Преференции субъектам малого предпринимательства по 44 фз. Об утверждении методических рекомендаций о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих орга

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПРИКАЗ

В целях реализации положений , руководствуясь Положением о Министерстве экономического развития и туризма Республики Алтай , утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 20.11.2014 N 332 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и туризма Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай" , приказываю:

2. Настоящий приказ опубликовать в разделе "Регулирование контрактной системы и государственные закупки" официального сайта Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в справочных правовых системах.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя министра Гальцеву О.В.

Министр экономического
развития и туризма
Республики Алтай
Е.В.ЛАРИН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД У СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Утверждены
Приказом
Министерства экономического
развития и туризма
Республики Алтай
от 24 августа 2015 года N 154-ОД

Методические рекомендации определяют порядок закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Методические рекомендации регулируют отношения между заказчиками и исполнителями в области планирования, проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также привлечение поставщиками указанных субъектов на субподряд. Методические рекомендации учитывают специфику закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), (с последующими изменениями) (далее - Закон о СМП), Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с последующими изменениями) (далее - Закон о НКО).

2. Основные понятия

2.1. К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" , на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" . Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.2. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 4 Закона о СМП.

2.3. Социально ориентированные некоммерческие организации - некоммерческие организации, созданные в формах, предусмотренных Законом о НКО, и осуществляющие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации в соответствии с учредительными документами:

2.3.1. Социальная поддержка и защита граждан.

2.3.2. Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев.

2.3.3. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам.

2.3.4. Охрана окружающей среды и защита животных.

2.3.5. Охрана и, в соответствии с установленными требованиями, содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений.

2.3.6. Оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

2.3.7. Профилактика социально опасных форм поведения граждан.

2.3.8. Благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

2.3.9. Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

2.3.10. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

2.3.11. Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации.

2.3.12. Деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

2.3.13. Проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества.

2.3.14. Участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

2.3.15. Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

2.3.16. Мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ.

3. Планирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

3.1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при формировании плана-графика обязан предусмотреть закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного объема закупок (см. схема 1).

Расчет нормы закупок у СМП и СОНКО

Вычесть из СГОЗ суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ, услуг, указанные в части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе

3.2. Во избежание несоблюдения обязанности по осуществлению закупок у СМП, СОНКО (по причине несостоявшихся процедур, уклонения победителя от заключения контракта и прочее) заказчику рекомендуется обеспечить планирование закупок у СМП и СОНКО по максимально широкой номенклатуре в объеме, значительно превышающем 15% совокупного годового объема закупок.

3.3. Планирование закупок у СМП, СОНКО осуществляется путем проставления соответствующих меток в плане-графике:

- "размещается среди СМП/СОНКО" - для закупок с начальной (максимальной) ценой не более 20 млн руб.;

- "субподряд СМП/СОНКО" - для закупок на общих основаниях с привлечением к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО с указанием объема такого субподряда.

3.4. При внесении изменений в план-график объем закупок у СМП, СОНКО при необходимости должен корректироваться с учетом требования об объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.

3.5. Планирование закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у СМП, СОНКО осуществляется заказчиками в соответствии с требованиями к форме планов-графиков и порядку их размещения в единой информационной системе в сфере закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

4. Условия проведения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у СМП, СОНКО

4.1. Заказчики самостоятельно определяют виды товаров, работ, услуг, которые могут поставить, выполнить, оказать СМП, СОНКО.

4.2. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4.3. При осуществлении закупок у СМП, СОНКО начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.

4.4. При осуществлении закупок у СМП в извещениях об осуществлении закупок устанавливаются ограничения в отношении участников закупок в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 методических рекомендаций.

4.5. При осуществлении закупок у СОНКО в извещениях об осуществлении закупок устанавливаются ограничения в отношении участников закупок в соответствии с пунктом 2.3 методических рекомендаций.

4.6. Способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) у СМП, СОНКО могут быть открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений.

4.7. Размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 2% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей, 1% начальной (максимальной) цены контракта.

4.8. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг может осуществляться СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков, соисполнителей.

4.9. В случае если в рамках осуществления закупки у СМП, СОНКО в целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик установил в извещении требование к участникам, не являющимся СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, заказчику необходимо применить дифференцированный подход к установлению размера обеспечения заявок, так как в конкурсе могут принимать участие как участники, являющиеся СМП, СОНКО, так и участники, не являющиеся таковыми.

