Как формируются привычки. Повтор полезных действий: как научиться формировать привычки Механизм формирования новых привычек у взрослых

Не так давно люди ошибочно считали некоторые привычки свойствами характера. О том, что курение и любовь к алкоголю – плохие привычки, знают все. А вот лень, безответственное отношение к заданиям или разбрасывание вещей где попало – это качества характера, тут уже ничего не попишешь.

А вот и неправда! Изучая механизмы и причины формирования свойств характера, психологи пришли к выводу, что весь комплекс наших ежедневных действий основан на привычках. Какими-то мы обзавелись еще в детстве и с трудом представляем, как так получилось, другие же заимели во взрослом возрасте и смутно догадываемся о причинах их происхождения.

Мы знаем множество древних поговорок и притч о влиянии привычек на характер, но приведу здесь лишь одну:

«Посеешь действие - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».

А это значит, что мы можем заполучить счастливую судьбу – но для этого придется осознанно взяться за формирование полезных привычек.

За какое время формируется привычка?

Как назло, на формирование дурных привычек уходит куда меньше времени, чем на закрепление полезных. Почему родители так рьяно предостерегают детей от экспериментов с сигаретами, алкоголем и наркотиками? Потому что склонным к зависимостям людям достаточно один раз покурить или выпить рюмку водки, чтобы оказаться в цепких лапах порока. А вот выработка полезных привычек занимает куда больше времени – вплоть до нескольких месяцев.

Несомненно, вы слышали, что для формирования привычки нужно повторять одно и то же действие в течение 21 дня. Откуда взялось это утверждение?

Его автор – косметический хирург Максвелл Мальц, косметический хирург из США, подметивший в 50-х годах прошлого века, что пациенту требуется около трех недель на психологическую адаптацию после операции, осознание нового образа. Он описал этот эффект в книге «Психокибернетика», подметив, что ему самому понадобилось три недели на формирование новой привычки.

Но штука в том, что Мальц говорил о минимум трех неделях. Закрепление разных привычек требует разное количество времени – от 21 дня до нескольких месяцев . Все зависит от того, насколько далек желаемый результат от положения дел в самом начале работы над собой.

Если человек занимается спортом, правильно питается и заботится о повышении квалификации, это свидетельствует о наличии практики саморазвития. Новая полезная привычка – например, просыпаться на час раньше – дастся ему легко и быстро. А вот тому, кто привык лежать на диване и есть одну порцию жареной картошки за другой, будет намного сложнее сделать над собой усилие – а значит, процесс займет больше времени.

Даже один и тот же человек на разных этапах развития самодисциплины будет затрачивать разное количество времени на формирование и закрепление новых привычек.

Зависит длительность работы и от сложности внедряемого действия. Например, приучить себя умываться холодной водой по утрам намного проще, чем совершать пробежку. Первое действие требует меньше усилий и занимает меньше времени, чем второе, поэтому на него себя проще уговорить.

https://www.youtube.com/watch?v=fV4h-gdylXA

Как сформировать привычку, с чего начать и как не забросить это благородное дело на полпути? Вы можете подробнее узнать, как выработать полезную привычку , пройдя по ссылке, поэтому не будем углубляться в пошаговые «рецепты».

Напомню лишь несколько важных тезисов:

  • В любом деле самое главное – это первый шаг. Если вы хотите сделать свою жизнь лучше, не ждите понедельника. Для некоторых хороших начинаний не нужно даже ждать завтра – что-то можно сделать прямо сейчас.
  • Легкие и приятные привычки закрепляются легко, трудные требуют много времени и усилий. Поэтому постарайтесь связывать процесс формирования привычки с приятными эмоциями. Например, вы решили начать правильно питаться. Организм, взращенный на гамбургерах, мороженном и колбасе будет отчаянно бунтовать, подбивая психику выступить с ним в одной банде против капитана, то есть вас. У вашей команды отобрали то, что ей нравилось, значит, ей нужно дать что-то взамен. Приятная музыка и красивые тарелки, на которых художественно выложены овощи и фрукты, порадуют ваших бунтарей. Если же они не эстеты – отвлеките их чем-то другим: прогулкой по парку, походом в кино, на выставку собак или на шоппинг. Нужно доказать своему голодающему подсознанию, что жизнь не стала хуже – просто она немного изменилась, и, возможно, даже в лучшую сторону.
  • Не перестарайтесь. В первые три дня новый образ жизни может показаться легким и приятным, что может привести к передозировке. «Я думал, что это трудно, а это так здорово! Я все могу! Еще 20 кругов по стадиону, и я стану практически идеален!» Чтобы не случилось подобного, нужно загадать определенный темп работы и не отклоняться от него, даже если кажется, что вы способны на большее. Первые несколько дней организм живет по инерции и расходует накопленные ресурсы, потом начинают нарастать усталость и недовольство собой. В общем, лучше месяц понемногу, чем неделю до изнеможения.

