Материальные потоки могут быть. Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения. Информационный поток и его классификация

Материальный поток - вещественные объекты (грузы, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия иные товарно-материальные ценности) рассматриваемые в процессе выполнения базисных функций логистики (снабжение, производство, сбыт) в определенный временной интервал. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.)

Если материальный поток рассматривается для фиксированного момента времени, его можно назвать материальным запасом. Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Материальные потоки образуются в результате транс­портировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разбе­рем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы (наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю).

Рис.13. Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы

Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, * а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку.

* Большое количество однородного товара после разгрузки очевидно бу­дет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь не­большая выборочная партия.

В выходные дни прибывший груз размещают в прие­мочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в конце концов со­средоточивается на участке хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 13 изображено 4 вари­анта:

а) участок хранения - участок погрузки;

б) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

в) участок хранения - участок комплектования - отправоч­ная экспедиция - участок погрузки;

г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообраз­ные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соот­ветствующей операции. Например, материальный поток по раз­грузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых оптовых баз складской площадью 5 тыс. кв. м. по проекту составляет 4383 т. Предположим, что стоимость выполнения той или иной oneрации на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения матери­ального потока внутри склада, издержки можно минимизиро­вать. **

** Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки (рис. 13). Это означает отказ от опе­раций поaдбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Одна­ко, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями. Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значи­мых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических опера­ций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом. На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объ­емы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. В табл. 3 приведен пример расчета годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов той же базы. Его величина, так же по проекту, равна 9740 т/год.

Таблица 3

Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. кв. м.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках. Расчет совокупного матери­ального потока для нашего примера представлен в табл. 4.

Материальным потоком называются грузы, детали, то­варно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и от­несенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продук­та к конечному потребителю;

проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана, единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). В нашем примере размерность материального потока - тонн/год. При осуществлении некоторых логистических операций ма­териальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути».

Таблица 4

Расчет совокупного материального потока * для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. кв. м.

Наименование технологического участка,

на котором осуществляется группа логических операций или название самой группы

Материальный

Участок разгрузки железнодорожных вагонов

Участок разгрузки железнодорожных контейнеров

Участок разгрузки автомобильного транспорта

Участок приемки

Размещение товаров на хранение

Пополнение запасов на нижних ярусах стеллажей, осуществляемое при хранении товаров

Отборка товаров

Перемещение товаров к участку комплектования

Участок комплектования товаров

Перемещение в отправочную экспедицию

Перемещение в зону погрузки

Участок погрузки

На предприятиях оптовой торговли материальный поток называют, как правило, грузовым потоком.

Специфичность концепции логистики в решении ряда проблем отражается через введение новых понятий или замену привычных терминов другими определениями.

Понятие материального потока является центральным в логистике. Оно обобщает непрерывность изменения и движения продуктов труда в сфере обращения и производства. Материальный поток рассматривается как некоторое пространственно динамичное явление, в процессе которого к определенному вещественному объекту, являющемуся носителем цели связанной с ним активности, прилагают различные логистические операции в установленный отрезок времени.

Это понятие включает в себя ряд других, связанных с термином «поток». Например, «товарный поток »- в сфере распределения и сбыта, «грузовой поток» - в сфере материально-технического обеспечения и на транспорте.

Параллельно «материальный поток» рядом авторов определяется как совокупность технологически и организационно связанных операций, обеспечивающих целесообразное движение и необходимое преобразование материальных и других ценностей от источника их появления

до пункта потребления. Оба определения имеют право на существование, так как конструктивно дополняют друг друга. Однако в связке «предмет (субстрат) движения - комплекс действий, обеспечивающий данное движение» ведущую роль играет предмет, так как именно с ним непосредственно связана цель процесса, именно он задает адекватный комплекс логистических действий, точнее конкретное множество возможных комплексов как поле поиска оптимального варианта.

Обобщая вышесказанное, дадим следующее определение: материальный поток - конкретная совокупность материальных ценностей , находящаяся в процессе целесообразного перемещения от источника возникновения до потребителя (получателя) в результате приложения к пей соответствующего комплекса логистических воздействий и являющаяся объектом логистического управления.

