Типология и классификация прогнозов. Этапы прогнозирования. Сущность, этапы, функции и методы прогнозирования Этапы составления прогноза и их характеристика

Практика политического прогнозирования разнообразная и различается:

1.За целями и направлениями.

2.За сроками.

3.За основаниями.

4.За инструментарием. Согласно основным целей политической деятельности прогнозы

могут быть направленные на:

Выявление основных тенденций международных отношений;

Познание механизма возникновения и эволюции возможных международных конфликтов;

Прогноз результата избирательной кампании;

Установление динамики влияния основных политических сил в той или другой стране;

Определение степени популярности политических лидеров и их влияния на смену политической ситуации в той или другой стране;

Анализ возможных следствий того или другого политического решения.

Основа политического прогнозирования сильная разная.

Разные виды статистической информации;

Данные социологических исследований;

Опрашивание общественной мысли;

Материалы средств массовой информации;

Данные разведки;

Исторические, психологические, экономические, этнографические исследования;

Знание о факторах, которые влияют на ход политических процессов.

По срокам прогнозы бывают:

1.Краткосрочные – до 5 лет.

2.Среднесрочные – от 5 до 15 лет.

3.Долгосрочные – до 30 лет.

Естественно, что с увеличением срока степень достоверности наступления событий или процессов, которые предполагаются, снижается. Инструментарий политического прогнозирования включает:

Разные виды анкетирования;

Качественные и количественные методы оценки данных опрашивания общественной мысли;

Для обработки больших массивов данных используется:

Современная вычислительная техника;

Специальный математический аппарат, эффективность, которого становится все очевиднишою.

Составление политического прогноза

Представляет собой систему поэтапных действий, среди которых выделяют:

Структурный анализ соответствующей политической системы, выявление ее компонентов, определение характера связей, зависимости между ними;

Выбор основных факторов, количественное выражение, сопоставление их значимости;

Выявление основных тенденций, направленных на развитие действующих в системе процессов;

Экстраполяцию (воображаемое продолжение) этих процессов, синтез этих траекторий у них взаимодействия;

Составление комплексного прогноза развития политической системы.

Методы прогнозирования в политике

Традиционно широко применяются в политическом прогнозировании:

1. Метод экстраполяции (воображаемого продолжения в будущее тех или других существующих политических процессов).

Использование этого метода основано на том, что большинство политических феноменов – собственно процессы, то есть явления, которые длятся во времени и имеют свою траекторию движения, которую можно установить, знавая цепь прошлых и настоящих событий.

2. Метод аналогии. Активно используется в политическом прогнозировании на основе похожести условий, которые вызвали ту или другое событие в прошлому, позволяет сделать вывод о возможности осуществления события в будущем.

Метод аналогии можно использовать в прогнозировании в самый раз для прогноза событий или отдельных феноменов

3.Метод сценариев предусматривает описание возможных будущих событий в каком-нибудь регионе или во всем мире. Его используют, прежде всего, для описания картины развития конфликтных ситуаций, при подготовке политических решений, рассчитанных на более или менее продолжительную перспективу.

Составление сценариев всегда связано с оценкой событий и тенденций их развертывание, а в оценке выражается субъективное отношение к феномену со стороны того, кто ее делает. Поэтому сценариев, которые относятся к прогнозированию одного и того же явления, может быть несколько.Осуществление выбора того или другого сценария требует включения в прогностическую деятельность экспертной оценки, которая получается с помощью опрашивания ученых.

4.Метод моделирования оказывается чрезвычайно полезным в политическом анализе и прогнозировании.

Политическое прогнозирование – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативные пути и сроки его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для употребления практических мер в условиях реальной деятельности.

Сферы использования:

1.Экономико-политическая.

2.Социально-политическая.

3.Государственно-правовая.

4.Политико-идеологическая.

5.Военно-политическая.

6.Внешнеполитическая.

7.Внутриполитическая.

Основные принципы:

1.Системность.

2.Согласованность.

3.Непрерывность.

4.Достоверность.

5.Оптимальность

6.Альтернативность.

7.Рентабельность.

8.Аналогия.

За типами прогнозы делятся на:

2.Нормативные.

За периодом предупреждения:

Оперативный - до 1 месяца.

Краткосрочный – от 1 месяца до 1 года.

Среднесрочный – от 1 до 5 лет.

Долгосрочный – от 5 до 15 лет.

Сверхдолгосрочный – на период больше 15 лет.

За сферами:

1.Внутриполитический.

2.Внешнеполитический.

Основные этапы политического прогнозирования:

1.Передпрогнозная ориентация.

2.Построение базовой модели.

3.Сбор данных прогнозного фона.

5.Оценка достоверности и точности прогноза.

6.Построение поисковой модели.

Основные методы политического прогнозирования:

1. За признаком информационной основы:

фактографические;

экспертные;

комбинированные.

2. По принципу обработки информации:

статистические;

аналогии;

прямые экспертные оценки;

экспертные оценки с обратной связью;

опережающие

3. За признаком аппарата реализации:

Экстраполяция;

Интерполяция;

Факторный анализ;

Корреляционный анализ;

Математические аналогии;

Исторические аналогии;

Экспертное опрашивание;

Экспертный анализ.