При улучшении собственного характера важно позаботиться и о том, чтобы избавиться от вредных привычек . Ведь согласитесь: если человек курит, то утренние пробежки не прибавят здоровья – а может, и наоборот, вызовут неожиданные побочные эффекты.

Каждому, кто желает быть успешным и реализованным в любимой профессии, стоит искоренить привычки, мешающие работать . Этих хитрых зверьков мы даже не считаем вредными – но они жадно пожирают наше рабочее время, внимание и силы.

Привычки нужно не только формировать, но и учиться понимать, к каким результатам ведет каждая из них. Чтобы «выловить» тайных диверсантов, советую завести дневник (можно электронный) и писать туда все, что вы делаете. Через месяц вычлените в своих записях наиболее регулярные действия и поразмышляйте – несут они пользу или наоборот, вредят здоровью и снижают работоспособность?

Существуют привычки, продлевающие жизнь : некоторые из них могут показаться нам забавными, но они реально работают.

Обладая знаниями и пониманием того, как формируется привычка, намного проще приступить к изменению жизненного уклада. Конечно, выход на новый уровень саморазвития всегда сопровождается трудностями, совсем легко все не получится. Но одно дело беспомощно барахтаться в темных водах экспериментов, и совсем другое – сознательно и продуманно идти шаг за шагом к обновленному «Я».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

РЕФЕРАТ

Психология

Психология привычки. Роль привычек в жизнедеятельности людей

Введение 3

1. Психология привычки 4

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей 7

3. Как избавиться от вредных привычек 12

Заключение 15

Литература 16

Введение

Привычкой в психологии называют любой регулярно повторяющийся вид поведения, не требующий размышления и скорее приобретенный, чем врожденный. Она может касаться любой сферы деятельности (от еды и сна до мышления и реагирования) и формируется посредством подкрепления и повторения. Подкрепление способствует повторению поведенческого проявления или отклика каждый раз, когда возникает стимул, первоначально вызвавший отклик. С каждым повторением действие становится все более автоматическим (как говорится, еще немного, еще чуть-чуть).

Некоторые привычки, однако, могут возникать в результате единственного события, особенно в случае эмоциональной вовлеченности.

Привычки полезны для освобождения высших психических процессов для творческой деятельности, но способствуют негибкости поведения, а отрицательные привычки и вовсе могут негативно отражаться на всех факторах жизнедеятельности. Психологи говорят, что от привычки нельзя избавиться – ее можно изменить или заменить. Это не касается привычек, которые носят положительный характер, а только тех, которые действительно мешают нам жить.

Актуальность исследования психологии привычки и роли привычек в жизнедеятельности людей, несомненна, позволит рассмотреть отрицательные и положительные аспекты привычек в жизнедеятельности людей.

Цель исследования: рассмотреть психологию привычки и роль привычек в жизнедеятельности людей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с психологией привычки.

2. Рассмотреть роль привычек в жизнедеятельности людей.

3. Определить - как избавиться от вредных привычек.

Объект исследования: различные аспекты психологии привычки.

Предмет - роль привычек в жизнедеятельности людей.

1. Психология привычки

Привычка – это хорошо усвоенное действие, которое человек повторяет, руководствуясь инстинктами и установками. Такое определение привычки дают психологи. Проще говоря – это поступки, которые мы совершаем не задумываясь.

Процесс приобретения привычки очень прост. Однажды, человек делает какой-либо поступок. Первоначально, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. Однако, повторяя несколько раз, совершать его становится проще, а в дальнейшем и совсем перестаешь замечать, как приходя домой, привычно надеваешь тапочки и т.д.

В результате постоянных повторений человек начинает выполнять многие действия не задумываясь. Это и называется привычкой. Именно в этом кроется вся сложность механизма привычки. То, что заставляет нас делать привычные действия, живет глубоко внутри.

Привычка – это подсознательная программа, следуя которой человек действует. Вопреки расхожему мнению, эта программа совсем не враг личности, а наоборот – прекрасный помощник.

Это средство экономии энергии в нашей внутренней системе.

Становясь автоматизированными, привычные действия или реакции, перестают отнимать у нас время и силы на их обдумывание, подготовку к ним, переживания и их совершение. Они происходят сами собой, оставляя нам энергию на решение более сложных задач.

К сожалению, существуют вредные привычки, которые губят наше здоровье, отталкивают от нас людей, ставят нас в безвыходные положения и т.д. От них хочется избавиться, но сделать это очень сложно, но радует, что, все таки, возможно.

Различают положительные и отрицательные привычки.

Положительные привычки (например, привычки рационального режима труда у станка, санитарно-гигиенические привычки, привычки культурного поведения в быту и т. д.) - важное условие производительности труда, соответствия поведения общественным нормам, условие охраны здоровья. Облегчая соблюдение тех или иных правил, привычки оказывают большую помощь в организации личной и общественной жизни человека.

