одновременно субъективным побудителем, т.е. единством объективного и субъективного.

В структуре С.И. выделяют четыре основные момента: социальное положение субъекта, или совокупность его связей с обществом; степень осознания положения, которая может варьировать от непонимания через смутное ощущение до ясного осознания; мотивы деятельности, направленные на определенные объекты интереса; само действие, представляющее собой утверждение субъекта в объективном мире. С.И., таким образом, отражают социальное положение субъекта и определяются им же. Эту объективную зависимость С.И. индивидов от материальных условий их жизни можно квалифицировать как закономерность. Существует и вторая сторона данного вопроса - проблема включенности С.И. в процессы социально-экономического развития. С.И. могут сами влиять на общественные отношения, и это обратное влияние исследовано явно недостаточно (между тем оно нуждается в глубоком анализе). Проблема влияния С.И. на процессы социально-экономического развития связывается с проблемой субъекта исторического процесса, обладающего сознанием и способностью к целеполаганию.

Исходя из понимания того, что общественные отношения проявляются в виде С.И., можно сделать определенные выводы. Во-первых, С.И. всегда имеют своих носителей, т.е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в отношения между собой. Во-вторых, С.И. по природе своей объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. В-третьих, общественные отношения (и выражающие их сущность общественные законы), проявляясь в С.И., обретают характер движущих сил общественного развития. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни общественные отношения как таковые еще не являются источниками движения. Они становятся ими, лишь выражаясь в С.И. субъектов действия. Так как С.И. есть форма выражения общественных отношений, то каждой общественной системе присущи своя особая структура С.И., свой специфический способ их взаимодействия.

В рамках определенного общественного устройства целесообразна структурализация С.И., связанная с: разделением труда и закреплением тех или иных родов деятельности за соответствующими социальными группами; формированием различных форм собственности и возникновением С.И. собственников; производством форм общения как компонентов, составляющих образ жизни людей; персонификацией общественных отношений, т.е. выработкой личностных типов, наиболее пригодных для данного способа производства, жизнедеятельности всего общества. Во всяком обществе, на основе развертывания его внутренних противоречий, складывается определенная иерархия С.И.; при этом удовлетворение и реализация С.И. более общего порядка есть условие удовлетворения С.И. меньшей степени общности. Вопрос о соотношении общих и частных С.И. имеет огромное значение для выработки стратегии социально-экономического развития и ее реализации в решении тактических вопросов. Общий С.И. выражает доминирующую тенденцию развития целого благодаря тому, что в нем наиболее полно выражается комплекс основных социальных противоречий. Вместе с тем неравномерность развития различных компонентов целого способна порождать противоречия между общими и частными С.И. Здесь опасны две крайности - игнорирование и недооценка общих интересов, выдвижение на первый план интересов составляющих частей и, напротив, отрыв общего интереса от своей собственной почвы, превращение общего интереса в абстрактный лозунг (идею), не подкрепляемый конкретными действиями в силу недостаточного развития, недостаточной подготовленности составных частей. И та, и другая крайности ведут к замедлению темпов общественного прогресса, к замедлению реализации как общих, так и частных С.И.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1

Статья содержит характеристику понятия «социальный интерес». Авторы определяют социальный интерес как интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации. Выявлены психологические корреляты социального интереса. Положительные: социально-перцептивная установка; эмоциональный отклик, интуитивный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, идентификация, проникающая способность в эмпатии, альтруизм, мотивация помощи. Отрицательные: отчуждение, завуалированная жесткость по отношению к людям, обоснованный негативизм. Предложены структурные компоненты социального интереса и их содержание: когнитивный, эмоционально-регулятивный, коммуникативно-поведенческий, мотивационно-ценностный. Авторами разработана и реализована программа социально-психологического тренинга, направленного на формирование социального интереса у студентов – будущих психологов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости и возможности формирования социального интереса и обусловливающих его качеств у студентов – будущих психологов в процессе специально организованных занятий.

социальный интерес

социальный интерес психолога

отчуждение

альтруизм

1. Адлер А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыпина. – СПб.: Академический проект, 1997. - 256 с.

2. Бондаренко О.Р., Лукан У. Индивидуальная психология и Гуманистическая психология. Созвучия и расхождения между психотерапевтическими подходами Альфреда Адлера и Карла Роджерса // Консультативная психология и психотерапия. – М., 2010. – С. 175–190.

3. Молоканов М.Б. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. – 1995. – № 5. – С. 51–60.

4. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: Речь, 2002. – 347 с.

5. Управление персоналом. Словарь. Эмпатия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://psyfactor.org/personal25.htm.

6. Adler A. Kurze Bemerkungenuber Vernunft, Intelligenz und Schwachsinn. Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie, 6, 1928. – С. 267–272.

Содержание жизни человека во многом определяется его взаимоотношениями с другими людьми, качество которых, начиная с определенного периода, обусловливается свойственными ему психологическими особенностями, включающими в том числе и его собственное отношение к другим, которое может быть как позитивным (доброжелательным, понимающим, эмпатийным, поддерживающим), так и негативным (недоброжелательным, агрессивным, игнорирующим). Особое значение отношению к другим людям придается в работе психолога.