Изучение материальных потоков служит основой для оптимизации технологических процессов производства, материально-технического обеспечения, транспортировки и распределения продукции, проектирования производственных, складских и вспомогательных помещений, правильного формирования комплексов технических средств, рационализации документооборота, создания высокоэффективной коммуникационной инфраструктуры и организационных структур логистического управления.

В тех случаях, когда материальные потоки рассматривают не во временном интервале, а на определенный момент времени, они приобретают форму материальных запасов (сырья, готовой продукции и т. д.).

Материальные потоки и их отдельные фрагменты, например партии товаров и материалов, в конкретные периоды и моменты времени могут находиться в двух противоположных состояниях в виде:

  • 1) динамичного материального потока - материальная субстанция потока перемещается в физическом пространстве;
  • 2) статичного материального потока - та же субстанция не меняет своих пространственных координат.

И то, и другое явление образуют вместе единый процесс доставки продукции от производителя до потребителя или от источника до пункта назначения (поглощения).

х Данное определение скорее соответствует понятию «логистический процесс».

Материальные потоки могут быть классифицированы по нескольким признакам.

По отношению к логистической системе они могут быть:

  • внешние;
  • внутренние.

Внешние материальные потоки протекают во внешней среде, а внутренние , соответственно, внутри логистической системы. Относительно внешних потоков следует отметить, что с позиций конкретного предприятия существенны только те из них, которые либо генерируются предприятием, либо в конце пути поступают на него. Остальные интересны лишь постольку, поскольку участвуют в создании общей внешней среды предприятия. Внутренние потоки являются объектами производственной логистики.

По предназначению

  • входные;
  • выходные.

Под входным материальным потоком понимается внешний поток, поступающий в логистическую систему из внешней для нее среды.

Выходной материальный поток - это поток, выходящий из логистической системы и поступающий во внешнюю для нее среду.

Входные и выходные материальные потоки являются формой реализации межсистемных связей, т. е. связей, в которых выход из одной микрологистической системы одновременно является входом в другую и наоборот. Такие связи имеют важнейшее значение в процессе адаптации логистической системы к динамике внешней среды.

По непрерывности во времени материальные потоки подразделяются на три группы:

  • 1. Непрерывные , если выполнено хотя бы одно из трех условий:
    • весь поток является единым физическим телом (пример - транспортировка жидкостей и газов по трубопроводу);
    • все элементы физически разделенного потока, например последовательность тарных единиц, постоянно подвергаются каким-либо логистическим операциям;
    • все модули (вплоть до отдельных единиц основного оборудования) технической системы, обеспечивающей движение потока, непрерывно загружены только его обработкой.
  • 2. Дискретные - если не выполнено ни одно из вышеперечисленных условий, пример - отправка с автозавода конкретным дилерам в различные регионы трейлеров, груженных легковыми автомобилями, величина транспортной партии - 5-7 единиц. Важно отметить, что эти потоки наиболее распространены, и представляют наибольший интерес для логистического менеджмента.
  • 3. Блиц-поток (единичная доставка) - это разновидность дискретного потока, когда, необходимый для доставки комплекс операций осуществляется без соблюдения какой-либо периодичности или даже повторяемости.

В зависимости от объекта, в рамках которого реализуется рассматриваемый потоковый процесс, материальные потоки могут быть:

  • продуктовые;
  • операционные;
  • участковые;
  • системные.

Продуктовые материальные потоки - те, субстанцией которых являются конкретные продукты и средства труда, при этом обычно не указаны масштабы соответствующего логистического процесса. Например, железная руда используемая в металлургическом производстве; газ, подаваемый на электростанцию и т. п.

Операционные материальные потоки - это потоки материальных ресурсов по отношению к отдельным логистическим операциям. Например, материальный ноток по операции разгрузки, укладки на поддоны и пр.

Параметры операционного материального потока соответствуют объемам работ по отдельным операциям, рассчитанным за некоторый промежуток времени. Данные потоки являются основой для расчета участковых материальных потоков.

Участковые материальные потоки - это потоки, рассматриваемые па отдельном участке логистической системы, например на складе, в цехе предприятия и т. д. При этом каждый такой поток в общем случае обеспечивается несколькими операциями. Объемные характеристики участковых материальных потоков определяют путем суммирования объемов работ по всем соответствующим логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. Определенная условность такой оценки заключается в том, что она отражает не столько объем проходящей через участок субстанции потока, сколько затратность процесса его обработки.