Отрицательные привычки (неупорядоченное и небрежное выполнение работы, нарушение норм культурного поведения и т. п.) оказывают противоположное влияние.

Имеются большие индивидуальные различия между людьми в формировании привычек.

Образование привычек начинается в раннем детстве, по мере того как ребенок приучается к самообслуживанию, аккуратному одеванию и раздеванию, бережному обращению с игрушками, хранению их в определенном порядке.

Большую роль в формировании привычек у детей играет подражание старшим членам семьи и посильное участие в трудовой жизни семьи.

В детском саду ребенок привыкает участвовать в работе детского коллектива, ответственно относиться к своей работе, к своим обязанностям в игре, преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в своей деятельности, помогать товарищам и пр.

В школе учащиеся привыкают внимательно и напряженно работать во время урока, ответственно относиться к выполнению домашних заданий, соблюдать определенный режим труда, отдыха, сна, питания, терпеливо преодолевать трудности, планировать работу, заранее определяя ее содержание и правильно распределяя во времени. Соблюдая школьные правила, ученик овладевает привычками культурного поведения.

Основными условиями образования привычек в период обучения в школе являются руководство и пример учителя, систематическая оценка работы и поведения ученика учителями, общественное мнение классного

коллектива, пионерской и комсомольской организаций. Важное условие формирования привычек - непримиримая борьба с отрицательными привычками (со стороны родителей, учителей, классного коллектива, пионерской и комсомольской организаций), категорическое осуждение каждого проявления дурной привычки.

Важно замещать отрицательное действие положительным, а также предупреждать возникновение и возможность развития дурных привычек.

Работа по воспитанию привычек в семье, детском саду, в школе должна быть систематической и непрерывной, так как всякое нарушение привычки разрушает у детей потребность в выполнении действий, необходимых для образования или закрепления этой привычки.

Привычки играют важную роль в формировании устойчивых форм поведения, характеризующих черты личности. Формирование полезных привычек и борьба с вредными, отрицательными привычками составляет одну из важнейших задач воспитания.

2. Роль привычек в жизнедеятельности людей

В жизни и деятельности людей большое значение имеют именно привычки. Привычками называются действия, закрепляющиеся в поведении человека и ставшие его потребностями. (рис.1)

Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия, а неудовлетворение влечет за собой неприятные переживания.

Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами.

Рис.1. Потребности человека

Излишне говорить, что вся наша жизнь состоит из привычек. То, как мы осваиваем новое направление деятельности, новую область знаний, то, как мы разговариваем с другими людьми, и как мы их воспринимаем, то, как мы реагируем на жизненные обстоятельства, решаем возникшие в жизни трудности, ну и, в конце концов, то, как мы едим, все это результат укоренившихся в нас привычек.

Можно даже сказать ещё больше, возникаемые в нашей жизни обстоятельства - это результат наших привычек.

Поэтому в своей книге "Сезоны жизни" Джим Рон сказал: "Если мы хотим изменить обстоятельства, мы должны изменить свои привычки, свою позицию, свое мнение…".

Разница между вредными привычками и полезными состоит только в том, что вредные привычки возникают без всяких усилий с нашей стороны, тогда как полезные привычки не возникают сами по себе, если только их не привили с детства мудрые родители.

Любая привычка – это, по сути, неосознанное автоматическое действие, которое сформировалось от многократного повторения.

Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы изменить вредную привычку надо её для начала осознать, т.е. вывести её из состояния автоматизма, и перевести её в состояние контроля над совершаемым действием.

Затем нужно сформулировать в виде цели именно положительную привычку, которую мы хотим приобрести и уже стараться совершать соответствующее формулировке действие (или воздержание от действия).

Многократное повторение такого действия сформирует у нас положительную привычку.

Безусловно, формирование положительных привычек уже требует от нас значительных усилий, т.к. имеющиеся у нас привычки создали определенную зону комфорта, а новое всегда вызывает дискомфорт.

Но процитируем здесь слова Билл Ньюмена, автора бестселлера "Парите вместе с орлами": "Помните: каждый разумный человек старается превратить свои намерения в навыки и привычки."

Какую бы область жизни мы не затронули: спорт, наука, учеба, работа, бизнес, здоровье и т.д., - везде для успеха требуется формирование у себя соответствующих положительных привычек и отказ от вредных.

Мы хорошо знаем про наличие вредных привычек, таких как алкоголизм, наркомания, курение.

Мы можем осуждать либо оправдывать такие привычки, но каждый

здравомыслящий человек знает, что они губительны для жизнедеятельности.

