Наблюдение за птицами зимой и осенью. Поведение птиц в зимний период Поведение синицы весной

Прогрессивное развитие центральной нервной системы и органов чувств, высокий уровень обмена веществ и теплокровность обеспечили птицам по сравнению с пресмыкающимися значительно большую подвижность, расширили восприятие окружающего мира и усложнили поведение. Отчетливее проявляются элементы активного приспособления среды к своим потребностям - гнездостроение, запасание пищи, групповые ночевки и т. п.

Основу поведения птиц составляют сложные комплексы наследственно закрепленных врожденных (безусловных) рефлексов, определяющие важнейшие элементы их жизни: встречу полов, гнездостроение, насиживание и выкармливание молодняка, приемы, добычи пищи, миграции и многое другое. В качестве безусловных раздражителей выступают отдельные элементы среды (место для гнезда и подходящий строительный материал при гнездостроении, укорочение дня и ухудшение кормовых возможностей при миграциях и т. п.) и другие особи своего вида (их позы, движения и крики, открытый клюв выпрашивающего корм птенца и т. д.). Но поведение каждой птицы существенно обогащается и совершенствуется путем приобретения индивидуального опыта (т. е. выработки условных рефлексов). Подражание поведению родителей или партнерам стаи облегчает выработку временных связей и увеличивает возможности целесообразного поведения при изменениях внешней обстановки - появлении новых кормов, новых источников опасности и т. п. Благодаря этому опыт одной особи становится опытом популяции. Все это увеличивает выживаемость.

У птиц установлено наличие "экстраполяционных рефлексов" - способности предугадывать ближайшее развитие событий (Л. В. Крушинский). Так, при приближении автомобиля многие птицы слетают с дороги на обочину и после этого не реагируют на проезжающую машину; таким образом, птица оценивает, где пройдет машина. Юркнувшую в куст добычу хищник нередко ожидает у противоположной стороны куста. Такое поведение может рассматриваться как проявление элементов рассудочной деятельности, не выраженной у пресмыкающихся. Экстраполяционные рефлексы лучше развиты у видов, питающихся подвижной добычей, - вороновых, хищников и др.

Птицам свойственны аффекты - состояние страха, злобы, радости, покоя, которым соответствует и определенное внешнее выражение: позы, положение оперения, издаваемые звуки. Несомненно наличие длительной памяти (попугай узнал свою хозяйку через 19 лет). Способны птицы и к ассоциациям. Например, вороны отличают охотника с ружьем от человека с палкой и т. д.

Популяционная организация птиц значительно сложнее и разнообразнее, чем у пресмыкающихся. Она меняется по сезонам года. Привязанность к определенной территории особенно отчетливо выражена в сезон размножения.- Обычно одиночно гнездящиеся птицы занимают определенный участок, непосредственно примыкающий к гнезду (гнездовая территория), на который не допускаются другие особи своего вида. Если корм собирается вдали от гнезда, то площадь охраняемой территории будет невелика. У многих видов, особенно мелких воробьиных птиц, гнездовая территория совпадает с кормовым участком и энергично защищается. Стычки на границе охраняемой территории носят в значительной степени турнирный характер. Практически всегда побеждают хозяева участка (осуществляется право первого, а не более сильного). Благодаря этому популяция более или менее равномерно заселяет пригодную территорию, эффективно используя ее пищевые ресурсы.

Часть птиц, способных добывать корм вдали от гнезда, гнездятся колониями (трубконосые , веслоногие , голенастые , из воробьиных - грачи, скворцы, ласточки и др.). При этом размеры территории, охраняемой от соседних особей, часто равны лишь тому расстоянию, на которое насиживающая птица может вытянуть клюв. Размеры колоний варьируют от немногих десятков пар до десятков тысяч гнездящихся пар (например, у некоторых пингвинов или африканского красноклювого ткачика - Q. quelea ). Часто образуются смешанные колонии, в которых каждый вид занимает наиболее для него удобные участки. Расположенные по северным морским побережьям так называемые птичьи базары обычно образованы несколькими видами. На широких скалистых уступах плотными группами гнездятся кайры, откладывая свои яйца на скалу без всякого гнезда. На мелких уступах из гниющих водорослей строят объемистые гнезда чайки моевки. В узких расщелинах, чаще в нижней части обрыва гнездятся чистики, а в торфе, покрывающем скалы, роют гнездовые норы тупики. Эти виды составляют основное население птичьих базаров Европейского Севера.

Колониальное гнездование
позволяет с предельной эффективностью использовать имеющиеся пищевые ресурсы и пригодные для гнездования участки, а также обеспечивает большую безопасность членов колонии, так как некоторые хищники не осмеливаются приближаться к таким скоплениям, а других активно отгоняют совместными атаками члены колонии. Например, чайки и крачки успешно отгоняют от колонии даже таких хищников, как лиса и песец. По отношению друг к другу члены колонии проявляют пониженную агрессивность, реагируют на тревожные сигналы особей своего и других видов.

После окончания периода размножения лишь немногие взрослые птицы остаются на своих гнездовых участках до следующего периода размножения (вороны, большие пестрые дятлы и др.).

Большинство видов сменяет оседлый образ жизни на кочевой. У части видов, которых называют оседлыми, эти кочевки ограничиваются небольшой территорией (перемещения на километры, реже десятки километров), у остальных протяженность кочевок может составлять сотни и тысячи километров (последнюю группу видов называют перелетными). Перемещения позволяют птицам выбирать более кормные участки, использовать лучшие укрытия от непогоды при ночевках.

Вне периода размножения относительно немногие виды держатся поодиночке или парами, большая часть видов, даже одиночно гнездящихся, объединяется в группы или стаи, включающие десятки и сотни особей (утки, грачи , скворцы и многие другие). У части видов семьи (молодые с родителями) сохраняют в стаях известную обособленность (гуси, журавли), у остальных при образовании стай семьи распадаются. В стаях обычно возникает определенная организация, основанная на отношениях доминирования - подчинения, что предотвращает стычки между членами стаи и обеспечивает их согласованное поведение. Иногда образуются смешанные стаи, состоящие из особей нескольких видов. Например, осенью и зимой в наших лесах нередкоможно встретить кочующие смешанные стайки из нескольких видов птиц, которых сопровождают 1-3 поползня, 1-2 больших пестрых дятла. Стайный образ жизни облегчает поиск пищи (одновременно обследуется большая территория) и позволяет легче и быстрее обнаружить опасность.