Системные потоки - это материальные потоки, циркулирующие в целом по рассматриваемой логистической системе. Их параметры определяются путем суммирования параметров входящих в них участковых потоков действующей логистической системы.

Материальные потоки характеризуются рядом количественных и качественных показателей. Основными из них являются мощность и напряженность материального потока.

Мощность материального потока - это интенсивность перемещения материальных ресурсов, т. е. объемы продукции, перемещаемые за единицу времени (сутки, месяц, год) по соответствующему каналу (цепи).

Под напряженностью материального потока принято понимать степень использования им пропускной способности логистического канала или цепи, по которому проходит данный поток.

Показатели мощности и напряженности материальных потоков напрямую зависят от уровня производства и потребления, стратегии предприятий-операторов потоков, от состояния их инфраструктуры и инфраструктуры регионов функционирования потоков, используемых методов управления процессами производства и обращения, и т. д.

Зависимость между этими показателями неоднозначна. На нее прямое влияние оказывают объемы (масса) потоков и их стабильность во времени.

Играет роль и назначение продукции. Если она предназначена для предприятий сферы производства, то материальные потоки будут, как правило, более мощными по объемам, но менее напряженными. Другая ситуация наблюдается при управлении материальными потоками, состоящими из продукции потребительского назначения. В данном случае относительно частые поставки сравнительно большому числу потребителей делают поток менее мощным, но более напряженным ввиду его неравномерности. Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также выбор транспортных средств и другие факторы.

Изучение материальных потоков является неполным без характеристики пути перемещения материальных ресурсов. В связи с этим для макрологистических (внешних) материальных потоков пользуются понятиями «логистический канал» и « логистическая цепь». Соответственно, для характеристики внутренних материальных потоков часто пользуются понятиями: микрологистическая цепь, микрологистический канал , пропускная способность микрологистической цепи, векторная направленность микрологистической цепи.

Микрологистическая цепь - это путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения. В качестве фрагментов цепи рассматриваются производственные и другие подразделения предприятия, упорядоченные по ходу движения через них соответствующего потока.

Пропускная способность микрологистической цепи - это максимально возможная мощность материального потока, проходящего по данному пути перемещения.

Векторная направленность микрологистической цени - это направление движения материального потока внутри физического пространства, занимаемого логистической системой.

Как уже отмечалось, на выбор пути движения материальных потоков в логистической системе влияет много факторов. Задача логистики заключается в такой организации процессов перемещения, чтобы в совокупности они были оптимальными для логистической системы в целом. Это предполагает проектирование и сравнительный анализ ряда технически обоснованных вариантов маршрутизации потоков как на макроуровне, так и на предприятии (в целом и на отдельных участках).

  • 4 Некоторые авторы для этих же целей используют термины «внутренняя логистическая цепь» и «внутренний логистический канал».

Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

1. По направленности движения:

  • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
  • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

2. По отношению к логистической системе:

  • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
  • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

3. По степени сложности внутренней структуры:

  • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
  • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

4. По степени определенности:

  • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
  • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

5. По степени непрерывности:

  • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
  • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

  • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
  • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
  • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
  • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
  • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

Информационный поток в логистике и его виды

В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

1. По типу носителей информации:

  • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
  • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
  • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

2. По назначению информации:

  • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
  • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
  • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
  • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

3. По режиму обмена информацией:

  • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
  • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

4. По способу передачи информации:

  • почтовой службой;
  • курьером в руки;
  • телефоном или факсом;
  • электронной почтой (e-mail);
  • интернет-мессенджерами.

5. По степени открытости (секретности):

  • открытые потоки (доступны всем);
  • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
  • секретные (конфиденциальные) потоки.

Финансовые потоки и их классификация

Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

1. По назначению:

  • закупочные (закупка сырья и материалов);
  • трудовые (оплата труда рабочих);
  • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
  • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

2. По направлению хозяйственных связей:

  • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
  • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

3. По форме расчета:

  • денежные – движение наличности;
  • информационно-финансовые – переводы в безналичной форме;
  • учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства.

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Материальный поток - это совокупность товарно-материальных ценностей, которые рассматриваются на определенном временном интервале в процессе применения к ним различных логистических операций

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

В процессе движения от первичного источника сырья до конечного потребителя между различными предприятиями качественный состав потоков меняется. Сначала между источником сырья и перерабатывающими предприятиями движутся как правило однородные грузы, а в конце цепи материальный поток представляет различные готовые к употреблению продукты.

