Кто ведет план фхд. Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Когда вносить изменения в План ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности

Расходование средств в бюджетных учреждениях осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности , который по экономической сущности представляет собой смету. Историческими предшественниками плана финансово-хозяйственной деятельности являются смета доходов и расходов и бюджетная смета. План составляется учреждением (подразделением) в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и включает в себя следующие части: заголовочную, содержательную и оформляющую.

В текстовой части плана указываются:

  • цели деятельности учреждения;
  • виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения;
  • перечень услуг, относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
  • общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества;
  • общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества.

В табличной части плана приводятся:

В целях формирования показателей плана по поступлениям и выплатам учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) план исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств:

  • субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
  • субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона о бюджете на осуществление соответствующих целей (целевая субсидия);
  • бюджетных инвестиций;
  • публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых планируется передать в установленном порядке учреждению.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат:

  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг;
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Планирование расходов бюджетного учреждения

В подстатье "Заработная плата" планируются бюджетные расходы по оплате труда на основе договоров. При расчете необходимого объема денежных средств по этой статье, как правило, используют:

  • штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, в котором указан полный перечень должностей, размеры окладов, количество ставок по каждой должности;
  • данные о размере районных коэффициентах;
  • нормативный акт, регламентирующий размер окладов, надбавок, премий, материальной помощи.

В подстатье "Прочие выплаты" планируются расходы учреждения на дополнительные выплаты и компенсации.

В подстатье "Начисления на выплаты по оплате труда" указываются расходы по уплате страховых взносов, а также взносов по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В подстатье "Услуги связи" планируются расходы на оплату услуг связи в целях обеспечения собственных нужд учреждения. Размер расходов определяется исходя из заключенных договоров.

В подстатье "Транспортные услуги" планируются расходы на оплату транспортных услуг. Основным направлением расходов, как правило, является оплата проезда при служебных командировках и на курсы повышения квалификации. Также здесь учитываются расходы по оплате проезда военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также членов их семей к месту проведения отпуска и обратно.

По подстатье "Коммунальные услуги" показываются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение коммунальных услуг в целях оказания государственных и муниципальных услуг. В их число входят плата за отопление и технологические нужды, а также горячее водоснабжение и потребление газа, включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги, потребление электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных целей, водоснабжения, водоотведения, ассенизации. Расчет потребности в бюджетных средствах по оплате договоров на оказание коммунальных услуг производится исходя из сведений:

  • о среднемесячной потребности в энергетических ресурсах и воде в натуральном выражении;
  • тарифах на коммунальные услуги, в том числе об оплате транспортировки газа но газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг.

Для вновь образуемых учреждений расходы на оплату коммунальных услуг рассчитывают в следующем порядке.

Расходы учреждения на оплату отопления и технологических нужд определяют но следующей формуле:

ООТН = ОП + ТН,

где ОП - расходы учреждений на отопление помещений; ТН - расходы учреждений на подогрев воды для хозяйственных (технических), санитарно-гигиенических нужд.

Расходы на отопление помещений вычисляют по формуле

ОП = Кубзд С Η Ф K 1,2,3Р ,

где Кубзд - кубатура здания по наружному обмеру (согласно техническому паспорту); С - доля площади занимаемых учреждением служебных помещений в общей площади здания; Н - норма расхода условного топлива на 1 м3 здания на весь отопительный период; Ф - коэффициент перевода условного топлива в натуральное (автономное отопление) или коэффициент перевода условного топлива в гигакалории (централизованное отопление); К 1,2,3 - коэффициент сокращения энергетических ресурсов к фактическому потреблению; Р - цена единицы используемого энергоносителя определенного вида.

Долю площади занимаемых учреждением помещений в общей площади здания находят по следующей формуле:

С = S /S зд

где S yч - площадь занимаемых учреждением помещений в здании; S зд - общая площадь здания.

Расходы на подогрев воды для хозяйственных санитарно-гигиенических нужд для помещений с централизованным отоплением рассчитывают по формуле

где Н - норматив потребления горячей воды на единицу натурального показателя; К - планируемое среднегодовое количество единиц натурального показателя; Д - планируемое количество дней функционирования учреждения в год; ΔТ - средняя разница температур подогреваемой воды (45°С); Р - тариф на тепловую энергию.