Другие привычки менее бросаются в глаза, и последствия их совсем иные, но также, как и к вышеназванным, человек чаще всего привязан к ним, и думая, что он сам управляет своими действиями, на самом деле становится рабом своих привычек, и они ведут его по жизни чаcто без его ведома и не всегда безопасно для жизнедеятельности.

Во-первых, как часто бывает, что ложимся мы, потому что привыкли полежать после еды, или после работы, или вообще привыкли подольше понежиться в постели с утра. Кушаем мы тоже чаще по привычке, не потому

что хотим, а потому что время обеда подошло, а кто-то привык вообще обходиться без завтрака, или обеда, или ужина.

После работы или в выходные дни у нас тоже срабатывает свой стереотип поведения: кто-то идет в кино и любит развлечения (он привык «расслабляться» после труда), кто-то до ночи продолжает работу (выполнение работы, взятой на дом, домашняя работа, дача). Такой человек привык работать.

Одни под расслаблением понимают (привыкли думать) смену занятия, переключение с одних дел на другие, другие же предпочитают расслабляться в кровати с книжкой или без нее, с другом или с подругой или без них, или просто погулять на свежем воздухе, полюбоваться природой, или послушать красивую музыку.

А для кого-то самое лучшее расслабление - это напиться до свинского состояния. Привычки, определяющие стиль жизни, у всех разные.

Понаблюдаем, кто, как сидит или стоит, какую позу при этом выбирает.

Это тоже привычка. Как правило, мы выбираем одну и ту же позу, задействуя одни и те же мышцы, что приводит к их перенапряжению, а это в свою очередь, к сужению просвета сосудов и сдавливанию нервов, проходящих в этих мышцах, что со временем может явиться причиной заболевания органов, которые получают питание и иннервацию (т.е. контроль со стороны нервной системы) от сдавленных сосудов и нервов.

Также очень важно для жизнедеятельности, как мы двигаемся. Мы даже

не подозреваем, что наш набор движений, которыми мы пользуемся изо дня в день, очень ограничен. Мы выбираем только те движения, к которым привыкли с детства. При этом масса мышц почти не используются, следовательно, они атрофируются, следовательно, опять-таки страдают сосуды и нервы, и развивается болезнь.

Привыкли мы глотать пищу, почти не пережевывая ее, и, таким образом, нарушаем процессы пищеварения. Привыкли дышать, не замечая своего дыхания, используя, как правило, одно или два вида дыхания: обычное повседневно (да и обычное дыхание у каждого свое) и поглубже (глубина и частота зависят от физической нагрузки). А ведь существует множество видов дыхания: брюшное, грудное, смешанное, с разными длинами фаз вдоха и выдоха, с паузами после вдоха и выдоха и т.д. Мы привыкли не замечать боли, если она не мешает работать, привыкли не замечать своего тела, не обращать на него внимания, когда по утрам бежим на работу, когда разговариваем и смеемся, когда... Да мало ли когда еще - почти всегда.

У каждого из нас есть самые разные привычки. Полезные, вредные, нужные и не всегда нужные. Одни из них помогают нам в жизни, другие ее портят.

Привычки закреплены, как правило, жизненными стереотипами и социальными устоями.

Многие привычки заложены в нас с детства и превращаются в рефлексы. На наши привычки влияют и люди из нашего окружения.

Большая часть привычек прививается нашими родителями. Наши привычки формируют наш характер и мировоззрение.

И если грядут какие-то перемены в жизни, то приходится ломать наши привычки и устоявшийся образ жизни. Если же все стабильно, спокойно и равномерно, то мы не видим причины для того, чтобы наши привычки менять.

Мы ведем себя так, как привыкли, и даже не догадываемся порой, насколько сильно наши привычки портят нам жизнь и влияют на наши чувства, мысли и отношения с близкими.

Наши привычки указывают нам, как нужно жить, как себя вести и какотноситься к тем или иным факторам жизни или людям. Другими словами, наши действия, поступки и мотивы завязаны в большинстве своем на том, чтобы угодить нашим привычкам и не нарушать привычный уклад жизни.

Временами нас посещает мысль взять и поменять что-то, начать «новую жизнь» с понедельника и тому подобное. Да, мы иногда устаем от своих привычек, осознаем их «вредность» или «неправильность».

Сама фраза «изменить себя» подразумевает, прежде всего, ломку нашего сознания. Согласитесь, трудно расстаться с чем-то, что многие годы было нам так дорого, было с нами везде и всюду, просыпалось по утрам вместе с нами, проживало с нами каждый день и уставшее укладывалось спать. Есть утверждение – «если человек сам не захочет, никто его не сможет заставить».

3. Как избавиться от вредных привычек

Для того, чтобы избавиться от вредной привычки, необходимо, в первую очередь, осознать то, что привычка действительно имеет место быть.

Пока мы не осознаем проблему, мы ее не чувствуем и она руководит нами. Это касается не только вредных привычек, но так же и полезных.