Годовые циклы. Сезонное изменение условий, жизни (погода) в большинстве районов мира определяет годовую ритмику вменения состояния организма (в том числе уровня и характера метаболизма), поведения и популяционной организации птиц. Обусловливающая эту ритмику перестройка гормональной системы свершается по сигналам внешней среды. В умеренных и высоких широтах в качестве такого сигнала первостепенное значение имеет световой режим (изменение длины дня и ночи), в тропиках - чередование сухих и влажных периодов. Важными, но дополнительными сигналами служит общий ход погодных условий, количество и качество доступных кормов. Сроки, продолжительность и характер проявления отдельных фаз годового цикла различны у разных групп птиц и определяются климатическими особенностями заселенных ими районов, характером занимаемых местообитаний и видовыми экологическими особенностями пищевая специализации и способы добывания корма, продолжительность инкубации и постэмбрионального роста и т. д.). Можно выделить следующие основные периоды годового цикла.

1. Подготовка к размножению. Начало развития половых желез под воздействием увеличивающейся продолжительности дня. Перемещение к местам размножения с мест зимовок, у некоторых - формирование пар уже на зимовках или во время перелета. У части видов - завершение предбрачной линьки, начавшейся на зимовке.

2. Размножение. Занятие гнездовых участков, токовые явления, формирование пар, созревание половых клеток, постройка гнезд, откладка яиц, их насиживание и выкармливание птенцов. Он завершается, когда полностью оперившиеся и приобретшие способность к полету молодые птицы начинают самостоятельную жизнь, часто объединяясь в стаи. В этих стаях могут быть и взрослые и молодые, но связи между птенцами и их родителями обычно обрываются исключение: гуси, лебеди, журавли и др.).

3. Послегнездовая линька. У птиц после размножения идет полная послегнездовая линька, когда сменяется все оперение. У полигамных видов не участвующие в насиживании самцы начинают линьку вскоре после завершения яйцекладки. Линяющие самцы глухарей и тетеревов поодиночке держатся в глухих участках леса, а самцы (селезни) уток скапливаются на сильно заросших озерах иногда за десятки и сотни километров от мест размножения. Самки начинают линять позже, когда птенцы уже подрастут; у них период линьки накладывается на конец периода размножения. Так же четко не разграничены по времени конец размножения и начало линьки у моногамных птиц. взрослые начинают линьку в период, завершения кормления птенцов имматуронатные птицы) или (у матуронатных видов) когда птенцы подрастут и станут более самостоятельными. Завершение линьки у части видов заканчивается лишь на зимовке.

4. Период подготовки к зиме. Широкие кочевки в поисках корма, интенсивное питание. Изменяется характер обмена и происходит усиленное накопление жира. В поисках корма некоторые виды посещают биотопы, в которых в другое время года они не бывают. Утки и гуси кормятся на хлебных полях, журавли поедают оставшуюся картошку. На полях кормятся дрозды, голуби, тетерева и другие лесные птицы.

В этот период немногие виды птиц делают запасы корма. Кедровки - Nucifraga caryocatactes выклевывают из шишек орешки кедра и закапывают их в мох, прячут между камнями и корнями иногда на расстоянии нескольких километров от кедровников. Часть запасов потом используется самими птицами, часть поедают мышевидные грызуны и насекомые, часть семян прорастает. Естественное возобновление кедра идет практически только таким путем. Сойки запасают желуди дуба, орешки бука, на примыкающих к лесу полях собирают и прячут в лесу мелкую картошку. Свои запасы сойки разыскивают и используют в течение всей зимы. За счет прорастания уцелевших запасов желудей и орешков идет естественное возобновление дуба и бука на гарях и вырубках.

Поползни прячут орешки бука, семена клена, вяза, липы в трещинах коры. Воробьиный и мохноногий сычи осенью прячут в дуплах и искусственных гнездовьях трупы мышевидных грызунов . В одном дупле иногда бывает до 50-80 трупов. Эти запасы используются зимой, когда выпавший снег затрудняет отлов зверьков. В этих случаях запасами пользуется та же особь, которая их спрятала. Обнаружению запасов, вероятно, помогает память и обоняние. В последние годы было установлено, что кочующие осенью стайки синиц (гаички, московки , хохлатые синицы), насытившись, продолжают поиски корма и прячут мелкие семена, ягоды можжевельника, куколок насекомых в трещины коры, под наросты лишайника на стволах и ветвях. Эти запасы используются в период зимней бескормицы другими особями этих видов. В отличие от млекопитающих среди птиц нет видов, которые бы полностью удовлетворяли свою потребность в пище зимой только за счет запасов; тем не менее запасание кормов облегчает зимовку. Этот период годового цикла завершается перемещениями птиц на места зимовок.

5. Зимовка . Популяции каждого вида размещаются в районах, обеспечивающих их пищей и защитными условиями. Чаще в районе зимовок птицы совершают небольшие кочевки; у части видов (гусеобразные, некоторые воробьиные) отчетливо выражены суточные перемещения с мест кормежки на места отдыха и обратно. Многие морские птицы в этот период широко кочуют по океану, разыскивая скопления корма (трубконосые, чистиковые). Границу между зимовками и следующим периодом годового цикла - подготовкой к размножению - провести трудно: у части видов еще на зимовках начинается предбрачная линька, идет формирование пар (некоторые утки и гуси и др.), начинают проявляться токовые явления; зимовочные кочевки постепенно перерастают в направленную миграцию к местам гнездования.

Практически все пресмыкающиеся и многие млекопитающие на неблагоприятные сезонные изменения условий жизни отвечают однозначно - снижением активности и впадением в анабиоз. Птицам это не свойственно. Однако американские козодои Phalaenoptilus nuttallii - впадают в настоящую спячку, продолжающуюся 2-2,5 месяца: у забившейся в расщелину птицы температура тела снижается до 18-19°, замедляются дыхание и пульс. Кратковременное оцепенение при резких падениях температуры воздуха отмечены и у других козодоев , у стрижей и ласточек. Ночное оцепенение характерно для многих видов колибри. За этими немногочисленными исключениями птицы не снижают активности при сезонных неблагоприятных изменениях и переживают их, сменяя местообитание и переходя на доступные, хотя и менее калорийные корма, изменяя поведение (ночевки в снегу тетеревиных птиц и синиц, групповые ночевки в убежищах воробьев, пищух и др.), либо, улетая на большие расстояния, в течение всего года живут при относительно благоприятных погодных и кормовых условиях.