Расходы на оплату потребления электрической энергии определяют по следующей формуле:

где Эт.н - проектный объем потребления электрической энергии на освещение и технологические нужды без учета объема потребления электрической энергии на подъем воды; Эп.о - проектный объем потребления электрической энергии на производственное (технологическое) оборудование; Ппр - проектное количество единиц производственного показателя; Ппл - планируемое среднегодовое количество единиц производственного показателя; Р - тариф на электрическую энергию.

Расходы на оплату услуг по водоснабжению для учреждений, имеющих водопровод, вычисляют по формуле

ОВ = Н К Д К 1,2,3Р ,

где Н - норматив потребления холодной воды в сутки на единицу натурального показателя; К - планируемое количество единиц применяемого производственного показателя; Д - количество дней функционирования учреждения в год; Р - тариф на услуги водоснабжения.

На подстатью "Арендная плата за пользование имуществом" относятся расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды) имущества в целях оказания государственных и муниципальных услуг.

В подстатье "Услуги по содержанию имущества" планируются расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся как в оперативном управлении, так и в аренде.

При определении объема расходов по подстатье "Прочие услуги" применяются:

  • расчет оплаты проживания командированных сотрудников;
  • расчет платежей по автогражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • расчет расходов по монтажу локальных вычислительных сетей, информационному обслуживанию учреждений;
  • расчет среднегодовой стоимости услуг по вневедомственной охране.

Основным направлением планирования расходов по подстатье "Прочие расходы" является расчет расходов на уплату налогов, пошлин, лицензий, разного рода платежей и сборов в бюджеты всех уровней, включаемых в состав расходов учреждения. Так, при составлении проекта сметы доходов и расходов в расчет принимается сумма налогов, уплаченная за предыдущий налоговый период, а также учитываются все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве. По этой статье отражаются расходы по уплате налога на имущество, земельного налога.

В статье "Увеличение стоимости основных средств" отражаются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам.

На статью "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения. Кроме того, на данную статью относятся затраты на предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам. Это медикаменты, мягкий инвентарь, посуда, продукты питания, в том числе продовольственные пайки военнослужащим и приравненным к ним лицам, горюче-смазочные материалы, строительные материалы, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения входит в состав локальной документации, которая формируется и утверждается государственными и муниципальными организациями. Они используют данный документ в своей финансово-хозяйственной деятельности с целью планирования полученных доходов и осуществленных расходов.

Основные требования и правила составления плана ФХД

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.2996 г. №7-ФЗ устанавливается, что бюджетное учреждение обязательно должно разрабатывать План финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечивать его открытость и доступность посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, данной нормой определено, что План ФХД должен соответствовать требованиям, установленным Министерством финансов РФ.

Основные правила создания и утверждения Плана ФХД бюджетных учреждений регламентированы специальными Требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н. Кроме того, государственное или муниципальное учреждение обязано учитывать отраслевые особенности своей деятельности, а потому использовать в данном мероприятии дополнительные требования к Плану ФХД, утверждаемые отраслевыми и ведомственными органами управления (министерствами или службами).

Важно! Учредитель бюджетной организации вправе формировать План ФХД с включением в него детализирующих сведений или показателей, а также утвердить типовую форму документа. Он имеет право установить предельные сроки, согласно которым план должен утверждаться для использования в следующем году.

Порядок составления и использования Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения — это локальный документ, формируемый на:

  • финансовый год (при утверждении бюджета на один календарный год);
  • финансовый год и плановый период (при утверждении бюджета на календарный год и плановый период).

При первом варианте предполагается, что План ФХД разрабатывается на каждый конкретный календарный год, при втором варианте разработанный ранее план корректируется на последующий годовой период и утверждается уполномоченным лицом. Что касается утверждения Плана ФХД, то, согласно пп. 21, 22 Требований от 28.07.2010 г. №81н:

  • План ФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем либо его руководителем, если это право будет предоставлено учредителем;
  • План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании решения наблюдательного совета.

План финансово-хозяйственной деятельности необходим для того, чтобы бюджетное или автономное учреждение могло распоряжаться субсидиями для выполнения государственных заказов, средствами от оказания платных услуг, а также иными поступлениями из источников, разрешенных законодательством РФ.

Структура Плана ФХД

В соответствии с Требованиями к Плану ФХД от 28.07.2010 г. №81н информация в документе должна быть сгруппирована и детализирована для более четкого отображения и легкого восприятия пользователями. При этом две основные группы — доходы и расходы — детализируются по различным направлениям, к примеру, расходы подразделяются на:

  • доходы от собственности;
  • доходы от оказания платных услуг;
  • доходы от штрафов и принудительного изъятия сумм;
  • безвозмездные поступления;
  • субсидии;
  • прочие доходы.