Для участников, являющихся СМП, СОНКО, размер обеспечения заявки в указанном случае устанавливается от 0,5% до 2% начальной (максимальной) цены контракта; для участников, не являющихся СМП, СОНКО, размер обеспечения заявки устанавливается от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта.

5. Подтверждение статуса СМП, СОНКО

5.1. В заявках на участие в закупках, проводимых среди СМП, СОНКО, участники закупок обязаны декларировать свою принадлежность к СМП, СОНКО.

5.2. Декларирование принадлежности к СМП осуществляется путем представления участником декларации соответствия требованиям для определения статуса СМП с указанием средней численности работников за предшествующий календарный год (либо за период, прошедший со дня их государственной регистрации, - для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств в течение года, в котором они зарегистрированы), суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов за соответствующий календарный период.

5.3. Декларирование принадлежности к СОНКО осуществляется путем представления участником декларации соответствия требованиям для определения статуса СОНКО с указанием вида осуществляемой деятельности, предусмотренного статьей 31.1 Закона о НКО и учредительными документами организации.

5.4. Указанные в пунктах 5.2, 5.3 декларации представляются в простой письменной форме, заверенной подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью организации, в составе заявки на участие в закупке (при проведении электронного аукциона - в составе второй части заявки).

Примерные формы деклараций приведены в приложении 1 к настоящим методическим рекомендациям.

5.5. В случае выявления заказчиком или комиссией по осуществлению закупок несоответствия информации об участнике закупки задекларированным сведениям о принадлежности к СМП, СОНКО, комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта.

5.6. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта несоответствия участника закупки задекларированным сведениям о принадлежности к СМП, СОНКО, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

5.7. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует задекларированным сведениям о принадлежности к СМП, СОНКО, осуществляется в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

6. Привлечение СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков, соисполнителей

6.1. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

6.2. Заказчикам рекомендуется в проектах контрактов на закупку сложной составной продукции, работ, услуг (например, работ по капитальному ремонту, проектированию, монтажу, наладке компьютерной сети или техники) устанавливать обязательное для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) требование о привлечении в качестве субподрядчиков или соисполнителей СМП, СОНКО для выполнения простых работ, оказания услуг, которые не требуют от субподрядчика (соисполнителя) специальной квалификации или специальных материально-технических ресурсов.

6.3. При установлении в извещении об осуществлении закупки требования, предусмотренного пунктом 6.1, к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНКО, заказчику рекомендуется включать в проекты контрактов:

6.3.1. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

6.3.2. Условие о предоставлении заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) копий договора подряда, договора соисполнения или других документов, подтверждающих участие СМП, СОНКО в реализации контракта, а также копий актов выполненных работ, оказанных услуг, актов приема-передачи товаров или других документов, подтверждающих объемы товаров, работ, услуг, выполненных СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков.

6.3.3. Объем товаров, работ, услуг, подлежащих поставке (выполнению) субъектами СМП, СОНКО в качестве субподрядчиков, соисполнителей, установленный в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО, и включается в отчет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" .

6.3.4. Обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

6.3.5. Обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, а также ответственность за непредоставление указанной информации в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 23 и 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.

6.4. При установлении в извещении об осуществлении закупки требования, предусмотренного пунктом 6.1 настоящих методических рекомендаций, привлеченные к исполнению контрактов субподрядчики, соисполнители обязаны декларировать свою принадлежность к СМП, СОНКО. Условие представления таких деклараций рекомендуется устанавливать в договоре субподряда (соисполнения).

6.5. При установлении в соответствии с пунктом 6.4 в договоре субподряда (соисполнения) условия предоставления указанных в пунктах 5.2, 5.3 настоящих методических рекомендаций деклараций в раздел договора, предусматривающий ответственность сторон, должен быть включен пункт, устанавливающий ответственность субподрядчика (соисполнителя) за непредставление указанных в пунктах 5.2, 5.3 настоящих методических рекомендаций деклараций.

6.6. Непредоставление заказчику деклараций, указанных в пунктах 5.2 и 5.3 настоящих методических рекомендаций, может расцениваться как неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

6.7. В случае неисполнения условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в контракте должно быть предусмотрено условие уплаты поставщиком штрафа, определенного в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемого за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" :

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн рублей.