Политическая обстановка

Совокупность и результат факторов и условий, которые выражают соотношение и расстановку социально-политических сил, а также состояние политических отношений, непосредственно связанный с достижением политических целей, удовлетворением нужд субъектов политики.

Структура:

Субъекты политической обстановки, их расстановка и соотношения сил;

Реальные жизненные обстоятельства, конкретные политические процессы, явления и тенденции развития;

Политические интересы и целые.

Характерные особенности:

Сложность;

Масштабность;

Динамизм;

Многообразие тенденций;

Большое количество форм проявления.

Основные типы:

Кооперационная;

Конфронтационная;

Кооперацонно-конфронтационная (смешанная).

Методика анализа внутренней политической обстановки:

Определение субъектов политических отношений;

анализ качественного и количественного состава субъектов политики

Анализ целей и интересов субъектов политики;

Анализ реальных процессов и явлений в разных сферах общественной жизни, выявление тенденций их развития;

Анализ состояния экономики;

Анализ состояния социально-классовых и национальных отношений;

Анализ общественного сознания, культурного жизни;

Анализ криминальной ситуации в стране;

Анализ внутренней военно-политической обстановки;

Анализ легитимности политической власти;

Оценка политической обстановки в стране;

Прогноз развития политической обстановки.

Методика анализа международной (региональной) политической обстановки:

Определение полюсов силы в мире (регионе);

Определение центров силы в полюсах;

Анализ и оценка военных потенциалов центров силы;

Анализ и оценка внутренней политической ситуации в центрах силы;

Оценка международной (региональной) политической обстановки;

Разработка прогноза развития международной (региональной) политической ситуации.

Базовые процессы, которые обеспечили глобализацию XXIстолетие, такие:

1.Коммерциализация – последовательное формирование глобальных рынков товаров, услуг, работы, капиталов.

2.Бюрократизация – эволюция бюрократических аппаратов: от аграрных империй к абсолютным монархиям, от абсолютных монархий к конституционным монархиям; республиканское устройство и формы демократического контроля над бюрократией.

3.Коллективизация – разные формы социальной мобилизации, которые используют механизмы общественной регуляции и саморегуляции.

Демократизация – разные формы социальной мобилизации, которые используют механизмы общественной регуляции и саморегуляции

5. Рационализация – возникновение экспериментальной науки Нового времени, ее парадигматизация (Ньютоновськая механика), возникновение научных технологий, социальное проектирование и социальные науки, прикладные научный^-научны-научные-природно-научные, технические и социальные исследования, социальная инженерия, научное программирование, системный менеджмент, информатизация. Схема политической глобализации:

Государственный суверенитет – отсутствие суверенных государств; множественные центры власти на глобальному, локальному и промежуточному

Решение проблем – решение локальных проблем в контексте глобального сообщества;

Международные организации – могущественные и доминирующие по отношению к национальным организациям;

Политическая культура – общеопланетарное преодоление доминирования государственно-центрических ценностей.

Основными этапами прогнозирования являются:

1) выявление потребностей на рынке. Начальным этапом экономического прогноза является определение на рынке социально-экономического заказа общества либо иерархической совокупности таких заказов, если речь идет о многопрофильном прогнозе. В самом общем плане социально-экономический заказ характеризуется тем, что помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он определяет и ограничения ресурсов, которые общество может затратить, а предприятие – выделить на удовлетворение этих потребностей;

2) учет взаимосвязи между выявленными элементами «потребность – ресурсы»;

3) разработка технических прогнозов, непосредственно связанных с объектом экономического прогнозирования, выявление и конкретизация потребностей рынка в нововведениях, которые являются составной частью рыночной конъюнктуры;

4) разработка прогнозов относительно области возможных путей производства и развития самого объекта прогнозирования (рис. 1.1), исходя из выявленных на первом этапе конкретных потребностей, содержащихся в социально-экономическом заказе и механизме рынка;

5) разработка путей реализации прогноза производства в рамках верхнего предела затрат, указанных в заказе при разработке прогноза.

6) дальнейшая конкретизация полученных прогно­зов и расчетов (в результате итеративных процедур) в области соответствующих возможных путей техническо­го и экономического развития, необходимых ресурсов, хозяйственных распоряжений относительно реализации поставленной задачи.

Рис. 1.1 Связь технического и экономического прогнозов

Указанная последовательность этапов построения технико-экономических прогнозов предотвращает неоправданные потери предприятия и облегчает поиск оптимальных вариантов экономического и тех­нического развития. Взаимосвязь технических и экономических прогнозов, помогает определить новые возможности предприятия и по­требности рынка.

Экономические прогнозы могут разрабатываться для предприятия в целом, отдельных его цехов или видов продукции. В каждом случае используются определенные методы и конкретные показатели. Наиболее общими показателями, которые должен определять прогноз, являются:

· вероятность достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого в прогнозе направления;

· капитальные вложения , необходимые на программу в целом и на каж­дый год прогнозируемого периода;

· затраты труда (в человеко-годах/часах) в каждом году прогнозиру­емого периода с выделением затрат по категориям профессий;

· текущие издержки производства в каждом году прогнозируемого пе­риода с выделением издержек на различных стадиях жизненного цикла изделий;

· прибыль предприятия .