Оправдание своих вредных привычек и недостатков мешает избавлению от них.

Избавлению от старых и вредных привычек помогает приобретение новых полезных и позитивных. Мы устроены так, что если лишаемся чего-то, то должны получить какую-то компенсацию. И тут важно не ошибиться в выборе. Взамен старой плохой привычки необходимо выбрать такую, которая стала бы нашим верным спутником на всю оставшуюся жизнь, и с которой не пришлось бы потом мучительно расставаться.

Здоровых и полезных привычек достаточно. Спорт, гигиена, соблюдение режима, здоровое и правильное питание, дисциплина и самовоспитание, уделять внимание родным и друзьям, читать полезные книги, узнавать что-то новое, обрести хобби или начать коллекционировать что-то. Можно выбрать занятие по душе.

Несколько несложных правил помогут легко пережить изменения в жизни. Изменения привычек не должно носить негативный характер.

Не нужно лишать себя удовольствий или истязать себя. Это заставит вернуться вернетесь к своим плохим привычкам. Нужно хотеть того приятного и хорошего, что принесет вам ваша новая привычка. Если же мы насильственно будем подавлять негативные привычки, то их сила только увеличится.

Вредные привычки будут устранены, если от них невозможно будет получать удовольствие, а источник удовольствия будет найден в чем-то другом, например, в новой хорошей привычке. Необходимо не делать насилие над собой, а создавать такую ситуацию, когда плохая привычка уходит на второй план, а в последствии и совсем уходит за горизонт.

И полезные и вредные привычки начинают, появляются по одним и тем

же причинам – получение удовольствия и компенсация негативный ситуаций. Нужно хвалить и поощрять себя, когда появятся первые успехи.

Это отличный стимул не возвращаться к старому.

Первым шагом для преодоления негативной привычки станет осознание того, что эта привычка уже есть.

Новая полезная привычка должна приносить удовольствие и в полной мере компенсировать все то, что теряется с уходом старой негативной привычки. Нужно помнить так же, что привычки глубоко вживаются в наши головы и вернуться могут в любой момент и никогда больше не допустить этого.

Привычка, это способность запоминать и воспроизводить каждый раз и в необходимое для нас время то, чему мы научились.

Привычки играют важную роль в жизни человека, и во многих случаях, привычки это очень даже полезно.

Благодаря этой способности, многие навыки, которым нам стоит только научиться, могут затем авто­матически использоваться нами без каких-либо измене­ний, если только не изменится что-либо во внешней ситуа­ции или наших отношениях к данным навыкам.

Однако, в течение всей своей жизни, мы так же накапливаем такие навыки, от которых нам трудно отказаться, хотя и осознаём, что они не эффективны и что они нам даже иногда мешают или наносят вред.

В число плохих привычек, которые, кажется, трудно или даже невозможно изменить, входят и некоторые наши качества, такие как недостаточно уверенное поведение, прямолинейность и бестактность. Есть даже та­кое выражение - «закоснелость в привычках», как будто речь идет о чем-то, что прежде было подвижным и на что ещё можно было бы повлиять, но теперь застыло и не поддаётся какому либо воздействию.

Однако, любой человек может измениться, если он хочет этого и если знает, как это сделать. Основная суть решения проблемы, заключается в том, что никто не обязан быть жертвой своих привычек.

Не лучше ли заменить их новыми и приносящими реальную пользу.

Всякая привычка формируется в процессе осознанного повторения, каких либо действий, но чем больше мы повторяем какое-то действие, тем меньше мы сознаем процесс его воспроизведения.

Таким образом, формируется новая привычка, которая либо дополнит, либо заменит старую привычку.

Суть заключается в том, что если мы хотим достигать успехов в жизни, необходимо чаще анализировать свои привычки, и если мы обнаруживаем, что есть те, что создают нам серьёзные помехи, не нужно думать, что от них невозможно избавиться. Нужно предпринимать решительные действия, чтобы заменить старые и бесполезные привычки на новые, которые приведут к успеху.

Заключение

Привычки имеют большое значение для формирования нравственного облика человека, так как, закрепившись, они уже будут способствовать появлению у него тех или иных черт характера. Привычки многообразны.

Различают профессиональные привычки, связанные с тем видом труда, которым занимается человек. Так, врач привык обращать внимание на то, как выглядит человек, здоровый или больной у него вид и т. п. Бывают привычки моральные (быть честным, правдивым), гигиенические, эстетические, учебные, привычки культурного поведения и другие. Очень важное место среди привычек занимает привычка к труду. Эту привычку необходимо воспитывать с ранних лет и особенно в школьном возрасте.