6.8. Начисление штрафа и предъявление требования о его уплате заказчик вправе реализовать только по результатам исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае, если будет установлено и документально подтверждено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не исполнил обязательств по контракту о привлечении в качестве субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

7. Признание несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) у СМП, СОНКО

При признании несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении повторной процедуры заказчик вправе отменить в извещениях об осуществлении закупок ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО, и осуществить закупки на общих основаниях.

При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО.

Для уменьшения числа несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) рекомендуется проводить информационную работу с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) путем направления приглашений на участие в торгах.

8. Формирование отчетов об объеме закупок у СМП, СОНКО

8.1. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

8.2. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНКО.

8.3. Форма и правила подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в единой информационной системе утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" . Отчет формируется государственными (муниципальными) заказчиками или бюджетными учреждениями в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе.

В отчете должно быть указано: совокупный годовой объем закупок заказчика, объем финансового обеспечения для оплаты контрактов и уникальные номера реестровых записей контрактов.

Документ подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе.

9. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

9.1. В соответствии со статьей 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.2. Нормами части 11 статьи 7.30 установлена административная ответственность в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНКО в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

9.3. Согласно пункту 2 Примечания к статье 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях временем совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30, является дата окончания календарного года.

10. Заключительные положения

10.1. В 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта в случае проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 N 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" .

10.2. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 N 198 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году" . При этом цена контракта должна составлять не более чем 5 млн рублей в случае, если контракт заключен для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Приложение 1. ДЕКЛАРАЦИЯ <1> соответствия участника закупок требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

ДЕКЛАРАЦИЯ <1> соответствия участника закупок требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

(с последующими изменениями)

____________________________________________
(наименование участника процедуры закупок)

подтверждает, что относится к субъектам малого предпринимательства и

отвечает требованиям, установленным положениями статьи 4 Федерального

предпринимательства в Российской Федерации" (с последующими изменениями).

Наименование условия

Единица измерения

Данные участника

Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридического лица

Доля участия в юридическом лице, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства

Средняя численность работников за предшествующий календарный год (_________ год) или иной период (за период ________________)

Выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) (или размер балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов)) за предшествующий календарный год (_________ год) или иной период (за период ________________)


должность (подпись) (Ф.И.О.)

________________

<1> Данная форма декларации отражает законодательные условия отнесения участника закупки к субъекту малого предпринимательства, предоставление участником закупки в составе заявки декларации, составленной в иной форме, не может являться причиной отклонения заявки участника комиссиями по осуществлению закупок.

ДЕКЛАРАЦИЯ <1> соответствия участника закупок требованиям, установленным статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

(с последующими изменениями)

________________________________________
(наименование участника закупок)

подтверждает, что относится к социально ориентированным некоммерческим

организациям и отвечает требованиям, установленным статьей 2 Федерального

последующими изменениями), поскольку осуществляет следующий вид

деятельности:

___________________________________________________________________________
(указывается вид деятельности и соответствующий
пункт учредительного документа)

_____________________________ ________________ (_______________________)
должность (подпись) (Ф.И.О.)

________________

<1> Данная форма декларации отражает законодательные условия отнесения участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставление участником закупки в составе заявки декларации, составленной в иной форме, не может являться причиной отклонения заявки участника комиссиями по осуществлению закупок.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП). Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы. Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» , к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства

  1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек - микропредприятия.

Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 206 г. № 265 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.

3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Способы закупок у СМП

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, , , запросы предложений.

5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ

Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.

6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).
  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение 3-х календарных лет , следующих один за другим.
  1. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.
  1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей .
  1. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
  1. В совместном письме МЭР № 7158-ЕЕ/Д28и и ФАС № АЦ/13590/14 от 4 апреля 2014 года «О позиции МЭР и ФАС по применению норм 44-ФЗ к отношениям связанным с осуществлением закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций» сказано следующее:

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.

Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе пункт 5.

  1. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:

Часть 11. Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей .

Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.

На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!

P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.



17.03.2017

спикер: Татьяна Леонтьева


Форма отчета содержится в Постановлении Правительства РФ от 17 марта 2015 г. N 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».

Порядок осуществления закупок у СМП и СОНКО

Заказчики по 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 закона №44-ФЗ.

Считаются только те закупки, которые осуществляются путем проведения конкурентных процедур:

  • Конкурсы
  • Электронные аукционы
  • Запросы котировок
  • Запросы предложений

При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.