Прогнозирование предполагает исследование еще не существующего объекта. Этот познавательный феномен требует, с одной стороны, философского осмысления с точки зрения категорий диалектики, а, с другой стороны, формулирования основных методологических принципов, способных служить конструктивной основой для разработки прикладных методов прогнозирования.

Успехи практического прогнозирования вызвали в 1970-х годах широкий поток методологических исследований. Этому способствовало и появление новой области исследования – глобальной проблематики, связанной с рассмотрением мировых ресурсных, экологических, демографических, продовольственных и других проблем, требующих как философского, так и конкретно-практического осмысления.

В развитых странах бум прогностических исследований продолжается и в настоящее время.


Появились специальные издания, посвященные вопросам прогнозирования. Под феномен прогнозирования подводятся различные методологические исследования, отражающие позиции различных философских школ. Провозглашено появление новой области знаний – футурологии – науки о будущем. Прогнозирование, прежде всего, связано с развитием объекта исследования.

Значительный вклад в теорию прогнозирования внесли советские ученые. Конкретная проблематика теории прогнозирования нашла отражение в создании специального понятийного аппарата и общих принципов исследований будущего. Научная теория прогнозирования использует специфические гносеологические категории, порожденные своеобразием познавательной ситуации при прогнозировании, и формулирует основополагающие методологические принципы научного прогнозирования.

Наиболее общим методологическим вопросом, на который должна ответить теория прогнозирования, является вопрос о самой возможности научного предвидения путей развития общества в его различных аспектах – социальном, экономическом, политическим, научно-техническом и т.д. Если исследования настоящего и прошлого позволяют выявить устойчивые связи и отношения и на их основе сформулировать объективные законы развития, то с помощью этих законов возможно и научное предвидение. Другими словами, существование объективных законов развития определяет принципиальную возможность прогнозирования, которая может быть реализована по мере вскрытия этих законов наукой. Это наиболее общее положение теории прогнозирования говорит также о том, что судить о будущем можно, только экстраполируя вычисленные к моменту прогноза тенденции развития, т.е. прогноз основан на настоящем. Будущие события, не связанные со знанием о настоящем, не могут быть предметом научного прогнозирования.

Изучая настоящее и прошлое объекта, исследователь строит его образ, а при теоретическом обобщении – абстрактную модель, относительно которой формулируются тенденции и законы развития. С помощью экстраполяции выявленных

тенденций строится идеальных образ будущего, не существующего в настоящее время объекта, который и является предметом изучения при прогнозировании. Следует подчеркнуть, что создание такого идеального образа носит целенаправленный характер, отражающий задачи прогноза по определению будущих ситуаций и возможных проблем, которые должны быть ориентиром при решении конкретных задач сегодняшнего дня.

Научное прогнозирование предполагает построение теории развития объекта исследования, в которой должны найти свое отражение все ее основные функции – описательная, объяснительная и предсказательная. Здесь прогнозирование выступает как необходимый элемент теоретического знания, без которого теория не имеет практической ценности. Вместе с тем, являясь неотъемлемой составной частью теории, предвидение выступает как относительно самостоятельная форма научного познания, имеющая свою специфику и присущие только ей закономерности. Это положение особенно наглядно проявляется в вопросе выбора критерия истинности теории. Если объект реально существует, то состоятельность той или иной теории проверяется путем сопоставления результатов теории с соответствующими показателями развития объекта. Иными словами, теория проверяется практикой. При прогнозировании эта классическая формула не работает, так как никакой практики, т.е. реального объекта, еще не существует.

Основные стадии прогнозирования

Этап прогнозирования – это часть процесса разработки прогнозов, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами.

Процесс разработки прогнозов (вне зависимости от объекта прогнозирования) включает следующие основные этапы:

1) Предпрогнозная ориентация (программа исследования) – это стадия, предшествующая прогнозированию. Она предполагает уточнение задания на прогноз, формулировку цели и задач, предмета, проблем и рабочих гипотез, методов, структуры и организации исследования.

2) Построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа, для уточнения которой возможно проведение опроса населения и экспертов.

3) Сбор данных прогнозного фона.

Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза.

4) Построение рядов динамики показателей основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции;

5) Построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей прогнозируемого объекта методами поискового анализа профильных и фоновых показателей.

6) Построение серии гипотетических норматвных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т. е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т. е. привязанного к этим рамкам) оптимума.

7) Оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификация) прогноза.

9) Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.

10) Вновь предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов уже разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и новый цикл исследования с целью соблюдения принципа непрерывности.

Верификация результатов прогнозов:

Ценность прогнозирования определяется тем, насколько правдоподобно отражено в нем будущее. Научный прогноз должен быть проверяемым, т.е. должна существовать реальная возможность проверить, оказался прогноз правильным или нет, причем должна существовать вероятность для обоих исходов.

Под верификацией результатов прогнозирования понимают проверку точности и достоверности прогноза, она может быть абсолютной и относительной.

Относительная верификация - это различные способы оценки качества прогнозов до наступления прогнозируемого события. Результаты относительной верификации будут менее точны, чем результаты абсолютной, но более оперативны и в силу этого более ценны для принятия управленческих решений.