Если выработанные навыки полезны или безразличны, то привычки бывают еще и вредные. К полезным, или положительным, привычкам относится, например, привычка к сосредоточенной работе, чистоте, вежливости, внимательному отношению к людям. Вредными, или отрицательными, привычками можно назвать привычки к безделью, к грубости, к курению. Полезные привычки очень помогают людям. Напротив, человек, у которого много отрицательных привычек, вынужден постоянно бороться с ними, а иногда становится рабом своих вредных привычек.

Надо понимать, что вся совокупность поступков, способностей, навыков и привычек человека входит в его характер.

Поэтому каждому человеку надо стараться приобретать полезные привычки. Для их приобретения, следует, возможно, чаще повторять те полезные действия, которые надо сделать привычными, а чтобы освободиться от плохой привычки, надо не повторять соответствующих действий.

Потому как многократное совершение одного и того же поступка приводит к формированию привычки поступать в подобных условиях именно так, а не иначе.

Литература

1. Алексеев Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. – М.: Образование, 2008. – 335с.

2. Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М.: Педагогика, 2009. – 287с.

3. Бабич Т.А. Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками. – М.: Просвещение, 2008. – 402с.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ, 1992.

5. Люблинская А. А. Как избавиться от вредных привычек. - М., Феникс, 2007. – 342с.

6. Петровский А. В. Беседы о психологии. - М.: Времена, 2008. – 252с.

7. Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – 304с.


Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – С.73

Бабич Т.А. Вредные привычки и реабилитационная работа с подростками. – М.: Просвещение, 2008. – С.172

Шевцов А. М. Психология привычки. - М.: Знание, 2006. – С.102

Петровский А. В. Беседы о психологии. - М.: Времена, 2008. – С.98

Там же. – С.104

Люблинская А. А. Как избавиться от вредных привычек. - М., Феникс, 2007. – С.157

Асимов Д.П. Как избавиться от пагубных пристрастий. – М.: Педагогика, 2009. – С.117

Процесс формирования деятельности - один из важных вопросов педагогической психологии. Приступая к какой-либо новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами ее выполнения - ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направленную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредством которых она осуществляется.

П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой. Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение - это экстериоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений :

  • познавательные,
  • общетрудовые,
  • конструктивно-технические,
  • организационно-технологические,
  • операционно-контрольные.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятельности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, а также ее сопоставлению с действиями.

Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий , сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. В процессе овладения новыми действиями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако навык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым расположением руля. Феномен влияния одних навыков на другие называется взаимодействием навыков.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формируются в результате упражнений, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.

Привычка - это компонент действия, в ее основе лежит потребность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия (например, путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.

Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состояниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не можем, потому что мы так привыкли.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Если вы проанализируете свой обычный день, то наверняка найдете десятки привычек, которые усложняют жизнь. Например, проверка телефона сразу после пробуждения, просиживание перед телевизором или в интернете, тяжелая еда на ночь. Все эти вещи, которых могут быть сотни, не только съедают время, но еще и негативно сказываются на жизни. Но в этой статье мы сосредоточимся на полезных привычках, рассмотрим их природу, советы по формированию, а также представим список привычек, которые необходимо воспитывать в себе каждому человеку.

Любая привычка состоит из психологического и физиологического аспектов. В случае с психологическим при неоднократном повторении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. Какое бы ни было ваше отношение к формируемому навыку, через какое-то время вы перестаете испытывать сильные позитивные или негативные эмоции по его поводу. Так что это может сработать и в обратную сторону, если привычка плохо на вас влияет. Если говорить о физиологии, то имеется в виду формирование устойчивых нервных связей.

Если вы всерьез хотите привить себе несколько привычек, они в идеале должны затрагивать разные сферы вашей жизни. Таким образом через какое-то время произойдет весьма ощутимое позитивное изменение вашей личности. Именно поэтому мы собрали список привычек из совершенно разных областей саморазвития.

Наука до сих пор не нашла четкого ответа на вопрос, сколько времени требуется для формирования привычки. Да и не сможет найти, потому что все индивидуально и зависит от сложности самой привычки. Действие становится привычкой тогда, когда выполняется без противодействия со стороны организма. Поэтому есть разница: выпивать стакан воды каждое утро или совершать пробежку на несколько километров. Диапазон может очень сильно варьироваться - от 18 до 254 дней. Но каноническим считается число 66 - именно это количество дней вам понадобится, чтобы перестать себя мотивировать и проявлять силу воли. По прошествии этого срока вы будете выполнять действия на автомате и вам не понадобятся дополнительные усилия. За это время мозг перестает сопротивляться и окончательно формирует устойчивые нервные связи.

Вопреки распространенному мнению, начать формировать привычку не так уж сложно. Для этого достаточно небольшой мотивации. Сложности возникают, когда человек перестает себя мотивировать при наступившем регрессе. Первичная эйфория улетучивается и наступают будни. Этот момент является наиболее тяжелым и большинство людей отказываются от своих планов.