Критерии отнесения к СМП

Для того чтобы грамотно проводить такие закупки, необходимо понимать, какие компании относятся к субъектам малого предпринимательства. Новые критерии отнесения к СМП установлены законом от 29.06.20145 №156-ФЗ. Итак, такие компании должны одновременно отвечать следующим условиям:

  1. Размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн рублей (ПП РФ от 13.07.2015.№702).
  2. Средняя численность работников не более 100 человек.
  3. Доля сторонних организаций в уставном капитале компании не более 49 процентов.

Критерии отнесения у СОНКО

Определение социально ориентированной некоммерческой организации прописано в п. 2.1 ч. 2 ст. 2 закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

СОНО - это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ

Особенности осуществления закупок у СМП и СОНКО

В августе 2016 года появился Реестр субъектов малого предпринимательства, составление которого регламентировано Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ведение реестра осуществляется Федерального налоговой службой, его формирование происходит ежегодно 10 августа. Актуализация реестра (внесение данных о вновь зарегистрированных организациях и исключение из реестра) осуществляется ежемесячно. Сведения размещаются на официальном сайте ФНС России и являются общедоступными. Таким образом, декларацию, которую предоставляет участник закупки, можно проверить с помощью Реестра СМП.

Сведения, вносимые в Реестр СМП:

  • наименование юридического лица, имя, фамилия, отчество индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения юридического лица, место жительства индивидуального предпринимателя;
  • дата внесения сведений в реестр;
  • категория субъекта МСП (среднее предприятие, малое предприятие, микропредприятие);
  • указание на то, что лицо является вновь созданным;
  • сведения о кодах по ОКВЭД;
  • сведения о лицензиях, полученных субъектом МСП;
  • сведения о производимой продукции (в соответствии с ОКПД);
  • сведения о включении лица в реестры (перечни) субъектов МСП - участников программ партнерства;
  • сведения о наличии у субъекта МСП заключенных государственных или муниципальных контрактов и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Подтверждение отнесения себя к субъектам МСП участники закупок осуществляют с помощью декларации, поэтому заказчики не обязаны проверять такие декларации. Декларации, содержащей все необходимые сведения, на данный момент достаточно для того, чтобы допустить предоставившего ее участника к закупке, которая имеет пометку «для субъектов малого и среднего предпринимательства».

Ситуация с Реестром субъектов МСП неоднозначна. Бывает так, что организация, фактически являющаяся субъектом МСП, по каким-то причинам не внесена в Реестр, и отклонять заявку такой компании бывает чревато.

Следует обратить внимание, что при закупке у СМП и СОНКО в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (их отдельных этапов) в срок не более 30 дней с даты подписания документов о приемке.

Односторонний отказ от заключения контракта

В 2016 году норма претерпела изменения.

П. 1 ч. 15 ст. 95 закона №44-ФЗ:

заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) несоответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНКО

4 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 №1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Суть изменений состоит в том, что были утверждены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО.

Важно!

Данные условия обязательны только в случае установления заказчиком в извещении требования к поставщику, который не является СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП (ч. 5 чт. 30 закона №44-ФЗ).

Согласно типовым условиям контракта, утвержденным Постановлением, появились дополнительные обязанности и у поставщиков:

  • Привлекать субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
  • В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком:
  • представить заказчику декларацию о принадлежности субподрядчика к СМП, СОНКО;
  • представить заказчику заверенную поставщиком копию договора, заключенного с субподрядчиком.
  • В течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком представлять заказчику следующие документы:
  • копии документов о приемке;
  • копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком субподрядчику (в случае если договором, заключенным между поставщиком и субподрядчиком, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Дополнительные обязанности поставщика:

Производить оплату по контракту с субподрядчиком в течение 30 дней с даты подписания поставщиком документа о приемке товара, работы, услуги или отдельных этапов исполнения договора.

Дополнительная ответственность поставщика:

Гражданско-правовая ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, в том числе:

за предоставление документов, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;

за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.

Дополнительные права поставщика:

Поставщик имеет право заменить субподрядчика, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя, в случае неисполнения обязательств, предусмотренных договором.

Все вышесказанное относительно типовых условий контрактов относятся к тому механизму привлечения СМП и СОНКО, когда заказчики проставляют процент привлечения субподрядчиков. Эти типовые условия не могут быть изменены в объеме, а также должны включаться в проект контракта в полном объеме.