Абсолютная верификация прогноза, т.е. установление степени его соответствия действительному состоянию объекта в прогнозируемом будущем, практически возможна лишь к завершению периода упреждения. Это особая задача, которая выходит за рамки собственно прогнозирования.

Процедура верификации желательна и обязательна. В сравнительно простых случаях роль этой процедуры фактически играют экспертные опросы. В более сложных случаях требуется специальная процедура по одному из восьми видов верификации: (ВИДЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ)

1) Прямая верификация – проверка прогноза путем его разработки методом, отличным от первоначально использованного.

2) Косвенная верификация - проверка прогноза путем его сопоставления с прогнозами, полученными из других источников информации.

3) Инверсная верификация – проверка прогноза путем проверки адекватности прогностической модели на ретроспективном периоде.

4) Консеквентная (дублирующая) верификация - проверка прогноза путем аналитического или логического выведения прогноза из ранее полученных прогнозов.

5) Верификация повторным опросом - проверка прогноза путем использования дополнительного мнения, отличающегося от мнения большинства.

6) Верификация оппонентом - проверка прогноза путем опровержения критических замечаний оппонента по прогнозу.

7) Верификация учетом ошибок - проверка прогноза путем выявления и учета источников регулярных ошибок прогноза.

8) Верификация компетентным экспертом - проверка прогноза путем сравнения с мнением наиболее компетентного эксперта.

Министерство экономического развития России. Основные задачи и функции в системе макроэкономического прогнозирования и планирования

Минэкономразвития – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой гос социально-эконом политики. Главная задача - определение путей и разработка методов эффективного развития экономики.

Функции: (в скобках примеры)

1.аналитическая (анализ экономического положения РФ, тенденций социально-экономического развития, экономической ситуации в регионах, хода проводимых в стране реформ)

2. информационная (подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики)

3. экспертная (заключения по вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов страны, развитию инфраструктуры рынка; совершенствованию законодательной базы)

4. консультационная (предложения по ценовой политики в РФ; развитию рыночной инфраструктуры)

5. разработка и обоснование различных аспектов внутренней политики государства (формирование и обоснование региональной экономической политики; социально-экономической политики государства)

6. выработка методов реализации внутренней политики государства (решение задач экономической, социальной, структурной политики)

7. разработка прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов (разрабатывает комплексный прогноз соц-эк развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики)

8. организационно-методическое руководство плановой работы в РФ (координация работы по составлению и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирование перечня целевых программ)

Стратегическое планирование как инструмент государственного регулирования современной рыночной экономики.

Важность государственного планирования состоит в реизмерении системы

экономических отношений.

Концептуальная модель стратегического планирования

Любая организация создается с определенной целью, и по своему характеру они

разделяются на рыночные и не рыночные .

В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не

коммерческие организации (государственные предприятия и объекты

инфраструктуры).

Целью коммерческих организаций является прибыль. Цель не коммерческих

организаций, это обеспечение работы рыночного механизма.

Общая цель стратегического планирования – конкретизировать статус фирмы и

обеспечить направление и ориентиры для выработки более конкретных целей и

стратегий на различных уровнях. Эти цели должны быть конкретными и

измеримыми, чтобы создать базу для принятия последующих решений и оценки

работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности организации,

то деятельность фирмы может зайти в тупик.

Вырабатывая стратегию и осуществляя стратегическое планирование руководство

фирмы должно учитывать множественность и иерархичность целей объективно

существующих в рамках фирмы, для того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и

программах.

Общая концепция путей достижения поставленных целей называется стратегией.

Стратегия отражает общее движение к цели, направление движения, способы

достижения и ресурсы, которые должны быть для этого использованы. Стратегия

должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому

контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка

организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего

направления оперативным решениям. Разработанная в фирме стратегия не

является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий,

которые могут определять и другие виды деятельности. В случае наступления

непредвиденной ситуации разрабатываются ситуационные планы, на основе которых

в дальнейшем составляется стратегический план действий.

Единой стратегии, готовой на все случаи жизни не существует.

Основные цели, принципы и функции системы государственного стратегического планирования (ФЗ о стратегическом планировании РФ, 2014г)

Основные принципы государственного стратегического планирования

· Принцип единства и целостности

· Принцип единства и целостности системы государственного стратегического планирования означает единство подходов к организации и функционированию системы государственного стратегического планирования, единство порядка осуществления процесса государственного стратегического планирования, совершенствование мониторинга и формирования отчетности по реализации документов государственного стратегического планирования.

· Принцип внутренней сбалансированности

· Принцип внутренней сбалансированности системы государственного стратегического планирования означает согласованность основных элементов системы государственного стратегического планирования между собой по целям, задачам и мероприятиям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

· Принцип результативности и эффективности функционирования системы

· Принцип результативности и эффективности функционирования системы государственного стратегического планирования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с рациональными затратами ресурсов.

· Принцип самостоятельности выбора путей решения задач

· Принцип самостоятельности выбора путей решения задач означает, что участники процесса государственного стратегического планирования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития.

· Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования

· Принцип ответственности участников процесса государственного стратегического планирования означает, что участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

· Принцип разграничения предметов ведения и полномочий в закрепленной сфере ответственности

· Принцип «Открытости»

Основные цели

1. повышения качества жизни населения,

2. рост российской экономики

3. обеспечения безопасности страны

Основные функции

Первая группа функций связана с оценкой внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития и выявлением на этой основе возможностей и ограничений социально-экономического развития.

Вторая группа функций связана с целеполаганием. Согласно закону задача системы государственного стратегического планирования – своевременно определить конкретные цели социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу и четко сформулировать приоритеты социально-экономической политики.

Третья группа функций нацелена на выбор путей и способов достижения установленных рубежей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов.

Реализация этой группы функций требует, в свою очередь, во-первых, формирования комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей социально-экономического развития в соответствующих областях экономики и социальной сферы.

Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления.

Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

В отличие от прогноза план содержит однозначно срок существования события и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.

Прогнозные разработки являются составной частью комплексных целевых программ.

При разработке прогнозов можно выделить следующие этапы :

    подготовка к разработке прогноза;

    анализ ретроспективной информации (за 2 и более лет), внутренних и внешних условий;

    определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий;

    проведение экспертизы;

    разработка альтернативных вариантов;

    априорная и апостериорная оценка качества прогноза;

    контроль хода реализации и корректировка прогноза.

Блок-схема основных этапов разработки прогноза

1. На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие задачи:

– подготовлено организационное обеспечение разработки прогноза;

– сформулировано задание на прогноз;

– сформированы рабочая и аналитическая группы сопровождения;

– сформирована экспертная комиссия;

– подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза;

– подготовлена информационная база для проведения прогноза;

– подготовлено компьютерное сопровождение разработки прогноза.

После того, как принято решение о разработке прогноза, необходимо определить исполнителей, которым разработка будет поручена. С одной стороны, это группа работников, которой поручается организационное обеспечение разработки прогноза, с другой – это группа специалистов, которая должна обеспечить методическое и информационное его сопровождение.

Качественный экспертный прогноз может быть разработан лишь в том случае, если он хорошо подготовлен, если в его разработке задействованы компетентные специалисты, если использована достоверная информация, если оценки корректно получены и обработаны.

Задание на разработку прогноза должно быть четким, однозначно понимаемым как экспертами, так и сопровождающими разработку прогноза специалистами.

Прогнозирование носит итеративный характер, что означает одновременное исследование и прогнозирование объекта на любой стадии подготовки управленческого решения.

В состав экспертной комиссии приглашаются специалисты, профессионально знакомые с объектом экспертизы.

Если требуется многоаспектная оценка объекта, либо оцениваться должны разнородные объекты и для этого нужны специалисты различной профессиональной ориентации, то экспертная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы в ее состав входили специалисты, способные профессионально оценить все основные аспекты прогнозируемой проблемы.

Разработка прогноза должна быть проведена методически грамотно, применяемые методы должны соответствовать характеру прогнозируемой ситуации и информации, которую предстоит получить, проанализировать и обработать.

Методическую подготовку процесса прогнозирования должна осуществлять аналитическая группа, в состав которой входят специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом проведения прогнозных разработок.

Разработка прогноза должна быть четко регламентирована. Рабочая группа должна подготовить необходимую документацию, в состав которой входят официально оформленное решение о проведении прогноза, состав экспертной комиссии (комиссий), график разработки прогноза, контракты (трудовые соглашения) со специалистами, привлекаемыми для его разработки, и т. д.

Специалисты, работающие над прогнозом, должны быть обеспечены всей необходимой информацией об объекте прогнозирования. Естественно, что при разработке прогноза ее всегда недостаточно (идеальная, но, к сожалению, нереальная ситуация, когда точно известно, что будет происходить в будущем), и, чем полнее информация об объекте прогнозирования, тем более качественным может быть подготовленный прогноз.

Нередко полезным может оказаться специально подготовленный аналитической группой аналитический обзор по прогнозируемой проблеме.

При работе над прогнозом, особенно если это многовариантный прогноз, приходится иметь дело с большими объемами информации, которая к тому же должна анализироваться и обрабатываться в соответствии с используемой технологией разработки прогноза.

Поэтому без использования современной вычислительной техники и, прежде всего, ПК со специально подготовленными базами данных, модулями ввода, анализа и обработки информации, нередко работающими в режиме автоматизированного рабочего места (АРМ), автоматической распечатки отчетов о проделанной работе, промежуточных и конечных результатах, содержащих и сам прогноз, эффективная работа над прогнозом, удовлетворяющим современным требованиям, как правило, невозможна.

Использование НИТ для решения задач научно-технического прогнозирования в значительной мере снижает объемы трудовых затрат на сбор и подготовку исходных данных, позволяет сконцентрировать усилия прогнозистов на содержательной части этого процесса.

2. При анализе ретроспективной информации об объекте прогнозирования предполагается четкое разделение количественной и качественной информации.

Количественная информация, если она достаточна и надежна, используется для расчетов по экстраполяции динамики изменения прогнозируемых параметров, по определению наиболее вероятных тенденций их изменения.

Качественная информация классифицируется, систематизируется и служит основанием для оценок экспертов и наряду с количественной информацией используется для разработки экспертных прогнозов.