Что нужно знать о привычках в первую очередь?

  1. За любой пропущенный день придется заплатить несколькими.
  2. Чем сложнее привычка, тем больше уйдет дней на ее формирование.
  3. Привычки, связанные с физической активностью, требуют больше времени.
  4. Два важных умения способствуют формированию привычки любой сложности - умение себя мотивировать и развитая сила воли.
  5. В идеале формировать привычку нужно сразу после пробуждения или перед сном. В этих случаях частично отсутствует сопротивление мозга, а подсознание является активным участником.

Ниже мы представляем вам список крайне полезных привычек для человека, который хочет развиваться во всех областях своей жизни. Возможно, вам не удастся внедрить их все в виду малого количества времени, так что можете сосредоточиться на нескольких. Формированием остальных же занимайтесь время от времени, потому что даже в этом случае они будут иметь позитивное влияние на ваш мозг и организм.

Чтение

Этот навык стоит на первом месте неспроста. Чтение практически любой литературы помогает концентрироваться и формировать творческое и образное мышление. В эпоху интернета наше внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, что приводит к тому, что мы не можем сосредоточиться даже во время беседы. Читайте каждый день и помните, что чтение новостных лент в соцсетях и ценников не считается.

Пробежки

Если вы задумываетесь о здоровье и физических упражнениях, а времени крайне мало, практикуйте пробежки. Они помогают сбросить лишний вес, являются одним из наиболее доступных видов упражнений и задействуют максимальное количество мышц. Бег повышает настроение и автоматически наводит вас на мысль о правильном питании.

Прогулка

Это не то же самое, что и пробежка. Во время прогулки вы можете сосредоточиться на мыслях или же замечать те вещи, которых раньше не замечали. Многие гении любили прогуливаться во время творческих кризисов, а уж они знали практически все о способах вдохновения.

Медитация

Ежедневная практика медитации позволит вам повысить свой эмоциональный интеллект и осознанность. Вы сможете намного быстрее и эффективнее справляться со стрессом и научитесь держать свои эмоции под контролем. также учит терпению и концентрации. Таким образом, формируя одну привычку, вы культивируете и много других.

Упражнения для мозга

Сейчас есть масса способов для улучшения . Если вы введете в привычку заниматься , через какое-то время увидите, насколько лучше стали запоминать информацию, принимать решения и концентрироваться. Выбирайте самые неудобные для вас игры и головоломки. Только в этом случае вы достигнете отличных результатов. Помните, что мозг будет сопротивляться очень сильно, но лишь в первое время.

Употребление в пищу фруктов и орехов

Мы привыкли не думать о рационе и есть то, что находится под рукой. Возьмите в привычку покупать и иметь на столе фрукты и орехи. Наиболее доступные в финансовом плане яблоки, арахис, грецкий орех и тыквенные семечки. В них содержатся невероятно важные и полезные вещества. Сделайте так, чтобы забежав на кухню быстро перекусить, эти продукты находились в зоне вашей видимости. Вреда они не принесут, а вот пользы будет достаточно и для работы мозга и для утоления голода.

Уверенность в себе

Как ни странно, но это тоже привычка. Мы - то, что постоянно делаем. И если мы во всех ситуациях , принимаем решения и совершаем действия, то станем уверенными в себе. Читайте книги по этой теме и тут же переходите к практике. Уверенность в себе повышается только когда вы получаете подтверждение о ее наличии. Держите правильную осанку, не мямлите и всегда четко знайте, чего хотите.

Планирование

Планирование многими считается скучным процессом, который в том числе делает жизнь предсказуемой. Это так, если для вас нормально постоянно оставлять свои проекты или цели на полпути. Прелесть планирования в том, что оно моментально позволяет прояснить мысли и сосредоточиться на важном. Вы больше никогда не осознаете, что вот уже целый час бесцельно сидите в интернете. Планирование позволяет видеть, чувствовать и ценить время.

Отсутствие критики

Об этом писал и сотни психологов после него. Любая критика ведет в лучшем случае только к краткосрочному результату. А в худшем ведет к провалу и краху взаимоотношений. Критика вызывает у человека чувство обиды и желание защищаться. Критиковать может каждый, для этого не нужно даже быть сколько-нибудь разумным человеком. Поэтому если вам, к примеру, не нравятся результаты работы другого человека, научитесь косвенно и ненавязчиво указать на его ошибки и не вызвать в нем негативной реакции. При таком способе человек сделает выводы сам и сделает все, как надо. Поэтому приучите себя подавлять первое желание критиковать и задумывайтесь о том, как обойти защиту человека.

Дневник

Пользу ведения дневника недооценивают. Но так можно найти собеседника, который вас понимает - вас самих. Возможность размышлять и остаться с мыслями один на один является очень полезным времяпровождением, ведь большинство нашего времени мы не думаем, а просто поглощаем информацию.