Порядок формирования отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО

Сам отчет утвержден ПП РФ №238 от 17.03.2015. В типовую форму отчета неоднократно вносились изменения: последнее было в феврале 2016 года.

Отчет составляется и размещается в Единой информационной системе ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, последний день размещения отчета за предыдущий год - 31 марта текущего.

Ответственность за подготовку и размещение отчета несут контрактный управляющий либо уполномоченный сотрудник контрактной службы.

Форма подачи отчета: размещается в электронной форме в Единой информационной системе. В связи с нестабильностью работы ЕИС рекомендуется размещать отчет заранее, не дожидаясь последних дней марта, чтобы избежать рисков, связанных со сбоями в работе системы.

Изменения 2016 года

Последние изменения в ПП РФ № 238 были внесены 19 ноября 2016 года и касались распространения его действия на унитарные предприятия.

До 2016 года большинство унитарных предприятий работало по 223-ФЗ. Соответственно, такие заказчики не должны были выполнять требования 44-ФЗ, в частности, не проводили закупки у СМП и СОНКО. Однако поскольку с 1 января 2017 года унитарные предприятия подпадают под действие 44-ФЗ, они должны разместить отчеты за 2016 год с нулевыми показателями.

Изменения формы отчета

Основные изменения формы отчета в 2016 году коснулись Раздела II отчета:

  • В разделе указывается объем контрактов, о которых говорит часть 1.1 статьи 30 закона № 44-ФЗ, и из нее (всех входящих в эту позицию строк) был исключен объем закупок, составляющих государственную тайну.
  • Также в этот раздел были внесены закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • Указано, что не допускается повторный учет сведений об объеме финансового обеспечения для оплаты в отсчетном году одного и того же контракта. Если посмотреть форму отчета, станет понятно, что один и тот же контракт может попасть в две графы: например, контракт может быть заключен с единственным поставщиком и в то же время он может быть на предоставление кредита - дважды вносить такой контракт не нужно.

Отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО

Отчет содержит три раздела:

  1. Сведения о заказчике.
  2. Информация об объеме закупок у субъектов МСП, СОНКО.
  3. Информация о заключенных контрактах.

Раздел I. Сведения о заказчике

В первом разделе указываются организационно-правовая форма, место нахождения (адрес), телефон, адрес электронной почты, ИНН, КПП. Далее в этом разделе заполняются коды заказчика по: Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (определяется по месту государственной регистрации заказчика) (ОКТМО).

Раздел II. Информация об объеме закупок

В основном вопросы возникают при заполнении второго и третьего разделов.

Важно!

Отчет составляется в тысячах рублей.

В позиции 1 раздела II указывается совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3 закона № 44-ФЗ, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну.

СГОЗ - это объем финансового обеспечения (ассигнований) для осуществления заказчиком закупок (этот вопрос разъяснен в письме Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28И2868).

По информации Минэкономразвития России СГОЗ - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Минэкономразвития также разработало простую и удобную формулу расчета.

«СГОЗ = а + б + в», где:

а. Контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

б. Контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в текущем финансовом году.

в. Контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Если есть объем закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, необходимо вычесть данный объем из СГОЗ.

Например, школа заключает контракт на поставку продуктов питания с сентября по май. Это не совпадает с календарным годом, соответственно, то, что школа оплатит с сентября по декабрь, войдет в СГОЗ этого года, с января по май - в СГОЗ следующего года.

СГОЗ равен плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения за минусом средств, которые уходят на налоги и заработную плату.

В позиции 2 раздела II необходимо выявить контракты, которые были заключены согласно ч. 1.1 статьи 30 закона №44-ФЗ, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, содержащие государственную тайну.

Рассчитывается данная графа как сумма значений, предусмотренных абзацами 2-6 указанной позиции:

Второй абзац - объем закупок на оборону.

Третий абзац - кредиты.

Четвертый абзац - все, что закупалось у единственного поставщика: все пункты, входящие в часть 1 статьи 93 закона №44-ФЗ.

Пятый абзац - атомная энергия.

Шестой абзац - закрытые способы.

Не допускается повторный учет сведений об объемах финансового обеспечения для оплаты в отчетном году. Если, например, контракт подпадает и под единственного поставщика, и под кредиты, то сведения заносятся только один раз - либо в единственного поставщика, либо в кредиты.