Что касается расходов, то они могут быть разделены на такие подгруппы:

  • оплата труда работников и начисления на зарплату;
  • расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и связи;
  • арендные платежи;
  • затраты на содержание имущества;
  • безвозмездные перечисления;
  • социальные пособия населению;
  • приобретение основных средств или материальных запасов;
  • прочие расходы.

Подгруппы расходов могут представляться в углубленной детализации, и решение о таком действии принимает учредитель бюджетной организации. Кроме того, составление Плана ФХД должно коррелироваться с потребностями бухгалтерского учета в учреждении, а потому при его формировании следует обращать внимание на структуру Отчета об исполнении Плана ФХД.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может составляться как единый документ для разных видов деятельности, однако учредитель имеет право не только детализировать какие-либо показатели, но и составлять несколько планов по разным видам деятельности.

План финансово-хозяйственной деятельности – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.


Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности


Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н). На момент написания статьи последние изменения в Требования № 81н вносились приказом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 140н. При этом в Требования № 81н:

  • внесен ряд корректив технического характера, обусловленных изменением терминологии Бюджетного кодекса РФ;
  • введена дополнительная норма, обязывающая детализировать в Плане ФХД общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг;
  • включено требование об отражении в графе 4 ПФХД сведений об объекте капитального строительства (это условие вступило в силу с 1 января 2015 года, то есть его следовало учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год).

Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД. Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.

Составление и применение Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:

  • на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
  • на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

Во втором случае предполагается, что показатели ПФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.

Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:

  • ПФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
  • ПФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем, однако учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения используют:

  • субсидии на выполнение государственного и муниципального задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
  • субсидии на иные цели;
  • средства от оказания платных услуг;
  • поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.

Структура ПФХД

Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
  • арендная плата за пользование имуществом;
  • оплата услуг по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Вместе с тем, учредитель может предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Кроме того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения необходимо учитывать потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) предусмотрена детализация доходов и расходов более низкого уровня. Так, например, расходы по коду КОСГУ 210 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, 212 и 213). Поэтому, по мнению автора, целесообразно при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы указанного Отчета.

Если учреждению выделяются субсидии на иные цели, а также субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется еще один документ – Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).

Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД

В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).

Между некоторыми видами доходов и расходов все-таки есть взаимосвязь. Так, из текста пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, полученные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такого имущества.

Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД. Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета. Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания. При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.

С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).

Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД

Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций. Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:

  • по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств;
  • по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или на хозяйственные расходы и иные аналогичные операции.

Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:

  • удержание из заработной платы работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
  • зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
  • зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.

Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.

Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.

В 2015 году Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В действующей редакции программа включает 29 стандартов. Они будут вступать в силу поэтапно с 01.01.2018. Окончательный переход к применению стандартов запланирован на 2020 год. Одновременно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учета и составлению отчетности, формы первичных учетных документов и регистров.

Стандарт Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности - это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в организациях госсектора. Положения Стандарта применяются одновременно с другими утвержденными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности.

Как отразить налог на прибыль и НДС

Налог на прибыль и НДС отражайте в плане ФХД в показателях по поступлениям: в специальных строках, если это предусмотрено формой плана, или в уменьшение доходов, если форма не содержит отдельных строк для налогов. В настоящий момент Минфин готовит проект приказа, который будет действовать в 2019 году. В плане ФХД обособят суммы налога на прибыль и НДС. Выплаты, уменьшающие доход, будут указывать со знаком «минус».

Если отдельных строк для налогов в плане ФХД нет, уменьшите показатель доходов, за счет которых планируете заплатить налог. Таким образом, вы согласуете доходы в плане с будущими показателями лицевого счета. Выбирайте статью доходов с учетом плановых поступлений так, чтобы на момент уплаты на ней точно были доходы. Этот вариант согласуйте с учредителем.

Как показать возвратные средства

Возвратные средства – это деньги, которые Вы перечисляли для обеспечения деятельности учреждения с условием их возврата: обеспечение заявки на участие в закупке или обеспечительный взнос по договору аренды. Их тоже нужно отражать в плане ФХД учреждения. Но возвратные платежи не относят к доходам или расходам учреждения, поскольку их получают во временное распоряжение, а потом возвращают.