Все эти привычки позволят вам за сравнительно короткое время привести свою жизнь, организм и , что неизменно позитивно скажется на работе или учебе. Удачи в формировании полезных привычек!

​​​​​​​​Многие вещи в своей повседневной жизни мы делаем по привычке, не задумываясь, «на автопилоте»; мотивация для этого не нужна. Такой поведения позволяет нам не сильно напрягаться там, где вполне можно обойтись без этого.

Но привычки бывают не только полезные , но и вредные . И если полезные облегчают нам жизнь, то вредные порой сильно её осложняют.

Сформировать можно практически любую привычку: мы постепенно привыкаем ко всему. Но для формирования разных привычек у разных людей требуются разные сроки.

Какая-то привычка может сформироваться уже на 3-й день: вы пару раз посмотрели телевизор во время еды, а когда будете садиться за стол в третий раз, Ваша рука сама потянется за пультом: выработался условный рефлекс.

Для формирования другой привычки, или этой же, но у другого человека, может уйти несколько месяцев… И, кстати, вредные привычки формируются быстрее и легче, чем полезные)))

Привычка - это результат многократного повторения. И их формирование - это просто вопрос упорства и осознанной практики. Еще Аристотель писал об этом: «Мы являемся тем, что постоянно делаем. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка».

И, как это обычно бывает, путь к совершенству не является прямой линией, а представляет собой кривую: вначале процесс выработки автоматизма идёт быстрее, а затем замедляется.

​На рисунке видно, что, например, стакан воды с утра (синяя линия графика) у какого-то конкретного человека стал привычкой примерно за 20 дней. Для того, чтобы у него же вошли в привычку 50 приседаний по утрам, потребовалось более 80 дней (розовая линия). Красная линия графика показывает средний срок формирования привычки – 66 дней.

Откуда взялась цифра 21?

В 50-х годах 20 века пластический хирург Максвелл Мальц обратил внимание на закономерность: после пластической операции пациенту требовалось около трёх недель, чтобы привыкнуть к своему новому лицу, которое он видел в зеркале. Он также заметил, что ему самому тоже потребовалось около 21 дня, чтобы сформировать новую привычку.

Мальц написал об этом опыте в своей книге «Психо-кибернетика» так: «Эти и многие другие часто наблюдаемые явления, как правило, показывают, что требуется минимум 21 день для того, чтобы старый ментальный образ рассеялся и сменился на новый». Книга стала бестселлером. С тех пор её цитировали множество раз, постепенно забывая о том, что Мальц написал в ней: «минимум 21 день».

Миф быстро укоренился: 21 день – срок достаточно короткий, чтобы вдохновить, и достаточно длинный, чтобы быть правдоподобным. Кому же не понравится идея изменить свою жизнь за 3 недели?

Для того, чтобы привычка сформировалась, необходимы:

Во-первых, многократность её повторения: любая привычка начинается с первого шага, поступка («посеешь поступок – пожнёшь привычку»), многократно затем повторенного; мы делаем что-то изо дня в день, порой совершая над собой усилие, и рано или поздно это становится нашей привычкой: делать это становится легче, усилий требуется всё меньше.

Во-вторых, положительные эмоции: для того, чтобы привычка сформировалась, она должна «подкрепляться» положительными эмоциями , процесс её формирования должен быть комфортным, он невозможен в условиях борьбы с собой, запретов и ограничений, т.е. в условиях стресса.

В стрессе человеку свойственно неосознанно «скатываться» в привычное поведение. Поэтому пока полезный навык не закрепился и новое поведение не стало привычным, стрессы опасны «срывами»: так мы бросаем, едва начав, правильно питаться, или делать гимнастику, или бегать по утрам.

Чем сложнее привычка, чем меньше удовольствия она доставляет, тем дольше она вырабатывается. Чем привычка проще, эффективнее и приятнее - тем быстрее она станет автоматической.

Поэтому очень важно наше эмоциональное отношение к тому, что мы хотим сделать своей привычкой: одобрение, удовольствие, радостное выражение лица, улыбка. Отношение негативное - наоборот, препятствует образованию привычки, поэтому весь свой негатив, своё недовольство, раздражение необходимо своевременно снимать. К счастью, это возможно: наше эмоциональное отношение к происходящему - это то, что мы в любой момент можем изменить!

Это может служить индикатором: если чувствуем раздражение, если начинаем себя ругать или винить - значит, делаем что-то не так.

Можно заранее продумать систему вознаграждений : составить список вещей, которые доставляют нам удовольствие и могут, следовательно, служить вознаграждениями при закреплении необходимых полезных навыков.

В конце концов, не так уж и важно, сколько дней Вам потребуется, чтобы сформировать нужную привычку. Гораздо важнее другое: в любом случае Вы сможете это сделать!