По отношению, к территории птиц можно разделить на три группы : 1) оседлых - остающихся в одном и том же районе в течение всего года; они могут весь год держаться на своем гнездовом участке или меняют местообитания, но протяженность перемещений обычно не превышает несколько десятков километров; 2) кочующих - совершающих после сезона размножения ненаправленные кочевки протяженностью в сотни километров, но обычно не вылетающих за пределы той природной зоны, в которой они гнездятся; 3) перелетных - улетающих на зимовки за тысячи километров от мест гнездования, в другие природные зоны.

Распределение видов по этим группам затруднено тем, что популяции одного вида из различных частей ареала могут вести себя неодинаково. Так, серые вороны в южных районах европейской части нашей страны оседлы, в центральных районах кочующие (часть уже размножавшихся особей оседлы), а в северных районах настоящие перелетные птицы. Сказываются на характере подвижности птиц и изменение погодныхи кормовых условий по годам. Дрозды рябинники - перелетные птицы, но в годы урожая рябины и можжевельника в теплые зимы большие стаи всю зиму кочуют в средней полосе, не улетая на обычные зимовки. Чем резче сезонные изменения условий жизни, тем меньше общее число встречающихся здесь видов и тем больше среди них перелетных.

Оседлы или кочуют в небольших пределах куриные, кроме тундровых популяций белой куропатки, отлетающих на зиму в лесную зону, и перелетных перепелов. Во многих районах нашей страны оседлы дятлы, синицы, многие вороновые, воробьи, но в северных районах они кочующие и даже перелетные. К типично кочующим видам относятся свиристели , клесты , снегири , чечетки , многие совы и др. Большинство или все популяции, примерно 600 видов из 750, встречающихся на территории нашей страны, перелетные.

Относительно небольшое число видов и особей гусеобразных, поганок, голенастых, хищников, куликов, чаек, воробьиных зимуют в южных районах нашей страны по берегам Черного моря, в Закавказье, на юге; Каспия, в некоторых районах Средней Азии. Подавляющее большинство видов и особей наших птиц зимует за пределами страны на Британских островах и в Южной Европе, в Средиземноморье, во многих районах Африки и Азии. Например, в Южной Африке зимуют многие мелкие птицы из европейской части нашей страны (пеночки, камышовки , ласточки и др.), пролетающие от мест зимовок до 9-10 тыс. км. Пролетные пути некоторых видов еще длиннее. Гнездящиеся по побережьям Баренцева моря полярные крачки - Sterna paradisea зимуют у побережья Австралии, пролетая лишь в одну сторону до 16-18 тыс. км. Почти такой же пролетный путь у гнездящихся в тундрах Сибири бурокрылых ржанок - Charadrius dominica , зимующих в Новой Зеландии, и у колючехвостых стрижей - Hirundapus caudacutus , из Восточной Сибири отлетающих в Австралию и Тасманию (12-14 тыс. км); часть пути они пролетают над морем.

Во время миграций птицы летят с обычными скоростями, чередуя перелет с остановками для отдыха и кормежки. Осенние миграции. обычно совершаются с меньшей скоростью, чем весенние. Мелкие воробьиные птицы при миграциях за сутки перемещаются в среднем на 50-100 км, утки - на 100-500 км и т. п. Таким образом, в среднем за сутки птицы тратят на перелет относительно небольшое время, иногда всего лишь 1-2 ч. Однако некоторые даже мелкие наземные птицы, например американские древесные славки - Dendroica , мигрируя над океаном, способны пролетать без остановки 3-4 тыс. км за 60-70 ч непрерывного полета. Но такие напряженные миграции выявлены лишь у небольшого числа видов.

Высота полета зависит от многих факторов: вида птицы и полетных возможностей, погоды, скорости воздушных потоков на разной высоте... и т. п. Наблюдениями с самолетов и с помощью радаров было установлено, что миграции большинства видов проходят на высоте 450-750 м, отдельные стаи могут пролетать и совсем низко над землей. Значительно реже пролетных журавлей, гусей, куликов, голубей отмечали на высотах до 1,5 км и выше. В горах стаи летящих куликов, гусей, журавлей отмечали даже на высоте 6-9 км над уровнем моря (на 9-м километре содержание кислорода на 70% меньше, чем на уровне моря). Водные птицы (гагары, поганки , чистиковые) часть пролетного пути проплывают, а коростель проходит пешком. Многие виды птиц, обычно активные только в дневное время, мигрируют ночью, а днем кормятся (многие воробьиные, кулики и др.), другие и в период миграции сохраняют обычную суточную ритмику активности.

У перелетных птиц в период подготовки к миграциям изменяется характер обмена веществ, приводящий при усиленном питании к накоплению значительных жировых запасов. При окислении жиры выделяют почти вдвое больше энергии, чем углеводы и белки. Резервный жир по мере надобности поступает в кровь и доставляется в работающие мышцы. При окислении жиров образуется вода, чем компенсируется потеря влаги при дыхании. Особенно велики запасы жира у видов, вынужденных во время миграции длительное время лететь без остановок. У уже упоминавшихся американских древесных славок перед полетом над морем запасы жира могут составлять до 30-35% их массы. После такого "броска" птицы усиленно кормятся, восстанавливая энергетические резервы, и опять продолжают перелет.

Изменение характера обмена, подготавливающего организм к перелету или к условиям зимовки, обеспечивается сочетанием внутренней годовой ритмики физиологических процессов и сезонных изменений условий жизни, в первую очередь изменением длины светового дня (удлинением - весной и укорочением - в конце лета); вероятно, определенное значение имеет и сезонное изменение кормов. У накопивших энергетические ресурсы птиц под влиянием внешних стимулов (изменение длины дня, погода, недостаток кормов) наступает так называемое "перелетное беспокойство", когда поведение птицы резко меняется и возникает стремление к миграции.

У подавляющего большинства кочующих и перелетных птиц отчетливо выражен гнездовой консерватизм. Он проявляется в том, что размножавшиеся птицы на следующий год возвращаются с зимовки на место предыдущего гнездования и либо занимают старое гнездо, либо поблизости строят новое. Молодые, достигшие половой зрелости птицы возвращаются на свою родину, но чаще поселяются на каком-то расстоянии (сотни метров - десятки километров) от того места, где они вылупились. Менее отчетливо выраженный у молодых птиц гнездовой консерватизм позволяет виду заселять новые, пригодные для него территории и, обеспечивая перемешивание популяции, предотвращает инбридинг (близкородственное скрещивание). Гнездовой же консерватизм взрослых птиц позволяет им гнездиться в хорошо знакомом районе, что облегчает и поиски пищи, и спасение от врагов. Существует и постоянство мест зимовок.