К доходам и расходам не относят и деньги по агентскому договору, которые учреждение-агент получает от граждан или организаций, а потом перечисляет принципалу. Общими требованиями к плану ФХД для этих сумм предусмотрены строки 310 «увеличение остатков средств» и 410 «уменьшение остатков средств». В них отразите возвратные и агентские средства.

Как заполнять таблицы с обоснованиями по выплатам к плану ФХД

Расходы, которые Вы включите в план ФХД на 2018 год, надо обосновать. А в 2019 году учреждениям предстоит обосновать еще и поступления. Появится новая графа, учитывающая переходящие контракты.

Какими документами обосновать расходы

Документы, по которым вы сможете проверить свои цифры, смотрите в таблице. Например, когда будете заполнять расчеты (обоснования) по выплатам персоналу, руководствуйтесь штатным расписанием с учетом того, что в 2018 году все учреждения должны перейти на эффективный контракт. В таком случае возникает вопрос, какую сумму указывать в графе «Стимулирующие выплаты»? Ведь она непостоянная и зависит от качества выполненной работы. Ставьте максимальную сумму, которую способен заработать сотрудник. Больше нее Вы платить не вправе. А если выплата будет меньше, тогда сможете обосновать такой расход документом, в котором прописали критерии показателей эффективности.

Таблица. Подтверждающие документы к таблицам с обоснованиями.

Виды расчетов

Что учитывать

Чем подтвердить
расчеты

Выплаты персоналу

Показатели по оплате труда:

  • расчетная численность работников;
  • должностные оклады;
  • ежемесячные надбавки к окладу;
  • компенсационные и стимулирующие
  • выплаты;
  • иные выплаты;
  • индексация выплат

Штатное расписание.
Положение об оплате труда.
Коллективный договор.
Другие локальные акты, в которых закреплены выплаты сотрудникам из ФОТ

Выплаты, которые не входят в ФОТ:

  • возмещения сотрудникам командировочных: суточные, проезд, проживание;
  • компенсация обязательных медосмотров;
  • другие выплаты.

Не учитывайте расходы на проезд и проживание, медосмотры, если оплачиваете их по договорам или контрактам со сторонними организациями, – это закупка

План командировок на 2018 год.
Размеры возмещения командировочных.
Списки сотрудников, которые проходят обязательные медосмотры.
Документы по спецоценке условий труда.
Прайс-листы

Выплаты персоналу по уходу за ребенком

Численность сотрудников, которые получают компенсацию на момент расчета

Копии приказов об отпуске

Страховые взносы

Тарифы страховых взносов

Тарифы на 2018 год

Расходы на уплату налогов, сборов и иных платежей

Объект налогообложения.
Особенности определения налоговой базы. Налоговые льготы. Налоговые ставки

Декларации по налогам на 1 января 2017 года. Показатели нефинансовых активов на 1 июля 2017 года

Расходы на оплату услуг связи

Расходы на стационарную связь:

  • количество абонентских номеров;
  • абонентская плата;
  • срок предоставления услуги;
  • размер повременной оплаты междугородних,
  • международных и местных телефонных соединений.

Расходы на почтовую связь:

  • количество пересылаемой корреспонденции;
  • стоимость пересылки почтовой корреспонденции за единицу услуги.

Расходы на интернет:

  • абонентская плата;
  • стоимость аренды интернет-канала;
  • повременная оплата интернет-услуг;
  • интернет-трафик

Копии договоров на услуги связи по состоянию на 1 января 2017 года.
Копии договоров, заключенных в течение 2017 года

Расходы на оплату транспортных услуг

Перевозка (транспортировка) грузов, больных, обучающихся, сотрудников.
Количество заключенных договоров.
Количество сотрудников, чья работа носит разъездной характер.
Стоимость транспортных услуг

Копии договоров 2017 года.
КП или прайс-листы от потенциальных исполнителей на 2018 год.
Список сотрудников, чья работа носит разъездной характер

Расходы на оплату коммунальных услуг

Количество заключенных договоров на газоснабжение и другое топливо, транспортировку топлива, электроснабжение, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение.
Тарифы, в том числе с учетом применяемого одноставочного, дифференцированного по зонам суток или двуставочного тарифа на электроэнергию.
Расчет потребности планового потребления услуг.
Затраты на транспортировку

Ответ коммунальных организаций на письменный запрос о тарифах на 2018 год.
Копии договоров 2017 года.
Информация о факте потребления ресурсов с учетом плановых показателей до конца года