Внутри предприятий материальные потоки проходят между составами, цехами, участками и рабочими местами в форме сырья, материалов, комплектующих на этапе обеспечения производства, на этапе производства - в виде полуфабрикатов и незавершенного производства, на этапе сбыта - в виде готовой продукции. Материальный поток, который рассматривается в определенный момент времени, называется материальным запасом.

Основными количественными показателями материальных потоков является напряженность и мощность . Напряженность материального потока - это интенсивность, частота перемещения материальных ресурсов, а мощность материального потока - это объемы продукции, которые перемещаются в единицу времени. Поэтому поток имеет размерность "объем (штуки, тонны и др.) / Единица времени (сутки, месяц, год и др.)". Между этими показателями, как правило, наблюдается обратная зависимость. Например, при поставке предприятию больших объемов сырья или продукции из-за границы на большое расстояние морским транспортом материальный поток может иметь большую мощность, но из-за долговременной периодичность напряженность логистической цепи может быть небольшой. В противном случае, частые поставки с оптового склада большом количестве потребителей делают материальный поток менее мощным, но более напряженным.

Параметрами материальных потоков являются: номенклатура габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, способ перемещения, условия купли-продажи, транспортировку и страхование, финансовые характеристики и др.

Учитывая разнообразие материальных ресурсов и операций с ними, проводят классификацию материальных потоков (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Классификация материальных потоков логистики

Признак классификации

Вид материального потока

Характеристика

Отношение к логистической системы

состоит из грузов, имеющих отношение к данному предприятию, но передвигаются во внешней по отношению к предприятию среде

внутренний

образуется в результате выполнения логистических операций внутри предприятия; начальной точкой внутреннего материального потока является состав производственных запасов, конечной - склад готовой продукции

поступает в логистическую систему из внешней среды

выходной

выходит из логистической системы и поступает во внешнюю для нее среду

Направление движения

направление движения от поставщика к потребителю

обратный

перемещения материального потока в направлении, противоположном первоначальному (возврат тары, продукции)

Количество грузов, образуют поток

массовый

возникает при транспортировке грузов не единичны транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным эшелоном, колонной автомашин, караван судов и т.д.

возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

промежуточный между крупным и мелким материальным потоком (груза одиночными вагонами, автомобилями)

возникает при транспортировке такого количества грузов, не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

тяжковаговий

в процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при не- заполненном объеме, например, металлы

легковесный

образуется грузами, не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

негабаритный

изделия большой длины, высоты или ширины

Совместимость

несовместимы

потоки таких грузов нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

совместимые

могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Признак классификации

Вид материального потока

Характеристика

Консистенция груза

насыпной

груз сыпучий, перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах (например, зерно)

груз сыпучий, перевозится без тары, но может смерзаться, слеживаться, избавиться, как правило, это грузы минерального происхождения (например, уголь, песок, соль)

тарно-штучный

груз в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, можно пересчитать

наливной

перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других логистических операций специальных технических средств

Номенклатура

однопродуктового, многопродуктовой

Вид транспорта

автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный

Определенность

детерминированный

все параметры полностью известны

стохастический

хотя бы один параметр не указан или является случайной величиной

Ритмичность

непрерывный

потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

дискретный

периодические поставки

блиц-поток

одноразовая поставка

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

    отношение к логистической системе;

    натурально-вещественный состав потока;

    количество образующих поток грузов;

    удельный вес образующего поток груза;

    степень совместимости грузов;

    консистенция грузов.

1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть:

-внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

-внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

-входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере он определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

-выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примере величина выходного материального потока определится следующим образом:

Пример:Погрузка автомобильного транспорта 8279Погрузка контейнеров - 974

Погрузка железнодорожных вагонов - 487

ИТОГО выходной материальный поток - 9740

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

2. По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

3. По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

-массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

-крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

-мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

-средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

4. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

-тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

-легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

5. По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

6. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

- насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

- навалочн ые, как правило, минерального происхождения;

- тарно-штучные – имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем;

- наливные – перевозятся в цистернах.