При этом указывать необходимо фактические оплаты по контрактам. Особое внимание следует обратить на коммунальные услуги, поскольку зачастую контракт заключается на одну сумму, а выходит другая, так как четко предусмотреть сколько будет выбрано коммунальных услуг, невозможно. Контракт в процессе исполнения корректируется, и по факту оплаты сумма может отличаться от первоначальной. Вносить следует именно ту сумму, которую фактически оплатили по данному контракту за отчетный год. То же самое касается всех остальных закупок.

Как рассчитывается норма закупок у СМП, которую заказчик должен соблюсти в соответствии с 44-ФЗ?

После того как заказчик рассчитал СГОЗ, ему нужно вычесть сумму, предусмотренную на оплату товаров, работ и услуг, указанных в ч. 1.1 ст. 30 закона №44-ФЗ (пункт 2), и получившуюся сумму внести в позицию 3 раздела II.

Далее, чтобы заполнить пункт 4, нужно рассчитать 15 % от полученного результата. Это и будет объем закупок, которые заказчик должен провести у СМП и СОНКО в данном отчетном году. Эта сумма вносится в позицию 4 раздела II.

В позиции 5 указывается объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам состоявшихся процедур определения поставщика, в извещении об осуществлении которых было установлено ограничение в отношении участников, которыми могли быть только СМП и СОНКО. То есть это закупки, проведенные только среди СМП и СОНКО.

В позиции 6 вносятся те же самые данные, только относительно субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (закупки, в которых заказчик устанавливал процент привлечения к субподряду СМП и СОНКО). Проставляется не вся сумма, а именно этот предусмотренный процент.

Поэтапная оплата и кредиторская задолженность

В случае если оплата контракта осуществляется поэтапно в различные финансовые годы, то стоимость каждого этапа учитывается в СГОЗ того года, когда осуществляется оплата (письмо МЭР РФ от 31.12.2014 №Д28И-2898).

Суммы контрактов, заключенных в предыдущем финансовом году, по которым образовалась кредиторская задолженность, учитываются при определении закупок у СМП и СОНКО (письмо МЭР РФ от 14.12.2015 №Д28И-3625). Например, если часть оплат, по контракту, заключенному в 2015 году, перешла на 2016, эти суммы учитываются при расчете СГОЗ за 2016 год. Соответственно, если часть оплат по контрактам 2016 года перешла на 2017 год, то эта кредиторская задолженность не учитывается при расчете СГОЗ за 2016 год.

В позицию 7 включается сумма значений объемов, указанных в позициях 5 и 6, то есть закупки, фактически осуществленные учреждением с целью соблюдения требований закона о предоставлении преимущества СМП и СОНКО.

Позиция 8 - это доля закупок, которая рассчитывается как процентная доля объема закупок, указанного в позиции 7, по отношению к позиции 3, то есть процент закупок, фактически осуществленных с целью соблюдения требований закона о предоставлении преимущества СМП и СОНКО.

В позиции 9 указывается общая сумма НМЦК несостоявшихся процедур конкурентных закупок, в которых было установлено ограничение в отношении участников закупки, и по результатам проведения которых контракт не заключен либо заключен по основаниям, предусмотренным п. 25 части 1 статьи 93 закона №44-ФЗ. Это единственная позиция в которой указываются не фактические суммы, а НМЦК. Например, если заказчик объявил аукцион с пометкой, что он проводится только среди СМП и СОНКО, но данная процедура не состоялась (не было подано ни одной заявки или подана только одна заявка), то он может заключить контракт по п. 25 ч. 1 статьи 93 (как несостоявшийся аукцион). Данный контракт не попадает в объем заключенных контрактов с СМП и СОНКО, а попадает в графу 9 раздела II.

Раздел III. Информация о заключенных контрактах

Данный раздел заполняется по уникальным номерам реестровых записей контрактов, которые заключены с СМП и СОНКО. Подтягиваются эти записи из реестров контрактов.

В позиции 1 указываются уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных с СМП и СОНКО, из реестра контрактов, заключенных заказчиками.

В позиции 2 - то же самое, но по контрактам, содержащим условия о привлечении субподрядчиков.

В позиции 3 указываются уникальные номера реестровых записей контрактов, заключенных по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 30 закона №44-ФЗ, из реестра контрактов, заключенных заказчиками.

Внимание!

Если вы не находите контракты в реестре, попробуйте убрать все галочки при выборе контракта, так как при регистрации контракта многие не указывают статус поставщика, а при осуществлении поиска галочка «СМП и СОНКО» проставляется автоматически.