Успешное оказание психологической помощи невозможно без проявления искреннего интереса к личности клиента и его проблеме. Необходимость обеспечить психологический комфорт клиенту, развить его готовность и способность не создавать себе проблем, а также, в случае необходимости, находить самостоятельное решение предполагает особый тип отношения к клиенту со стороны психолога, направленный на актуализацию ресурсов и личностный рост клиента.

В этой связи в нашей работе уделяется особое внимание исследованию такого качества, как «социальный интерес».

Авторство термина «социальный интерес» принадлежит австрийскому психологу Альфреду Адлеру , использовавшему немецкое понятие «Gemeinschaftsgefuhl», которое в переводе на русский язык означает «дух солидарности, общности»; «чувство солидарности». Первоначально термин был переведен на английский язык как «socialinterest», а затем перешел в русские реферативные журналы.

Давая собственную характеристику социального интереса, А. Адлер отмечает следующее: «Когда мы говорим, что это чувство, мы, конечно, имеем на это право. Но это больше, чем чувство, это форма жизни… Я не могу дать ему совершенно однозначное определение, но у одного английского автора я нашел высказывание, которое точно выражает то, чем мы могли бы дополнить наше объяснение: «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Мне кажется, что пока это допустимое определение того, что мы называем чувством общности» . Адлер придавал терапевтическое значение данному чувству, отмечая, что необходимо способствовать получению пациентом опыта контакта с другим человеком и дать ему, таким образом, возможность перенести пробужденное чувство общности на других. Он также называл социальный интерес признаком психического здоровья, выступающим основой интеграции человека в общество и устранения чувства неполноценности.

На значимость социального интереса в работе психолога указывают и многие другие авторы. Так, согласно М.Б. Молоканову , интерес к другому выступает как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение строится на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента.

В нашей работе под социальным интересом понимается интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации.

Соответственно, социальный интерес психолога выступает как интегративное качество его личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства клиента и создании психологических условий для его развития и самореализации.

В отличие от эмпатии, которая, в частности, определяется как «понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир» , социальный интерес рассматривается нами как форма направленности личности, как ее жизненная установка, обусловливающая готовность и желание человека к конструктивному и продуктивному взаимодействию с другими людьми на благо их и всего общества.

Проявление социального интереса предполагает сформированность у психолога определенных качеств и свойств его личности. В этой связи нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого использовались следующие диагностические методики: «Диагностика уровня эмпатии» (автор В.В. Бойко), «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (автор В.В. Бойко), «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (автор О.Ф. Потемкина), «Методика диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям» (авторы Т.Д. Дубовицкая, Г.Ф. Тулитбаева), «Мотивация помощи» (автор С.К. Нартова-Бочавер), «Шкала эмоционального отклика» (авторы А. Меграбян, Н. Эпштейн), «Субъективная оценка межличностных отношений» (автор С.В. Духновский).

Для диагностики социального интереса использовалась методика Дж. Кренделла «Шкала социального интереса» . Методика содержит 24 пары личностных качеств, 9 из которых - буферные. Согласно инструкции испытуемые из каждой пары выбирают качество, которым предпочли бы обладать, как собственной характеристикой. Пары подобраны таким образом, что одно качество соответствует индивидуалистическим стремлениям человека, а другое носит социально ориентированный характер (например, быть «энергичным» или «способным сотрудничать»; «заслуживающим доверие» или «умудренным опытом»).

В качестве испытуемых выступили студенты второго и третьего курсов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в количестве 120 человек (110 женского и 10 мужского пола), в возрасте от 18 до 20 лет.

Проведенный корреляционный анализ показал, что социальный интерес положительно коррелирует со шкалами: социально-перцептивная установка (rxy = 0,485; р < 0,001); эмоциональный отклик (rxy = 0,542; р < 0,001), интуитивный канал эмпатии (rxy = 0,317; р < 0,001), эмоциональный канал эмпатии (rxy = 0,213; р < 0,02), идентификация (rxy = 0,373; р < 0,001), проникающая способность в эмпатии (rxy = 0,354; р < 0,001), альтруизм (rxy = 0,467; р < 0,001), мотивация помощи (rxy = 0,649; р < 0,001).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что проявление социального интереса характеризуется способностью сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним, ориентацией на альтруистические ценности (возможно, в ущерб себе), эмоциональную поддержку и оказание помощи.

Отрицательные корреляции выявлены по следующим шкалам: отчуждение (rxy = -0,614; р < 0,001), завуалированная жесткость по отношению к людям (rxy = -0,334; р < 0,001), обоснованный негативизм (rxy = -0,216; р < 0,02).

То есть в случае низкой выраженности социального интереса субъекту свойственно стремление дистанцироваться от других, в отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости; человек осторожен в установлении доверительных отношений, возможны переживания одиночества, изолированности; проявляется готовность и стремление видеть прежде всего негативное в других людях (зависть, неблагодарность, корысть и др.).