Для успешной разработки прогноза необходимы анализ внутренних условий объекта прогнозирования, содержательный анализ их особенностей и динамики развития.

Если имеется количественная информация, характеризующая внутренние условия объекта прогнозирования, то она также анализируется.

Задачей анализа внутренних и внешних условий объекта прогнозирования является выявление основных действующих сил и механизмов, определяющих развитие объекта прогнозирования в период, соответствующий периоду прогнозирования.

Если разработаны математические, имитационные, аналоговые и иные модели функционирования объекта прогнозирования и изменения внутренних условий, то в них вводятся необходимые данные и на их основании производятся расчеты, позволяющие оценить наиболее вероятные изменения внутренних условий объекта прогнозирования.

В частности, если объектом прогнозирования является организация, то к числу внутренних условий объекта прогнозирования может относиться ее внутренняя среда, включающая сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, управление функциональными процессами.

При разработке прогноза внешних условий внешней среде функционирования объекта прогнозирования должно уделяться не меньшее внимание, чем внутренней.

При этом информация также должна быть подразделена на количественную и качественную, т.е. информацию, содержащую точные численные оценки, и информацию описательного характера. В зависимости от вида информации используются соответствующие методы ее получения, анализа и обработки.

В случае, если объектом прогнозирования является организация, то внешние условия могут быть подразделены на общее внешнее окружение и непосредственное деловое окружение организации.

Общее внешнее окружение не связано непосредственно с организацией и отражает состояние общества, экономики, природной среды.

Непосредственное деловое окружение организации создают потребители, поставщики, деловые партнеры, конкуренты, административные органы, деловые объединения и ассоциации и т. д.

3. Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий объекта прогнозирования является одной из центральных задач разработки прогноза. От того, насколько верно они будут определены, зависят точность разрабатываемого прогноза и эффективность решений, принимаемых на его основании.

На этом этапе разработки прогноза на основании всей имеющейся информации об объекте прогнозирования предварительно определяется перечень возможных альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий.

После их предварительной оценки из перечня исключаются те альтернативные варианты, реализуемость которых в прогнозируемый период сомнительна или же вероятность их реализации ниже предварительно установленного порогового значения.

Оставшиеся альтернативные варианты подвергаются более углубленной оценке с целью определения альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий, осуществление которых наиболее вероятно.

Каждый из отобранных наиболее вероятных альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий функционирования объекта прогнозирования детально прорабатывается и представляется для разработки альтернативных вариантов прогноза при каждом из отобранных альтернативных вариантов изменения условий функционирования объекта прогнозирования.

4. Проведение экспертизы.

Экспертиза – исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

На этом этапе разработки прогноза предполагается наиболее активная работа экспертов по определению и оценке ключевых событий, наступление которых ожидается в прогнозируемом промежутке времени.

Предыдущий этап разработки прогноза дает информацию, необходимую аналитической группе для проведения экспертизы.

Экспертам представляется информация о наиболее вероятном изменении внутренних и внешних условий, на основе ранее проведенного анализа формулируются вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате проведения экспертизы, намечаются наиболее вероятные сценарии развития событий.

Процедуры организации и проведения экспертиз в настоящее время достаточно детально разработаны.

В зависимости от природы объекта прогнозирования, от характера оценок и суждений, которые должны быть получены в процессе проведения экспертизы, определяются конкретнее способы организации и проведения экспертизы.

Экспертизы могут быть однотуровые и многотуровые, анонимные и предусматривающие открытый обмен мнениями, с обменом информацией в процессе проведения экспертизы и без него и т. д.

Характер конкретной информации, которую предполагается использовать при разработке прогноза, накладывает определенные требования на выбор конкретного метода организации и проведения экспертизы.

Если прогнозируемый объект является достаточно сложным, комплексным, многоаспектным, то целесообразно использование комплексных методов организации и проведения экспертизы.

При проведении экспертизы для разработки прогноза аналитическая группа должна подготовить анкеты, содержащие вопросы, на которые должен быть получен ответ при разработке прогноза.

В зависимости от технологического уровня организации и проведения экспертизы анкеты могут быть подготовлены как на бумажном, так и на машинном носителе.

Для получения экспертной информации может использоваться и такой способ, как интервьюирование, когда в свободной форме, но по заранее намеченному плану, эксперт дает оценки и суждения, необходимые при разработке прогноза.

Причем при интервьюировании возможен отход от заранее намеченного плана. Интервьюер должен обеспечивать получение возможно более обоснованных оценок.

Для получения экспертной информации при разработке прогноза возможно использование метода смешанного анкетирования, когда при работе с экспертом используются элементы как анкетирования, так и интервьюирования.

5. Разработка альтернативных вариантов.

Подготовленная на предыдущих этапах информация, в том числе и полученная от экспертов, используется при непосредственной разработке прогноза. Как правило, маловероятны случаи, когда заранее известно, в каком направлении будут происходить изменения внутренних и внешних условий, какая стратегия будет выбрана организацией при том или ином развитии событий. Ведь развитие организации в прогнозируемом будущем зависит от различных факторов, а также от их сочетания и взаимодействия.

Из сказанного следует, что при стратегическом планировании и в других случаях использования прогнозов необходимо рассматривать различные альтернативные варианты развития событий как благоприятные, так и неблагоприятные.