Как птицы ориентируются во время миграций, как выбирают направление перелета , попадая в определенный район на зимовку и возвращаясь за тысячи километров на место гнездования? Несмотря на разнообразные исследования, ответа на этот вопрос пока нет. Очевидно, у перелетных птиц есть врожденный миграционный инстинкт, позволяющий им выбирать нужное общее направление миграции. Однако этот врожденный инстинкт под влиянием условий среды, видимо, может быстро изменяться. Яйца оседлых английских крякв были инкубированы в Финляндии. Выросшие молодые кряквы , как и местные утки, осенью улетели на зимовку, а следующей весной значительная их часть (36 из 66) вернулась в Финляндию в район выпуска и там загнездилась. В Англии ни одна из этих птиц не была обнаружена. Черные казарки перелетные. Их яйца инкубировались в Англии, и молодые птицы осенью вели себя на новом месте как оседлые птицы. Таким образом, объяснить и само стремление к миграции, и ориентировку во время перелета только врожденными рефлексами пока нельзя. Экспериментальные исследования и полевые наблюдения свидетельствуют, что мигрирующие птицы способны к астронавигации: к выбору нужного направления перелета по положению солнца, луны и звезд. При пасмурной погоде или при изменении картины звездного неба при опытах в планетарии способность к ориентации заметно ухудшалась.

Способность к астронавигации предполагает наличие "биологических часов", позволяющих учитывать изменение положения небесных ориентиров в течение суток. Эксперименты показали, что чувство времени у птиц имеет точность 10-15 мин. Этого достаточно, чтобы выбрать правильное направление полета. Ряд экспериментов и наблюдений позволяет предполагать, что птицам свойственно "компасное чувство" - способность определять правильное направление при перелетах или при завозе далеко от гнезда; оно может проявляться и в пасмурную погоду, когда астронавигация затруднена. Широкое развитие исследований позволяет надеяться, что в ближайшее время будут вскрыты механизмы, определяющие высокие возможности птиц к ориентировке в пространстве и их навигационные способности.

Выбранное правильное общее направление полета корректируется зрительно, так как птицы при миграциях придерживаются привычных ландшафтов - русел рек, лесных массивов и т. п. При перелетах смешанными по возрасту стаями ориентировку облегчает опыт особей, уже совершавших миграции. Однако у большого числа видов молодые птицы летят не вместе со взрослыми, а самостоятельно, раньше (многие воробьиные, некоторые хищники и др.) или позже (многие кулики, некоторые воробьиные) старых птиц. Вероятно, последующее возвращение на места гнездовий облегчается хорошим знакомством с местностью во время послегнездовых кочевок, которые в разной степени выражены у всех видов.

Видимо, у большинства птиц то или иное отношение к территории складывалось одновременно со становлением вида, так как смены времен года во многих районах земного шара были выражены уже в меловом - третичном периодах - времени становления современных групп. Захватившие обширные площади интенсивные процессы горообразования и усиление контрастности климата, несколько оледенений, формировавшихся во многих районах Северной Америки и Евразии в четвертичный период, вероятно, усилили подвижность птиц во внегнездовое время. После отступания ледников птицы интенсивно заселяли освободившиеся территории. Постепенно формировались современные зимовки и направления пролета к ним. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Создание водохранилищ по трассе Каракумского канала сопровождалось возникновением новых зимовок водных птиц. С другой стороны, интенсивное хозяйственное использование многих районов юга Европы привело к нарушению естественных ландшафтов и к резкому снижению числа зимующих там птиц.


Литература: Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. - Ч. 2. - Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие: Учебник для биолог. спец. ун-тов. - М.: Высш. школа, 1979. - 272 с, ил.

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами в марте на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке в марте.

Поведение птиц весной (гнездование)

март 1 неделя

h4]Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»

Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Расширять знания о воробьях. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Как вы думает, почему он так называется?

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

– Мы дожили! Мы выжили!

– Мы живы, живы мы!

В. Берестов

Почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»?

Почему птицам трудно найти корм зимой?

Почему птицы зимой часто погибают?

Как мы помогали птицам пережить зиму?

Какие изменения произошли в природе?

Почему птицам сейчас легче живётся, чем зимой?

Какие изменения произошли в поведении воробьёв весной?

Сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают.

Вспомним с вами, как жили птицы зимой.

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями) .

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

март 2 неделя

Целевая прогулка в сквер (парк) «В Иванов день птицы гнёзда обретают».(9 марта)

Задачи. Формировать интерес детей к народным приметам. Расширять знания о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Развивать любознательность, наблюдательность.

Рассказ педагога (в группе, перед прогулкой).

По народному календарю 9 марта – Иванов день. Народные приметы говорят, что в Иванов день птица гнездо обретает. Как вы думает, что это означает?

Обретает, то есть птица подыскивает место для гнезда, начинает строить.

Цель нашей прогулки: поведение птиц в марте. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят изменения в поведении птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Напомнить детям, что зимующие птицы всё ещё нуждаются в помощи людей.

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога. Весной воробьи галдят – места для гнёзд делят. В Иванов день птицы гнездо обретают. Обретают, то есть начинают гнёзда строить. Люди помогают птицам: поправляют старые скворечники в садах, сооружают новые. Народная примета говорит, если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - лето будет холодным.

март 3 неделя

Рассказ педагога «Почему так говорят “Грач на горе – так и весна на дворе”»

Задачи. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Обогащать представления детей о птицах. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Недавно я услышала такую народную примету «Грач на горе - так и весна на дворе». Как вы думаете, почему так говорят?

Грач – это кто?

Ещё в полях лежит снег, но уже появились первые проталины. Весной в старину дети малые по улицам бежали, грачей закликали.

Грачи - киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

Грачи – это наши первые весенние гости. Только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь – и грачи уже прилетели из тёплых стран. Вот они, чёрные, как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зёрнышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной грачам не очень-то сытно живётся.

Но вот пройдёт неделя, другая, подсохнут поля, выйдут земледельцы землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков. Молодцы, грачи! Ведь все эти жуки да личинки – наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой – хлеб портят. Поэтому русский народ грача уважает.

Наблюдательные люди знают, что если грачи, прилетев, сразу принимаются за починку своих гнёзд, то весна будет скорой и дружной. А вот если птицы, посидев на гнёздах непродолжительное время, снова взлетают, холода продержатся ещё несколько дней. Земледельцы использовали грачей как своего рода посевной календарь: если птицы сели на гнёзда, то уже через неделю можно выходить в поле.