Важно знать:

  • Отчет формируется в электронном виде и размещается в ЕИС. Рекомендуется составить и утвердить также «бумажный» отчет.
  • Реестровые номера контрактов заполняются из системы. Если не заполняются, есть сбои, следует заполнять полностью в «бумажной» форме.
  • Помните, что если вы оплачивали кредиторскую задолженность прошлого года, то эти контракты также включаются в отчет.
  • В расчет не включается переходящая кредиторская задолженность по контрактам, которая будет оплачена в следующем отчетном периоде.

Ответственность

Штраф за несоблюдение нормы закупок у СМП и СОНКО - 50000 рублей на контрактного управляющего (п. 11 ст. 7.30 КоАП).

Неразмещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (в том числе отчета, даже если он нулевой), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 50000 рублей, на юридических лиц - 500000 рублей (ч.3 ст. 7.30 КоАП).

Размещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 статьи 7.30 КоАП (например, не учтена кредиторская задолженность или внесены не все реестровые записи контрактов), влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 15000 рублей, на юридических лиц - 50000 рублей.

Прежде всего ответим на вопрос: «Закупки у СМП и СОНО — что это?». Законом о контрактной системе закреплена обязанность заказчика осуществлять заказы у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Разберемся подробнее.

Первые — это зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (хозяйственные общества, партнерства, КФХ) и индивидуальные предприниматели. Законом № 209 , по которым то или иное лицо можно отнести к этой категории. К примеру, конкретная численность работников для средних и малых предприятий, показатели дохода за год либо статус участника проекта «Сколково».

СОНКО или СОНО (социально-ориентированные некоммерческие организации) — это лица, созданные в определенных формах (к примеру, общественные организации, фонды) с целью решения социальных проблем, развития гражданского общества, и иные, предусмотренные Законом № 7-ФЗ.

Привилегии и способы их реализации

Годовой объем закупок у СМП по 44 ФЗ (ст. 30) должен составлять не менее 15 %, так же как и у СОНО. При этом реализовать привилегию можно двумя способами:

  • ( , конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, и предложений), которых могут быть только СМП и СОНО;
  • требованием привлекать в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик закрепляет объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента (но не менее 5 %). При этом исполнитель госконтракта должен рассчитаться с такими субподрядчиками не позднее чем через 15 рабочих дней вместо 30 календарных. Такие новшества привнесло в контрактную систему Постановление Правительства от 07.10.17 № 1226, которое изменило Постановление Правительства № 1466 от 23.12.2016.

При этом, если говорить о первом способе, то следует иметь ввиду, что должна быть не более 20 млн рублей.

СГОЗ — что это?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) — это общее число денежных средств, выделяемых в целях приобретения товаров, работ и услуг. СГОЗ определяется на финансовый год. Указанные средства предназначены для оплаты договоров в данном финансовом периоде. На вопрос, необходимо ли включать стоимость долгосрочных контрактов, которые оформлены в прошлом году и исполняются в текущем, отвечаем: в таком случае в СГОЗ следует включать только ту сумму, которая подлежит оплате в текущем периоде.

Итак, для чего же необходим совокупный годовой объем закупок:

  • для принятия решения о создании контрактной службы;
  • для расчета объема торгов, которые необходимо провести для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (напомним, при закупке у СМП по 44 ФЗ процент составляет 15%, как и у СОНО);
  • для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у ;
  • в целях определения количества товаров и услуг, которые возможно закупить путем проведения запроса котировок.

Закупки у СМП по 223-ФЗ

Как и Закон о контрактной системе, 223-ФЗ предусматривает проведение торгов с участием субъектов малого предпринимательства. Особенности проведения таких закупочных процедур устанавливаются Правительством РФ. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, торги для субъектов малого предпринимательства проводятся тремя способами:

  • тендер, участниками которого могут быть любые лица, в том числе и рассматриваемые нами субъекты;
  • закупка, в которой участвуют только субъекты малого предпринимательства;
  • тендер, в котором заказчиком выставлено требование о привлечении в качестве субподрядчика субъектов малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что годовой объем закупок у них устанавливается в размере 18%.