На предыдущих этапах были определены наиболее вероятные изменения основных внутренних и внешних условий, определяющих ход прогнозируемых событий.

Для наиболее вероятных альтернативных вариантов их изменений должны быть разработаны наиболее вероятные альтернативные варианты развития прогнозируемых событий.

Если одной из целей разработки прогноза являлось определение динамики развития количественных показателей и параметров, то, используя полученный на предыдущих этапах разработки прогноза объем информации (количественной и качественной) и соответствующие методы экстраполирования (определения изменения прогнозируемых показателей и параметров в будущем), рассчитываются кривые их изменения в прогнозируемом промежутке времени.

Однако далеко не всегда мы располагаем необходимой информацией для использования количественных методов экстраполяции. Это может быть отсутствие (в частности, характерное для современного этапа экономической жизни России) необходимых для расчетов статистических данных, поскольку прежние экономические зависимости и закономерности изменились. Поэтому нередко единственным способом экстраполяции показателей и параметров на прогнозируемый промежуток времени остается способ построения экспертных кривых. Экспертные кривые отражают оценку динамики прогнозируемых значений показателей и параметров экспертами.

При разработке вариантного прогноза должна быть произведена экстраполяция прогнозируемых значений показателей и параметров для различных вариантов исходных условий и для различных возможных альтернативных вариантов динамики их изменения.

Наряду с экстраполяцией прогнозируемых значений показателей и параметров, особенно в случае привлечения экспертов для разработки прогноза, каждый альтернативный вариант разрабатываемого прогноза может сопровождаться содержательным описанием прогнозируемого развития событий.

6. Априорная и апостериорная оценка качества прогноза.

Апостериори – на основании опыта.

Априори – независимо от предшествующего опыта.

Оценка качества прогноза – одна из центральных проблем в процессе разработки управленческих решений. Степень доверия к разработанному прогнозу во многом влияет на принимаемое решение и сказывается на эффективности управленческих решений, принимаемых с использованием разработанного прогноза.

Однако, как это ни кажется неожиданным, оценка качества прогноза является достаточно сложной задачей не только в момент, когда прогноз только разработан (априорная оценка), но и в момент, когда прогнозируемое событие уже произошло (апостериорная оценка). Прежде чем приступить к обсуждению оценки качества прогноза, отметим тот важный для более четкого понимания процесса принятия решения факт, что качественный прогноз при принятии решения может быть использован по-разному. Если со стороны руководства организации не оказывается значительное воздействие на ход развития событий, а лишь осуществляется наблюдение за ним, то после окончания прогнозируемого периода необходимо лишь сопоставить значения спрогнозированных показателей и параметров с полученными в действительности. Это позволяет оценить качество разработанного прогноза апостериорно.

В то же время, пожалуй, более действенным может оказаться использование результатов разработанного прогноза в случае, когда ЛПР может оказать влияние на ход развития событий. Примером такого влияния может являться, в частности, корректировка управляющих воздействий на основании ожидаемых спрогнозированных значений показателей и параметров. Это так называемый активный прогноз. Однако если в результате анализа спрогнозированных значений показателей и параметров ЛПР изменил управляющие воздействия, которые, в свою очередь, изменили развитие прогнозируемых событий, причем нередко в сторону более благоприятную для ЛПР, то вряд ли корректно первоначально разработанный прогноз считать неточным.

Если бы прогноз не был разработан, то не было бы принято и последовавшее за его разработкой эффективное управленческое решение. После того как прогноз разработан, должны быть определены критерии, по которым точность прогноза может быть оценена.

Как правило, для оценки прогноза используются два метода: дифференциальный или интегральный.

При дифференциальном методе оцениваются наборы оценок отдельных составляющих качества прогноза, имеющих достаточно четкий объективный смысл.

В частности, могут использоваться такие критерии, как ясность и четкость задания на прогноз, соответствие прогноза заданию, своевременность разработки прогноза, профессиональный уровень разработки прогноза, надежность использованной информации и т. д.

Интегральный метод предполагает обобщенную оценку качества прогноза на базе оценки качества прогноза по частным критериям. Однако в ряде случаев этот способ оказывается недостаточно убедительным, поскольку к оценке качества прогноза по частным критериям вольно или невольно добавляется необходимость оценки сравнительной важности критериев и их влияния на интегральную оценку.

Примером использования интегрального метода может служить критерий «интегрального качества экспертного прогноза» – оценка прогноза, по которому предполагает, в частности, и оценку по перечисленным выше частным критериям.

Если говорить об экспертном прогнозе, то его качество определяется, прежде всего, такими частными критериями, как:

– компетентность (или в более общем виде – качество) эксперта;

– качество информации, предоставляемой экспертам;

– качество экспертной информации, поступающей от экспертов;

– уровень технологии разработки прогноза или, иными словами, качество методов и процедур, используемых при разработке прогноза.

Если период прогнозирования уже завершился, то необходимо сопоставить спрогнозированные значения показателей и параметров с полученными в результате реализовавшегося с действительности хода прогнозируемых событий.

Для проведения такой оценки необходимо принять во внимание все основные факторы, определяющие качество разработанного прогноза.

7. Контроль хода реализации и корректировки прогноза.