Как вы думаете, можно ли увидеть грача в городе?

Почему грачи живут ближе к деревням?

Грачи питаются червяками, насекомыми, поэтому они селятся там, где легче найти себе пищу.

Весёлые упражнения «Грачи».

Грачи в поле прилетали,

Червячков везде искали. // Взмахи руками, наклон, выпрямились.

Важно по полю ходили,

Не одного не пропустили. //

Ходьба на месте, с высоким подниманием колена (бедра).

Дружно взлетели,

К деревьям полетели. //

Гнезда строить начинают,

Веточки собирают. // Наклоны вперёд.

Вот такие молодцы,

Чёрные грачи. // Руки на пояс, поворот туловища вправо, поворот влево.

март 4 неделя

Наблюдение «Всякая птица по-своему поёт».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Развивать слуховое внимание и восприятие детей, умение различать на слух голоса птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Я слышу пение птицы. Интересно, какая птица спряталась на дереве. А вы как думаете?

Дети слушают пение птиц.

Можете ли вы по пению птицы узнать, какая птица спряталась на дереве?

Цель. Упражнять в умении различать голоса птиц, образовывать от звукоподражаний глаголы.

Руководство.

Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

«Чик-чирик, чив-чив»? (Воробей). Что делает воробей?. (Чирикает).

«Стр-стр, ча-ча-ча!»? (Сорока). Что делает сорока?. (Стрекочет).

«Кар-кар»? (Ворона). Что делает ворона?. (Каркает).

«Свири-свир»? (Свиристель). Что делает свиристель?. (Свиристит)

«Рюм-рюм-рюм»? (Снегирь). Что делает снегирь?. (Рюмит).

Всякая птица по-своему поёт. По пению птицы можно узнать, какая птица спряталась недалеко от нас. Грачи, приветствуя друг друга, кричат «Ках» или «Крах».

Весёлые упражнения «Грачи».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Исследование «Можно ли перелётным птицам вернуться домой?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнить и расширить представления о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Можно перелётным птицам домой возвращаться?

Или лучше им на юге остаться?

Дайте точный мне ответ,

Возвращаться им, иль нет.

Вопрос: можно ли перелётным птицам вернуться домой. Выяснить: есть ли корм для птиц. Задание понятно?

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Вывод. Земля оттаяла, в ней можно найти червяков, появляются насекомые. Перелётным птицам можно возвращаться домой.

Рассказ педагога. Ранней весной из тёплых стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Скворец – крупная, красивая птица. Оперение скворца чёрное, с металлическим блеском. Присмотревшись можно увидеть фиолетовые и зеленоватые отливы в оперении. Перья скворца покрыты белыми пятнышками. Клюв длинный и острый, весной жёлтый, а к осени темнеет. Ноги красновато-коричневые.

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса и поля. Песенка у скворушки красивая, звонкая. Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.

Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Весь день скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотясь в поле, в лесу, на поляне, собирают для птенцов корм. Скворцы всеядны. Весной и летом они питаются насекомыми, червями, гусеницами, пауками, а поздним летом переходят на растительную пищу, поедая различные семена и фрукты.

Скворцы

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Рассказ педагога Народный праздник «Жаворонки». (22 марта)

Задачи. Обогащать представления детей о птицах. Формировать представление о народных культурных традициях. Развивать мышление, внимание, память.

Беседа.

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В. А. Жуковский

Жаворонок – неприметная серо–бурая птичка, маленькая, как воробей. Знаменит жаворонок своим пением. Ранней весной, когда на полях ещё лежит снег поёт свою песню жаворонок. Стремительно взмывая в небо, трепеща крылышками, взлетая всё выше, и выше жаворонок исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива звонкая песня жаворонка.

22 марта – старинный народный праздник – Жаворонки. По народному поверью считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелётные птицы.

Хозяйки с утра тесто месили, печенье – жаворонки лепили, в печке запекали, детей угощали. Угощали да приговаривали «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Дети жаворонки вверх поднимали, в поле бежали, весну закликали.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И просили у жаворонка счастья да здоровья.

Жаворонки, жаворонки!

Летите из-за моря,

Несите здоровья

Кому крошку, кому ложку,

А мне целую лепёшку!

Игра «Жаворонок».

Дети стоят по кругу. Ребёнок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик в группе. Дети открывают глаза, ищут колокольчик. Тот, кто первый найдёт, поднимает колокольчик, и говорит «Я – жаворонок!». Игра повторяется.

Наблюдение «Перелётные птицы».

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам. Развивать интерес к изменениям в природе родного края.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Почему осенью многие птицы улетели в тёплые края?

Насекомоядные птицы улетели, потому что исчез корм, которым они питались: насекомые. Водоплавающие птицы улетели, потому что замёрзли реки и озёра, где они кормились.

Наступила весна. Как вы думаете, перелётные птицы вернутся домой?

Почему вы считаете, что перелётные птицы вернутся домой?

Каких перелётных птиц вы знаете?

Какие перелётные птицы уже вернулись из тёплых стран? (грачи, скворцы, жаворонки)

Наступила весна. Появляются насекомые, поэтому насекомоядные птицы возвращаются на Родину. Первыми прилетели грачи, а за ними скворцы, жаворонки. А скоро прилетят и другие птицы.

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц весной».

Задачи.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Шорыгина Т. А.

Цель нашей прогулки: поведение птиц весной. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые прилетели в наш город весной. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за птицами. Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей, // Бег по кругу.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке. //

Присесть, встать, руки вверх, через стороны вниз (раскрывается цветок).

Возвращаются скворцы –

Работяги и певцы, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся. // Кружатся на месте.

Г. Ладонщиков

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Весной вся природа оживает. Птицы радуются наступлению тёплой погоды. Они поют песни, ищут места для гнёзд, некоторые птицы строят свои гнёзда.

Исследование «Чем заняты воробьи?»

Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц весной (гнездование). Формировать реалистические представления о птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем заняты воробьи, что за дела у них весной. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Воробьи громко чирикают, собирают с земли веточки, травинки, лоскутки, бумажки и всё это несут на деревья.

Рассказ педагога.

Во второй половине марта воробьи разбиваются на пары и приступают к постройке гнёзд. Строительство гнезда - дело нелёгкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах пёрышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают. Воробьиная пара вместе строит гнездо.

Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход исследования.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Вопрос: что изменилось в поведении птиц весной. Выяснить: как ведут себя птицы весной и почему они так себя ведут. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Солнце весной светит ярче, греет сильнее, много тепла и света. Птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.

Рассказ педагога.

Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо - это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве.

Крупные птицы, например, орлы, аисты, строят гнёзда из толстых веток. Кажется, что это просто куча мусора. Но внутри гнездо выстлано мягкой травой и пухом. Есть среди птиц настоящие мастера. Например, одни ласточки выкапывают себе лапками норки в глинистом берегу, другие лепят своё гнездо – корзинку из сырой земли и слюны и прикрепляют гнездо к крыше дома.

А маленькая птичка ремез плетёт своё гнездо из пуха, шерсти, трав. Гнездо ремеза похоже на варежку, только вместо большого пальца вход в гнездо. В таком гнезде птенчиком тепло и безопасно. Ни какой хищник не достанет птенцов.

Наблюдение «Почему птицы живут рядом с людьми?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между окружающей средой и жизнью птиц. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Весной лесные птицы возвращаются домой, в лес, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов.

Почему воробьи и голуби весной не улетают из городов в лес?

Как вы думаете, где воробьи и голуби строят свои гнёзда в городе?

Городские воробышки строят свои гнёзда под козырьком подъезда или балкона. Сизые голуби строят свои гнёзда под крышами, на чердаках, на карнизах каменных домов, в нишах среди лепных украшений.

Где легче найти корм: в лесу или возле людей?

Где живёт больше хищных птиц и животных: в лесу или в городе?

Какие хищные животные угрожают птицам в городе?

А кто, кроме кошек может разрушить гнездо, погубить птенцов?

Птицы живут рядом с людьми потому, что они защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Люди должны оберегать птиц и птичьи гнёзда.

Весёлые упражнения «Возвращаются певцы».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Разговор-размышление «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Обогащать речь детей, активизировать мышление. Закреплять представления детей о птицах. Воспитывать любовь к Родине.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?

Журавлики-журавли,

Вы куда свой путь вели?

Где летали?

«Мы в чужих небесах,

Мы в чудесных лесах

Побывали».

Расскажите, журавли,

Как на том краю земли

Зимовали.

«Мы в далёкой стране,

По родной стороне

Тосковали».

Платон Воронько

Тёплые края, чудесные леса, почему же птицы возвращаются в родные края, туда, где они родились? (ответы детей)

Педагог выслушивает мнение всех детей, уточняя источник полученной информации.

А какие перелётные птицы вернутся в наши края?

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

Платон Воронько

Мудрая народная пословица говорит "Всякому мила своя сторона". Птицы всегда возвращаются в родные края, туда, где они родились.

Рассказ педагога.

Журавли летят клином и громко курлычут, приветствуя родные края. Немного отдохнув после долгого перелёта, журавли огляделись, прошлись на высоких ногах, словно на ходулях по болотцу и стали искать, опустив длинный клюв в болотную воду, червяков, жучков, лягушек и головастиков.

Весной журавли устраивают игры и танцы. Подходит журавль к журавлихе, встаёт перед ней и кланяется, кивает головой, приглашая потанцевать. Журавль с журавлихой подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом все быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом, не в силах удержаться, и сами пускаются в весёлый пляс.

К нам, в Челябинскую область прилетают из тёплых краёв белые журавли, серые журавли и журавель-красавка. Журавель-красавка редкая птица, она занесена в Красную книгу.

Импровизация «Танец журавля».

Представьте, что вы журавли. Вы танцуете, высоко поднимая колени, подпрыгиваете, приседаете, перебираете ногами, машете крыльями. Сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

С давних времен человека привлекали птицы. Мечта о свободном полете в безоблачной синеве неба не оставляла умы ученых, философов и простых обывателей. Наблюдение за парящими пернатыми побудило мифологического Икара к созданию крыльев и бесстрашному полету к солнцу. Проходят годы, а люди, поднимая голову к небу, с легкой завистью смотрят вслед улетающим птицам.

Зимующие птицы

С наступлением холодов многие птицы улетают в южные страны, но некоторые остаются зимовать на прежних местах обитания. Наблюдение за птицами зимой может доставить огромное удовольствие любознательным малышам. Заботливые родители охотно отвечают на возникающие в детских головках немыслимые вопросы.

Среди зимующих птиц особо можно выделить синицу. Эта небольшая птичка с яркой желтой грудкой - частый гость приготовленных людьми кормушек. За ней очень интересно наблюдать.

Интересны также важные и степенные вороны, расхаживающие по городским паркам в поисках пропитания. Блестящие перья, отливающие смолянистыми оттенками, переливаются в солнечных лучах, придавая птицам особой горделивости.

На белоснежном снегу, подобно капелькам алой крови, россыпи ягод рябины привлекают снегирей. Красногрудый зимний гость является настоящим символом трескучих морозов, пушистого снега и Нового года.

Наблюдение за птицами у кормушки вызывает трогательное ощущение заботы о крохотных вездесущих воробьях. Привычные и родные птицы в зимние холода большими стаями слетаются к ним в поисках пропитания. Кажется, что только бойкую сороку не пугает приход зимы. Наполняя пространство заливистым треском, с особым азартом прыгает она по ветвям деревьев.

Синица — знакомая с детства птица

Интересной, увлекательной и познавательной может стать зимняя прогулка. Наблюдение за птицами позволяет заметить особенности и повадки, которым в повседневной жизни не придают особого значения. Знакомая с детства верткая синица на самом деле является лесным обитателем. Лишь с наступлением суровой зимы она вынуждена прилетать в населенные пункты в поисках пропитания.

Мало кто знает, что привычных зимних жителей нельзя кормить Синицы оставляют часть корма в зобу, где крошки начинают набухать, вызывая брожение. Такой процесс может привести к гибели желтогрудой певуньи.

Особенности полета синицы

Наблюдение за птицами зимой позволит заметить интересную особенность. Крохотная синица никогда не ест семечку целиком. Прижимая ее лапкой к ветке, она проклевывает оболочку и только тогда приступает к трапезе, отщипывая маленькие кусочки мякоти. Полет синицы - отдельная тема, на примере которой можно заметить способность птицы экономно расходовать силы.

Летают птахи очень быстро, однако взмахивают крыльями редко. Наблюдая за полетом, можно заметить, как крохотные желтогрудки ныряют вниз, затем устремляются в небесную высь, выделывая в воздухе головокружительные трюки. Очень интересно наблюдать за полетом птицы при замедленном воспроизведении видеосъемки, однако даже невооруженным глазом можно увидеть характерные особенности.