Расходы на оплату аренды имущества

Арендуемая площадь, количество арендуемого оборудования, другого имущества. Количество месяцев (суток, часов) аренды. Цена аренды в месяц (сутки, час). Стоимость возмещаемых услуг по содержанию имущества, охране, коммунальных услуг

Копии договоров аренды на 2017 год.
Лист-согласование с арендодателем плановой стоимости аренды имущества на 2018 год

Расходы на оплату работ, услуг по содержанию имущества

Планы ремонтных работ и их сметная стоимость.
Графики работ по ремонту оборудования.
Объем вывоза твердых бытовых отходов.
Территория для дезинфекции, дезинсекции.
Противопожарные мероприятия.
Прочие виды работ по содержанию имущества

ЛСР, дефектные ведомости, графики ремонтных работ. Информация о тарифах на вывоз ТБО

Расходы на оплату прочих работ, услуг

Выплаты на страхование (в том числе на ОСАГО).
Потребность в услугах повышения квалификации, профессиональной переподготовки сотрудников.
Плановые медосмотры сотрудников.
Медосмотры водителей. Сопровождение бухгалтерских программ и иного ПО.
Прочие услуги

Плановый расчет страхования имущества.
План обучения. КП или прайс-листы.
Списки сотрудников на обучение.
Документы по спецоценке и прайс-лист из медучреждения. Перечень ПО и информационных систем.
Копии договоров на сопровождение ПО на 2017 год

Расходы на приобретение основных средств, материальных запасов

В расчете на закупку основных средств:

  • средний срок эксплуатации амортизируемого имущества;
  • нормы обеспечения имуществом в натуральных показателях.

В расчете на закупку матзапасов:

  • потребность в продуктах питания, лекарствах, ГСМ, запасных частях к оборудованию и транспортным средствам, хозяйственных товарах и канцелярских принадлежностях, мягком инвентаре и спецодежде;
  • нормы обеспечения указанным имуществом

Обоснование потребности учреждения в основных средствах и материальных запасах.
Прайс-листы или коммерческие предложения для подтверждения плановой цены


Как дополнить таблицы с расчетами

Расчетные таблицы – это не составная часть плана, а отдельный информационный блок справочных сведений. Их форма носит рекомендательный характер, то есть, при необходимости, Вы можете дополнить эти таблицы новыми графами и строками. Но при этом соблюдайте структуру, которую предложили чиновники или ваш учредитель. Такой вывод следует из пункта 11 Требований № 81н.

Рассмотрим на примере расчет оплаты земельного налога. Минимальный набор информации, который указан в Требованиях № 81н, можно составить с дополнительными показателями в развернутом виде. В частности, ввести графы «Наименование субъекта», «Расширенное использование» и т. д. Тогда вопросов к расчету у учредителя не будет.

В системе «Электронный бюджет» все изменения вносите через вкладку «Дополнение». Если у Вас есть дополнительная информация к плану ФХД, а Вы ее не представили в системе, тогда у Вас не сойдутся данные в расчетах с итоговым значением. Минфин предупреждает, что лучше вносить все дополнения в систему, иначе ревизоры могут применить санкции.

часа в сутки
7 дней в неделю

Команда «Первого БИТ» ежедневно решает сотни задач и вопросов Клиентов.

Попробуйте сопровождение у профессионалов «Первого БИТа» бесплатно!

Если вы нуждаетесь в консультации и помощи квалифицированных специалистов, эксперты «Первого БИТа» помогут вам в решении любых задач.

Заказать бесплатную консультацию эксперта!

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (план ФХД) – это документ отображающий модель финансирования того или иного проекта. Все бюджетные учреждения (муниципалитеты) обеспечиваются денежными средствами на основе плана, который каждый год составляется и утверждается заново. План ФХД на 2018 год надо будет составлять по-новому, ввиду изменений приказа № 81н в соответствии с указанием от 29.08.2016 года № 142н.

Общая информация об изменениях

План финансово-хозяйственной деятельности отражает в себе состав финансирования госзаданий, капиталовложений и других видов деятельности бюджетной организации, которые могут принести какой-либо доход. Срок планирования будет исходить из периода, на который будет утвержден бюджет финансирования муниципалитетов. Это может быть один финансовый год или плановый период на один-два года.
Шаблон составления документа для бюджетных организаций устанавливается особым учредительным органом в отдельном распоряжении. Основной типовой шаблон плана ФХД бюджетного учреждения на 2018 год образец его заполнения и указания к последовательности его составления утверждены Министерством финансов Российской Федерации приказом №81н от 28 июля 2010 года.
План финансово-хозяйственной деятельности, установленный особым учредительным органом или органом, уполномоченным принимать учредительные решения, составляется на следующих основаниях:

  1. Утверждение государственных или муниципальных заданий, а так же предоставление отчётности о качестве и объёме, оказываемых бюджетным учреждением муниципальных услуг.
  2. Прогноз размеров материальной прибыли, полученной в результате предпринимательской или другой деятельности, призванной приносить доход.
  3. Получение финансирования в размере, необходимом для совершения необходимых запланированных трат.
  4. Перечень нужд и потребностей бюджетного учреждения, удовлетворение которых является основой выполнения государственного задания и поддержания жизнедеятельности всей организации.
  5. Экономическое обозначение всех затрат, произведенных для удовлетворения потребностей учреждения.

Изменения плана ФХД в 2018 году

План финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год, новая форма которого была скорректирована на основе приказа Минфина от 29 августа 2016 года №142н, отличается от старого образца степенью открытости информации. Поэтому в плане ФХД необходимо указывать следующие дополнительные сведения:

  • все доходы и расходы учреждения, относительно реализуемых видов финансового обеспечения;
  • сведения о целевых направленных средствах, выделенных на осуществление капитального строительства;
  • планирование закупок на будущий финансовый год.

Учредительным органом была установлена необходимость предоставлять вместе с планом ФХД обоснование к нему. Обоснование представляет из себя расчёты по производимым расходам. План ФХД бюджетного учреждения на 2018 год, образец которого рекомендован в Приложении№2 Приказа№81н. На основании требований предусмотрено заполнение 18 документационных форм, которые могут быть дополнены на усмотрение бюджетной организации.
Новая форма плана ФХД на 2018 год дополнена графой 5.1 «Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», в которой должны отображаться все отчетные данные о расходах и доходах за счёт денежных средств ОМС.
Внесенные в документ коррективы не являются окончательным, так как Министерство финансов планирует исключить из плана ФХД Положение, на основании которого каждое бюджетное учреждение должно отчитываться о всех манипуляциях с участием целевых среосред из утвержденного бюджета.

Заполнение плана ФХД

Процесс заполнения плана финансово-хозяйственной деятельности должен происходить в соответствии со следующими рекомендациями:

  1. В шапке «Утверждаю» на главной странице плана ФХД необходимо указать наименование организации и ФИО её руководителя (учредителя), который к утвердил план. На странице ниже вносятся данные об исполнительном бюджетном учреждении: наименование организации, ФИО руководителя, номера ИНН и КПП, а так же числовые коды, указанные в заголовках.
  2. Необходимо заполнить «Содержание» плана. Цели, задачи и виды деятельности организации прописываются в соответствии с Уставом.
  3. В «Таблица 1» вносится информация о всех обязательствах организации, финансовых и нефинансовых активов.
  4. В «Таблица 2» вносятся все данные о финансовых показателях на планируемый финансовый год.
  5. «Таблица 2.1» должна содержать данные о планируемых расходах на осуществление закупок.
  6. «Таблица 3» и «Таблица 4» содержат данные о тех денежных средствах, которые поступили в пользование организации на временной основе.
  7. В Приложении должны быть приведены все расчёты по расходам на издержки производственного и организационного процессов: оплата труда, уплата налогов и задолженностей, содержание прикомандированных сотрудников, оплата больничных листов и отпуска.

Особые изменения в плане ФХД на 2018 год

В новом образце плана финансово-хозяйственной деятельности теперь отображаются все данные по расходам организации с приложенным к нему обоснованием (расчёты), а также перечисляются все нормы и стандарты в соответствии с которыми было произведено заполнение формы плана. Например, при расчете размера страховых взносов во внебюджетные организации, необходимо приводить данные по тарифным планам страховой организации.
В перечне расходов по страховым взносам теперь не указываются 213 КОСГУ мероприятия по уменьшению и пресечению получения производственных травм и профессиональных заболеваний. Вся документация, относящаяся к данному виду расходов в обязательном порядке должна прилагаться к плану ФХД.
При формировании пункта расходов по налогам, стоит учитывать ставки и сроки уплаты налогов, налогооблагаемую базу, а также льготы. При составлении отчета по выплатам учитываются трудовые, технические и материальные ресурсы.
Относительно отчётности о доходах организации, в отдельную графу помещается источник дохода «Субсидия на финансовое обеспечение государственного задания из ФФОМС» («Таблица 2», приказа №81н), выделенные из федерального, регионального и местного бюджетов средства указываются единой суммой.