После того как прогноз подготовлен и представлен руководству организации, заказчику и т. д., наступает новый этап работы с подготовленным материалом.

Неотъемлемой частью современной технологии прогнозирования является периодически осуществляемый (в зависимости от происходящих изменений) мониторинг хода реализации прогнозированного развития событий.

Мониторинг позволяет своевременно выявлять значительные отклонения в ходе развития событий. Если они могут оказать принципиальное влияние на дальнейший ход событий в части, касающейся принятия важных стратегических решений, то прогноз должен быть подвергнут корректировке.

Необходимо отчетливо понимать, что прогнозы ценны не сами по себе, как возможность профессионального предсказания ожидаемого хода развития событий в той или иной области человеческой деятельности, а в большей степени как необходимый и очень существенный элемент разработки важных управленческих решений.

Поэтому при выявившихся значительных отклонениях в ходе развития событий в прогнозируемой области деятельности, особенно в случае активного прогноза, в уже разработанный прогноз должны вноситься соответствующие коррективы.

Коррективы могут быть различного уровня значимости, сложности, трудоемкости и т. д. Если они не очень значительны, то эта проблема может решаться на уровне аналитической группы, сопровождающей разработкой прогноза.

Если коррективы более существенны, то может потребоваться дополнительное привлечение отдельных экспертов, а в особо важных случаях при наличии значительных изменений – дополнительная работа экспертной комиссии с возможным изменением состава.

Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он рассчитан, а также основными направлениями научно-технического развития, которые прежде всего зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующих их разработке. Чем более устойчивый характер носят эти тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования. Различные воспроизводственные процессы имеют разные скорости протекания, разные временные циклы. Цикл воспроизводства приборов значительно короче цикла производства станков и другого оборудования, сроки обновления продукции машиностроения в значительной мере определяются динамикой технического уровня орудий труда.

Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедрение на практике означает разработку научно-обоснованной стратегии фирмы, бизнес-план на основе использования вариантов прогноза показателей качества, затрат на его достижение и другой информации.

Прогнозирование управленческих решений преследует цель получения научно-обоснованных альтернатив развития для различных показателей, которые используются в НИОКР, а также для развития всей системы менеджмента. Получается, что прогнозирование управленческих решений есть часть системы менеджмента и способствует развитию всей системы в целом.

Но ЛПР должен помнить, что только решения и планы бывают идеальными, а люди и обстоятельства всегда реальны, и поэтому каждое управленческое решение, каждый план несет в себе возможность не только успеха, но и неудачи.

Порядок и последовательность разработки прогнозов выполняется в несколько этапов.

1-й этап – прогнозная ретроспекция , т. е. установление объекта прогнозирования и прогнозного фона. К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека.Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза. Работа на этапе ретроспекции выполняется в следующей последовательности:

Формирование описания объекта в прошлом, что включает предпрогнозный анализ объекта, оценку его параметров, их значимости и взаимных связей;

Определение и оценка источников информации, порядка и организации работы с ними, сбор и размещение ретроспективной информации;

Постановка задач исследования.

Выполняя задачи прогнозной ретроспекции, прогнозисты исследуют историю развития объекта и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания.

2-й этап – прогнозный диагноз , в ходе которого исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования. Работа выполняется в такой последовательности:

Разработка модели объекта прогноза, в том числе формализованное описание объекта, проверка степени адекватности модели объекту;

Выбор методов прогнозирования, разработка алгоритма и рабочих программ.

3-й этап – проспекция , т.е. процесс обширной разработки прогноза, в том числе: 1) расчёт прогнозируемых параметров на заданный период упреждения; 2) синтез отдельных составляющих прогноза.

4-й этап – оценка прогноза , в том числе его верификация, т.е. определение достоверности, точности и обоснованности.

Результаты прогноза оформляются в виде справки, доклада или иного материала и представляются заказчику.

Полученный прогноз в дальнейшем может быть подвергнут корректировке, т.е. уточнению по результатам верификации, с учётом дополнительных материалов и исследований.

В прогнозировании указывается величина отклонения прогноза от действительного состояния объекта, которая называется ошибкой прогноза. Ошибка прогноза не связана с качеством прогноза, а зависит от принимаемых на его основе решений и их реализации.

Информационный массив, используемый в прогнозировании, представляет собой совокупность данных об объекте прогнозирования, приведённых в соответствие с задачами и методами прогнозирования. Информационный массив формируется на основе первичной и вторичной информации.

Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путём наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований. Их обычно выполняют только для части генеральной, то есть общей, совокупности исследуемых объектов, эта часть называется выборкой.

Вторичные данные , применяются при проведении так называемых кабинетных исследований. Это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.

Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешёвым методом получения информации, необходимой для прогнозирования. Для небольших организаций это основной метод получения информации.

Внутренними источниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчёты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы в электронных офисах, вычислительных центрах. Внутренними источниками могут быть отчёты руководителей на заседаниях и собраниях коллегиальных органов управления, сообщения персонала, деловая переписка.

Вторичная информация из внешней среды обширна и рассеяна во множестве источников, которые невозможно перечислить. Многие международные и российские организации регулярно публикуют экономические данные, полезные при анализе и прогнозировании.