Ворона — умная птица

Вороны, вопреки расхожему мнению, очень умные птицы, именно о них дальше пойдет рассказ. Наблюдение за птицами, представляющими семейство Вороновые, иногда может позволить заметить действительно удивительные вещи. Частые гости городских скверов и парков, выискивают на земле блестящие предметы. Постоянные наблюдатели рассказывают увлекательные истории о том, как птицы собирают кусочки фольги, обертки от конфет, крышки от бутылок. Предварительно сделав в снегу небольшую ямку, свои находки вороны надежно прячут, старательно укрывая снегом тайные места.

Отдельного упоминания достойно воронье жилище. Птицы строят свои гнезда на верхушках деревьев, при этом делают это так, что никакой ветер не способен сбросить гнездо с высоких крон. Отламывая тонкие веточки, степенные вороны бережно несут их в гнездо. Казалось бы, на земле множество старых веток, но для птицы они не представляют интереса. Прошлогодние палочки могут быть слишком сухими и ломкими, издавать неприятный запах гнили. Такой материал совершенно непригоден для постройки надежного гнезда.

Снегирь — вестник зимы

Наблюдение за зимующими птицами особенно интересно, когда прилетает вестник зимы — снегирь. Обладатель красной грудки еще со времен Советского Союза запомнился как частый персонаж новогодних открыток. Прилетает снегирь с наступлением зимних холодов из северных стран, оставаясь в наших краях на зимовку.

Особенностью ярких птичек можно назвать их необъяснимую связь. Снегири образовывают пары один раз, соблюдая верность выбранному партнеру в течение всей жизни. Теплые отношения между птицами заметны в заботливом ухаживании. Часто можно наблюдать, как яркий самец подкармливает свою самку, расцветка которой значительно скромнее, чем у зимнего красавца.

Период гнездования у птиц начинается в середине апреля. Простенькое гнездо, способное вместить до 5 яиц, самка насиживает в течение двух недель. А спустя 18-20 дней появившиеся птенцы покидают родное гнездо. В один год самка способна привести два выводка представителей семейства Вьюрковые.

Домовый воробей — самая распространенная птица

Воробей - самый известный представитель пернатых не только среди тех, кто ведет наблюдение за птицами у кормушки, но и по всему Небольшая птичка с характерным оперением и знакомым каждому чириканьем часто поселяется вблизи населенных пунктов. Прилетевший из воробей легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. В местах поселения человека пернатый житель с легкостью находит пропитание.

Благодаря высокой плодовитости воробьи образуют большие стаи, живущие по соседству. Уже в начале марта птицы разбиваются на пары и начинают обустройство гнезда. Кладка яиц, состоящая из 7-10 штук, насиживается самкой в течение 12-14 дней. Уже на 10-й день после вылупления молодые воробьи покидают родное гнездо.

Наблюдение за птицами зимой показывает, что воробьи проводят холодный период в местах постоянного гнездования, в отличие от некоторых пород, улетающих на зимовку в теплые края. Люди, неравнодушные к птицам, обустраивают кормушки, к которым с каждым днем слетается все большее количество пернатых.

Осенние миграции птиц

Особой популярностью пользуются среди орнитологов наблюдения за птицами осенью. Закончив период размножения, многие представители пернатых отправляются на активные поиски пропитания. Большинство уже в конце лета начинает готовиться к миграции. Период, предшествующий отлету в южные страны, занимает несколько месяцев. В этот временной отрезок у птиц начинается линька, происходит смена оперения. Обильное пропитание позволяет сформировать подкожный жировой запас, помогающий пернатым совершать длительные перелеты.

Прощание с осенью

Начало осеннего сезона - наиболее интересное время для любителей познавательных экскурсий. Именно в этот период птицы массово покидают насиженные места, начиная осеннюю миграцию. Наверное, сложно найти человека, который никогда не видел, как улетают в теплые страны журавли. Красивый ровный клин, состоящий из множества птиц, с громким курлыканьем отправляется на южные просторы. Прощальная песня журавлей многим навевает легкий осадок грусти как свидетельство окончания теплого времени года.

Как будто сама природа прощается с последними каплями уходящего бабьего лета, ожидая прихода холодной суровой зимы. С наступлением первых холодов ценители живой природы снова с нетерпением ждут момента, когда можно устроить наблюдение за птицами зимой.

Поведение зимующих птиц,

прилетающих на кормушки

Летом и на зимних каникулах я живу у дедушки и бабушкив красивом поселке «Раздолье». С ранней весны до поздней осени поселок утопает в зелени. Дедушкин дом расположен на окраине. Вокруг него растут березы, сосны, черемуха, рябина, сирень, калина, жимолость, малина, смородина. Летом здесь всюду много разных птиц, они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается, и многие птицы улетают в теплые края. Этих птиц называют перелетными. А часть птиц не улетает. Это зимующие птицы. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек.

В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так, из каждых десяти синичек до весны доживают только две. Без помощи людей не смогут пережить длительные снегопады и морозы нашей суровой зимы.

Вот поэтому я решила помочь птицам.

Спасенья птицы ждут от нас.

Попросила дедушку помочь мне из бумажных пакетов из-под молока, сока сделать первые кормушки. Сделали и подвесили на куст сирени, который растет перед окном. Так зимой легче будет даже из окна наблюдать за птицами. Когда все было готово, насыпала в кормушку семечек – подсолнечных, арбузных, дынных, кому, что понравится.

Ну вот, повесили кормушки, насыпали корма, я любуюсь, птиц приглашаю: «Где вы, птицы? Столовая открыта!». А они тут как тут: сначала прилетела одна синичка, потом – другая, увидели кормушку и давай туда нырять. Вскоре их набралось уже четыре или пять. Не заставили себя ждать и воробышки – прилетели, подбирают оброненные синичками зернышки. В зимние каникулы я каждый день записывала, какие птицы и сколько их прилетает покормиться, а затем данные наблюдений занесла в таблицу.

Названия птиц

1-ый день

2-ый день

3-ый день

4-ый день

5-ый день

6-ый день

7-ый день

1

Синички

4

8

10

11

12

14

15

2.

Воробей

6

7

9

10

12

10

12

3.

Поползень

-

-

2

2

3

4

4

4.

Буроголовые синички (пухляки)

-

-

-

1

2

2

2

5.

Снегири

1

2

2

2

4

5

6

За этими птичками я наблюдала каждый день. Как они правильно называются, и описать их мне помогла бабушка и книга «Юный натуралист».