В 2018 году заказчики по-прежнему должны отводить определенный процент закупок субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ. Под эту категорию подпадают организации с небольшим числом работников и прибылью ниже установленного предела. О том, кто является субъектами малого предпринимательства по 44-ФЗ, сказано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Что такое субъект малого предпринимательства по 44-ФЗ

Рассмотрим, кто является субъектом малого предпринимательства по 44-ФЗ. Критерии отнесения к СМП в 2018 году не изменились. Микропредприятием считается организация с числом работников до 15 человек и годовым доходом не более 120 млн руб.

К малым относятся фирмы, в которых официально трудятся до 100 человек, а годовой доход составляет до 800 млн руб. Средними считаются предприятия с числом сотрудников от 101 до 250 человек и оборотом не более 2 млрд руб. Во всех трех случаях доля участия государства не должна быть выше 25%, иностранных юрлиц - не более 49%, доля юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, - не более 49%.

Заявка на участие в закупке у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

По 44-ФЗ субъекты малого предпринимательства получают при закупках некоторые преференции. Однако пользоваться ими и участвовать в процедурах для СМП они могут только при одном условии: к заявке необходимо приложить декларацию . Укажите в ней:

  • наименование компании;
  • категорию, к которой она относится - малый или средний бизнес;
  • юридический адрес;
  • ОГРН.

Затем внесите показатели в таблицу. В частности, укажите суммарную долю участия государства в уставном капитале общества, число работников, доход за минувший год.

Документация о закупке у СМП по 44-ФЗ и контракт

Мы рассмотрели, кто относится к СМП в 2018 году. Несмотря на то, что требование об обязательной доле закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ появилось довольно давно, заказчики продолжают путаться в понятиях. Например, требовать, чтобы участник принадлежал либо в малому бизнесу, либо к социально ориентированным НКО, а компании, которые подпадают под обе категории и сообщают об этом в декларации, не допускать к торгам. Это нарушение, подтвержденное административной практикой, например, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 2-57-1428/77-18 от 06.02.2018.

Преимущества при закупках у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Субъекты малого предпринимательства по 44-ФЗ получают при закупках некоторые преференции. К примеру, в случае назначения санкции за нарушение условий контракта штраф может достигать в общем случае 10% от цены контракта, если она менее 3 млн. руб., и 5%, если стоимость находится в пределах 3-50 млн. Для малых предприятий при цене контракта до 3 млн сумма штрафа составит 3% от стоимости контракта, если она в пределах 3-10 млн. – 2%, 10-20 млн. - 1%.

Также для СМП установлены более низкие тарифы за работу на торговых площадках. Напомним, с 2018 года она стала платной. Деньги за участие в процедурах берут только с победителей. Если для рядовых участников это 1% от цены контракта, но не больше 5 тыс. руб., то для СМП верхняя планка находится на 2 тыс. руб.

Как отличить, установить и совместить преимущества для СМП, УИС, ОИ и импорта

Из статьи вы узнаете:

✔ Какие устанавливают преимущества для участников СМП или СОНО;
✔ Три главных ошибки смешанной закупки на живом примере;
✔ В каких случаях устанавливают преимущества для товара УИС и ОИ;
✔ Когда преимущества нельзя совмещать в одной закупке:

Из статьи

Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Мы дали определение субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ и рассмотрели критерии их отнесения к этой категории. Далее перейдем к проценту закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ. Это 15% от совокупного годового объема. Чтобы выполнить эту норму заказчики используют два пути:

  • проводят закупки только среди субъектов малого бизнеса;
  • устанавливать в закупочной документации требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП.

Можно проводить любые процедуры:

  • конкурсы - бумажные электронные, открытые и закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные;
  • электронные аукционы;
  • запросы котировок и предложений в любой форме.

НМЦК на торгах только среди СМП и СОНКО не должна превышать 20 млн. руб. Если 15% закупок среди СМП и СОНКО не наберется, контрактного управляющего оштрафуют на 50 000 руб.

Рассмотрим расчет объема обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ. Под годовым объемом понимают утвержденное на финансовый год количество денег для удовлетворения нужд госзаказчиков. Ранее Минфин уточнил, что в нем учитываются контракты, заключенные в прошлых годах, но оплата по которым проходит в этом, а также заключенные и оплачиваемые в текущем году.

При расчете среднего годового объема закупок в расчет не берутся следующие:

  • для обеспечения обороноспособности РФ;
  • по предоставлению займов;
  • у единственного поставщика;
  • в сфере использования атомной энергии;
  • закрытые процедуры.

По итогам года заказчик должен опубликовать в ЕИС отчет о закупках у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций .

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»