Какие типы учебных проектов существуют. Классификация школьных проектов. Основания, по которым можно классифицировать проекты

Тип проекта Краткая характеристика
1. Информационный Цель проекта -сбор информации о каком-либо объекте или явле­нии, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.
2. Исследовательский
3. Творческий
В реальной образовательной практике проекты носят чаще всего смешанный (комбинированный) характер, сочетают признаки разных типов проектов.

Практическое задание:

1. Проведите анализ характеристик предложенных типов учебных проектов. 2. Определите типы учебных проектов, которые могут интегрироваться (объединяться).

3. Обоснуйте интеграцию типов учебных проектов.

4. Определите тип(типы) учебного проекта в соответствии с проблемой, которую Вы определили для разработки учебного проекта.

5. Заполните таблицу.

Таблиц а

Цели учебного проекта

Цель учебного проекта является основным элементом достижения планируемого результата. Формулировке целей необходимо уделить особое внимание, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех разработки проекта.Вначале определяются самые общие цели, затем общие цели детализируются до конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы.

Цели подразделяются на:

1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации: ставить перед собой цели, планировать деятельность,работать в группе, грамотно вести дискуссию, проводить анализ информации.

3. Креативные цели - творческие цели:конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Евгения Семеновна Полат д.п.н., профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО выделяет следующие цели учебного проектирования: формирование критического (аналитического, ассоциативного, самостоятельного, логического, системного) и творческого мышления; формирование умений работать с информацией: отбирать и анализировать нужную информацию из разных источников; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной учебной задачей;выявлять и формулировать проблемы в различных областях знания и окружающей действительности, выдвигать варианты их решения; ставитьэксперименты, формулировать аргументированные выводы, проводить доказательство, статистически обрабатывать полученные опытные данные; генерировать (создавать) новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;формирование умений работать в группе, решать познавательные, творческие задания в сотрудничестве, исполняя разные социальные роли;развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.

Практическое задание :

1. На основе кратких характеристик типов учебных проектов, приведенных в таблице, выберите целиучебного проекта, используя рекомендации к формулировке целей Е. С.Полат.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Тип учебного проекта Краткая характеристика Цели учебного проекта
1. Информационный Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явле-нии, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.
2. Исследовательский Моделирует ситуацию реального научного поиска. Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета, задач и методов исследования, определение источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.)
3. Творческий Отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата.
4. Практико- ориентированный (прикладной) Отличается четко обозначенным с самого начала социально значимым результатом деятельности его участников. Этим результатом,например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пocoбие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления столовой, учебных кабинетов и др. Требует тщательно продуманнойструктуры и роли и функцийкаждого участника. Кроме того, необходимо предусмотреть каждого студента в оформлении конечного результата (продукта). Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, систематической внешней оценки проекта.

Практическое задание:

1. Используя материалы таблицы «Цели учебного проекта» сформулируйте цели в соответствии с выбранным Вами типом учебного проекта.

Классификация учебных проектов

Существует множество подходов к классификации учебных проектов. Одним из авторов классификации учебных проектов является Алла Степановна Сиденко д.п.н., профессор АПК и ППРО.

В современной педагогической практике среднего профессионального образования выделяют следующие виды учебных проектов :

По области применения

· Образовательный проект: проект – иллюстрация учебной темы;текущий учебный проект, итоговый учебный проект по дисциплине

· Воспитательный проект

· Организационный проект

· Нормативно-правовой проект

· Социально значимый проект (проект, связанный с разрешением проблем экологии города, района, проблем семейных, молодежных конфликтов)

· Политический проект.

По предмету труда

· Человек – человек

· Человек – природа

· Человек – техника

· Человек – художественный образ

· Человек – знаковая система

По сфере применения

· Образовательная организация

· Профессиональное самоопределение

По интересам

· Познавательные

· Коммерческие

· Игровые

· Профессионально – трудовые

· Научные

По материальному воплощению

· Интеллектуальные

· Информационные

· Комплексные

По материальному воплощению

· Индивидуальные

· Групповые

По структуре содержания

· Мономодульные(охватывают один раздел, тему программы учебной дисциплины)

· Полимодульные (соединение содержания нескольких разделов, тем программы учебной дисциплины)

· Интегрированные (межпредметные)

По уровню творчества

· Репродуктивные

На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

- практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­
мендаций по восстановлению экономики России);

- исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

- информационный проект - сбор и обработка информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

- творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

- ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры,
результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

краткосрочными - на 4-6 уроков;

недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участников проект может быть групповыми персональн ый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Виды презентации проектов:

научный доклад, деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, конференция, инсценировка, театрализация, игры с залом, защита на ученом совете, диалог исторических или литератур­ных персонажей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-конференция и т. п.

Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам про­екта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проек­том. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • - практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • - исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • - информационный проект -- сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • - творческий проект -- максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт -- альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • - ролевой проект -- литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

  • - тематическим областям;
  • - масштабам деятельности;
  • - срокам реализации;
  • - количеству исполнителей;
  • - важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

  • - в определенной степени неповторимы и уникальны;
  • - направлены на достижение конкретных целей;
  • - ограничены во времени;
  • - предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные -- выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают -- внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  • - минипроекты -- укладываются в один урок или даже его часть;
  • - краткосрочные -- на 4-6 уроков;
  • - недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
  • - долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

  • - научный доклад;
  • - деловая игра;
  • - демонстрация видеофильма;
  • - экскурсия;
  • - телепередача;
  • - научная конференция;
  • - инсценировка;
  • - театрализация;
  • - игры с залом;
  • - защита на Ученом Совете;
  • - диалог исторических или литературных персонажей;
  • - спортивная игра;
  • - спектакль;
  • - путешествие;
  • - реклама;
  • - пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

1.2 Виды учебных проектов

1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся .

§ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

§ Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

§ Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

§ Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов .

По комплексности (предметно-содержательной области):

§ Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант- учитель другой дисциплины. Могут быть математическими, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

§ Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

§ Внутриклассные,

§ Внутришкольные,

§ Региональные (в пределах одной страны),

§ Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, использование средств современных компьютерных технологий.

3) Классификация проектов по продолжительности .

§ Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

§ Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

§ Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

§ Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму (приложение 1) проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

Использование метода проектов на уроках в начальной школе

Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла насущная необходимость в их классификации. Е.С. Полат предложена следующая классификация проектов: 1...

Использование проектной методики для обучения иноязычному общению на уроках иностранного языка в средней школе

Технология проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта...

Что такое учебный проект? В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". В современном понимании учебный проект - это и задание для учащихся...

Использование учебного проекта на уроках английского языка в средней школе

Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку". Естественно, меня...

Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести: 1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий...

Метод проектов на уроках иностранного языка

Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. В своей статье, давшей название этой главе, Зачёсова Е.В., участница семинара ДООБ-2005...

Методика использования проектных технологий на уроках информатики

Методика работы над проектом на уроке иностранного языка (старшая ступень обучения)

Проект - это одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”...

Организация проектной деятельности в условиях ДОУ

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности...

Особенности использования информационных и коммуникационных технологий в процессе работы над учебным проектом в рамках дисциплины "Естествознание" в начальной школе

Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников...

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, -- вот основ-ной тезис современного понимания метода проектов, который и при-влекает многие образовательные системы...

Проектная технология обучения

Еще один разработчик метода проектов, американский профес-сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр -- различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п...

Проектная технология обучения

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства...

Технология проектного обучения профессионального образования

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы...

В.И.Хамбалинова учитель МОУ СОШ №71 г.Воронежа

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результат.

Использование элементов исследовательской деятельности позволяет не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.

Тема работы продумывается четко. Надо учить детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом.

Задача учителя состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.

Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.

Начну с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3 .Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

5.Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

По комплектности выделяют два типа проектов.

1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:

внутриклассные;
– внутришкольные;
– региональные;
– межрегиональные;
– международные.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Я считаю, что требуется определенный полет фантазии. Важно сочетать интересы и способности проектантов – артистических, художественных, организационных, конструкторско-технических.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка, развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся:

кратко, достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта;
– демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
– анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
– демонстрировать найденное решение;
– анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
– проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивается решение.

Защита работ проходит в форме выпуска школьной живой газеты, выступление на общешкольной конференции, на окружном и городском конкурсах.

Продукт (изделие), сделанное своими руками в результате проделанной работы (макет, рисунок, картина и т.д.) активизирует познавательную способность, имеет положительные отклики у ребят. Материал проектных работ используется на различных этапах урока. Авторы выходят в классы и сами проводят уроки.

Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Литература.

1.Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.