Вот они…

Большая синица.

Большая синица – голова, горло, продольная полоса на груди и брюшке – черные, спина – зеленоватая, грудь и брюшко – белые с желтым, щеки – белые.


Поползень обыкновенный.

Поползень – птица с коротким хвостом, сильными лапками и острым клювом. Он ловко лазает по стволу и веткам деревьев и дажеможет спускаться по стволу вниз головой, чего не умеют делать другие птицы. У него однотонные голубовато-серые голова и спинка, белая нижняя сторона, черная полоска от глаза к уху.


Воробей полевой (деревенский).

У воробья на темени шапочка коричневая, на крыльях две светлые полоски, на щечках расположены черные скобочки на светлом фоне, а вокруг шеи имеется белый ошейник. Получил свое название, что он обитает в сельской местности.

Снегири.

У снегирей красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья, которые хорошо заметны на фоне белого снега. Они прилетают к нам только зимой. И называются они «Снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Самки окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета.


Буроголовая гаичка (пухляк).

Пухляки относятся к синичкам. Это – небольшая птичка с серой спинкой, черно-бурой шапочкой на голове,черным пятном под клювом и яркими белыми щечками. Клюв у нее похож на шило.


Меню для птиц.

Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я узнала, какой корм они охотнее поедают и как часто прилетают к кормушке. Для корма я брала самые разнообразные зерна и семена: семечки подсолнечника, высушенные арбузные и тыквенные семечки, комбикорм, пшено, семена сорняков, например, крапивы, репейника, крошки белого хлеба. Подвешивала кусочки несоленого сала, мяса. Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я сделала такие выводы.

Поползень ухватит самое крупное семечко – и полетит с ним на березу или штакетник. Затем начинает кружить по стволу в низ головой, найдет трещину, воткнет в нее семечко и начнет колоть скорлупу, высоко замахиваясь головкой и раскидывая крылья, а когда подлетает к салу, то все синички уступают ему место.

Синички и пухляки ни секунды не сидят на месте. Деловито осматривают кустики сирени, повисают внизголовой, затем слетают за семечкой, взлетают на ветку повыше, зажимают добычу между лапками и начинают стучать клювиком по семечку, вытаскивая зернышко. Любят клевать и кусочки мяса, сала.

Снегири прилетали ежедневно, но на кормушку первое время не садились, а кормились семенами сирени, клевали и ягоды рябины.

Воробьи прилетают целыми стаями. Чтобы часть корма не съедалась ими, для них отдельно на столике насыпала комбикорм (размолотые семена овса, пшеницы), пшено и труху от сена, где много семян сорняков.

Затем я стала класть в кормушки корм в определенные часы дня (завтрак в 10 00 часов, обед в 2 00 часа, в 5 00 часов ужин). И птицы собираться около кормушек в эти часы дня. По их поведению видно, что они ждут корма.

Так же я заметила, что клювы у птиц разные. У синичек тоненькие, длинные, похожие на шило. У поползней клювик посильнее, похожий на кинжальчик.У снегирей коротенький и потолще.

Вести наблюдения за птицами очень интересно, эту работу я

· Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

· Следи, чтобы корм в кормушке был посто­янно.

· Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.

· Следи,чтобывкормушкенебылоснега.

· Не клади в кормушку куски хлеба, мака­роны, корочки апельсинов и прочее. Этот корм птицы не съедят. Помни, что птицам нужны се­мечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки бе­лого хлеба.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Кононова Анастасия (7 лет)

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.

Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.

  1. Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
  2. Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
  3. Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
  4. Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
  5. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
  6. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  7. Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?

Обзор литературы.

Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.

Методика.

Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

Маршрутный метод наблюдения.

Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.

Результаты.

Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.

Таблица 1

Дата

Птицы -виды

Кол-во

Кол-во подлетов

Время прилета, отлета

Поведение

Корм

Высматривают в кормушке корм, а не едят сразу

Стайкой очень беспокойной

Птичий горец

Жаворонки вместе с воробьями

По одному

Семена растений

Только рядом с домом гулял, залетая в кормушку

Падаль, семена

Долбил старое дерево тополя на высоте 5 метров, в кормушку не заглядывал

Насекомых из под коры дерева

Разбивают грецкий орех, кидая их под машину. Затем прилетела в кормушку, но не надолго

Грецкий орех, пищевые отходы из мусорок, падаль

Летали стайкой в кормушку

Искали корм на стадионе в траве, затем прилетели в кормушку

Клевал труп кошки у дороги, в кормушку не заглядывал

Летели на восток 50экз

Сидели на ветке

Сидели на заборе

На тополе сидела, затем на краешке кормушки

В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.

В основном кормушки посещались с 8:00–14:00 часов, так как в это время зимой светло, а после обеда ползут тучи, быстро темнеет, сыплет дождик и птиц не видно. Очень редко видели разные виды птиц в одной кормушке, чаще прилетали группами или воробьи или голуби, всегда всех выгоняли из кормушки вороны и вороны. Синички с большой осторожностью посещали кормушки и старались быстрее улететь. Птицы, находящиеся вдали от кормушек наблюдали за птицами прилетавшими к ней. Если птиц становилось больше, то вороны тут же оказывались в кормушке. Парочка воронов редко прилетали в кормушку, чаще разгуливали вблизи ее, наблюдая за копошившимися в ней воробьями. Давали семечки и зерно, но птицы предпочитали зерно. В ненастную погоду птиц почти не было, только голуби прилетали скрыться от дождя, иногда залетали воробьи.

Воробьи, голуби очень дружелюбны и практически вступают о выяснение отношений только со своим видом. Не видели, чтобы ворон гонял птиц из кормушки, что не скажешь о воронах, которые вели себя как захватчики.

Наблюдения продолжаем.

Лучшими кормушками являются деревянные, устойчивые и с крышей. Все птицы кроме дятла, поползня и ворона посещают кормушки постоянно при наличии корма. Агрессивно ведут себя только вороны.

Приложение 1

Литература:

  1. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы лесов и гор СССР», полевой определитель КВА «Просвещение», 1961.
  2. Атлас птиц Москвы и Подмосковья.
  3. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы открытых и околоводных пространств СССР», полевой определитель, Москва «Просвещение», 1983.
  4. Л. С. Степанян, «Конспект орнитологической фауны СССР», Москва, «Наука» 1990.
  5. А. Н. Сунгуров, «Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР», Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1960,
  6. А. С. Боголюбов «Экосистема», 2002www///.Ecosystema