Проведенное эмпирическое исследование позволило также выявить следующее: низкий показатель социального интереса имеют 29,0 % испытуемых, средний показатель - 36,6 %, высокий показатель - 34,4 %. Хотя средние арифметические показатели социального интереса у лиц женского пола несколько выше, чем у лиц мужского пола (7,24 и 6,63 балла соответственно), но эти различия не являются статистически значимыми.

Результаты исследования свидетельствуют, с одной стороны, о значимости социального интереса для успешного оказания психологической помощи клиентам, а с другой - о недостаточной выраженности данного качества у студентов - будущих психологов и необходимости его целенаправленного формирования в ходе специально организованных занятий.

В этой связи нами был разработан спецкурс, целью которого явилось формирование у студентов-психологов социального интереса и соответствующих ему качеств и черт личности. При этом мы опирались на точку зрения А. Адлера, который отмечал, что «чувство общности не врожденное, а есть только врожденная возможность, которую нужно развивать сознательно» [цит. по 2, с. 185]. Согласно А. Адлеру, развитие социального интереса происходит в социуме. Особую роль в этом процессе играет воспитание. Переживания и чувства в период раннего детства могут способствовать или препятствовать развитию социального интереса, в случае последнего формируются асоциальные формы поведения человека.

Для целенаправленного формирования социального интереса у студентов - будущих психологов нами была разработана его структура, включающая следующие компоненты:

1) когнитивный - включает позитивную социально-перцептивную установку личности по отношению к другим людям;

2) эмоционально-регулятивный - способность к эмпатии и саморегуляции своего эмоционального состояния;

3) коммуникативно-поведенческий - коммуникативная компетентность, ассертивность;

4) мотивационно-ценностный - осознание и принятие ценности позитивных взаимоотношений, стремление помогать другим людям, направленность на развитие личности клиента.

Занятия со студентами проводились в форме социально-психологического тренинга заявленных черт и качеств личности и включали: анализ кейсов, деловые и ролевые игры, дискуссии и специальные упражнения. В качестве экспериментальной группы выступило 54 студента; в качестве контрольной группы - 66 студентов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им М. Акмуллы.

В качестве психологических механизмов формирования социального интереса выступили: осознание ценности социального интереса как для общества, так и для личности, рефлексия, целеполагание, интериоризация-экстериоризация, идентификация, подражание, аттракция. Занятия проходили один раз в неделю по 2 часа (всего 42 часа), студенты также выполняли домашние задания и при необходимости могли обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, проводившему занятия. Для определения значимости различий использовался U-критерий Манна - Уитни.

Сравнительный анализ динамики средних арифметических показателей социального интереса показал, что уровень социального интереса у студентов экспериментальной группы значимо вырос с 7,2 баллов (констатирующий этап) до 9,1 балла (контрольный этап) (Uэмп = 925, при р ≤ 0,01). В контрольной группе данный показатель даже уменьшился, но незначительно (был 7,15 баллов, стал 7,03 балла).

У студентов экспериментальной группы также значимо увеличились средние арифметические показатели по следующим шкалам: социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям (Uэмп = 823, при р ≤ 0,00), активность, связанная с бескорыстной заботой о других (Uэмп = 739, при р ≤ 0,00), эмоциональный отклик (Uэмп = 924, при р ≤ 0,001), рациональный канал эмпатии (Uэмп = 954, при р ≤ 0,002), эмоциональный канал эмпатии (Uэмп = 1067, при р ≤ 0,014), идентификация (Uэмп = 951, при р ≤ 0,001), умение управлять эмоциями (Uэмп = 1114, при р ≤ 0,029), проникающая способность в эмпатии (Uэмп = 767, при р ≤ 0,00), интуитивный канал эмпатии (Uэмп = 898, при р ≤ 0,00). То есть студенты экспериментальной группы стали в большей мере проявлять интерес и внимание к другим людям, позитивно относиться к ним, проявлять отзывчивость, оказывать эмоциональную поддержку, находить индивидуальный подход, стремиться приносить пользу; увеличилось количество студентов, ориентированных на создание атмосферы открытости, доверительности, задушевности.

Таким образом, проведенное нами исследование показало возможность формирования социального интереса и обусловливающих его качеств у студентов - будущих психологов в процессе специально организованных занятий. Несомненно, что данное качество является значимым для всех, кто работает с людьми, в том числе для учителей, воспитателей, врачей, менеджеров по персоналу и др. Сформированность социального интереса у данной категории работников может служить профилактикой профессионального выгорания и профессиональной деформации. Интерес к людям, отзывчивость и возможность оказать им психологическую поддержку замечаются окружающими, вызывают у них ответное позитивное отношение, которое они с готовностью выражают. Целенаправленное развитие данного качества позволит, на наш взгляд, сформировать социально активных, социально ответственных и гуманистически ориентированных граждан.

Рецензенты:

Кудашев А.Р., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента, ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», г. Уфа;

Фатыхова Р.М., д.п.н., к.псх.н., профессор кафедры психологии, зав. кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.

Работа поступила в редакцию 18.11.2014.

Библиографическая ссылка

Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2276-2279;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35934 (дата обращения: 24.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»