Фотография моряка и медсестры. Поцелуй на таймс сквер. Что на нём вообще происходит

В ночь на 8-ое сентября не стало Грета Циммер Фридман (Greta Zimmer Friedman ). Пневмония и старость сделали своё. Та самая медсестра с поцелуя на тайм-сквер, знаменитой фотографии, которая стала символом окончания войны между Японией и США. Хотя может “той девушкой” была и Эдит Шейн, не суть важно. Пусть их было несколько.

Автор снимка Альфред Эйзенштадт , который снял много знаковых и замечательных карточек, но эта одна из тех, которая стала иконой. В общем он мог больше ничего не снять, но остаться в истории.

Из истории снимка “Поцелуй на таймс сквер” кратко.

14 августа 45-го Япония признала, что США сильнее и подписала акт о капитуляции. В Нью-Йорке на знаменитой улице Тайм сквер все радуются, что они убили пол-миллиона мирных граждан, сбросив на маленький остров на города Хиросима и Нагасаки ядерные бомбы поглядеть, что называется, новое оружие в действии. Все радуются в общем, праздник. Фотографию называют по разном: «День Победы над Японией на Таймс-сквер» (V-J Day in Times Square), «День Победы» (V-Day) и «Поцелуй» (The Kiss). Что интересного? Первое, снимков было много и разных авторов и с разных городов аж. Справа снимок Альфреда на весь разворот, слава- “чужие”.

Разворот “того самого” журнала Life, где всего (по тем временам быстро) спустя неделю были напечатаны снимки.

Что было до “Поцелуй на таймс сквер”

Поцелуй был своего рода клише того времени. И, наверное, здесь надо вспомнить не менее знаменитый снимок поцелуя Роберто Дуано. Но, фи, это постановка. Хотя в создание шаблона “поцелуя” роль этого снимка переоценить нельзя.

Альфред Эйзенштадт давно охотился за поцелуями. Например у него есть серия фотографий со станции с Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке (New York, Penn Station). Серия называется “Прощальный поцелуй” (Goodbye kissing). Открытие второго фронта, 1944 год, отправка солдат.

Ну и как же самому не впасть под магию поцелуев. Альфред сам захотел.

Конкуренция фотографии “Поцелуй на таймс сквер”

Само собой, Альфредом Эйзенштадт был не одним фотографом на площади. Бок о бок с ним работал фотограф Виктор Йоргенсен (Victor Jorgensen) с конкурирующего издания The New York Times, где и была опубликована его работа очень похожа на известный снимок, но, как известно, красота фотографии в деталях и “иконой” стал снимок Альфреда. Хотя The New York Times с этим не согласен.

Виктор Йоргенсен и его “Поцелуй”

Теперь самое интересное, о личностях, которые были сфотографированы. Альфред был приверженец случайной и честной фотографии, поэтому он не познакомился с целующими, а лиц не видно, что дало простор для спекуляций. В 1980-ом году, прочитав интервью с автором, на этой фотографии себя узнала уже престарелая воспитательница детского сада Эдит Шэйн. Альфред даже с ней встретился, снимок подарил, но до конца так и не был уверен, что “эта та самая”. Чуть позже еще две девушки себя узнали на этой фотографии как раз Грета Фридман, и Барбара Сокол. С мужчинами было еще сложнее. На место моряка с фотографии претендовали аж 11 человек. Эдит Шейн – девушка номер один, утверждала, что это Карл Мускарелло. Родная мама его тоже узнала, написав ему: «Ты что, не знаешь, что не должен целоваться с незнакомками? Ты же можешь заразиться чем-нибудь». Но другой претендент Гленн Макдаффи был с этим не согласен и в 2007 году он привлек к анализу фото судебного эксперта Лоис Гибсон. Тот якобы с успехом доказал правоту Гленна….

Фотография стала на столько популярной что стали проводится фестивали поцелуев в честь американского дня победы. Появилисьскульптуры (на самой тайм сквер тоже были, но не постоянные). Самая впечатляющая Сан-Диего, огромная и цветная на фоне военных кораблей.

Видео с автором снимка “Поцелуй на таймс сквер” Альфредом Эйзенштадтом.

В американском штате Вирджиния скончалась Грета Фридман, которая утверждала, что она и есть та самая медсестра со знаменитой фотографии «Поцелуй на Таймс-сквер», сделанной на площади в День победы над Японией. Об этом сообщает The New York Times .

Фридман умерла в четверг, 8 сентября, в больнице города Ричмонд в возрасте 92 лет, передает Fox News . По словам сына покойной Джошуа Фридмана, в последнее время его мать страдала от ряда заболеваний, в том числе и от пневмонии. Женщину похоронят рядом с мужем на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне, сообщает Reuters,

«Поцелуй на Таймс-сквер», также известный как «День Победы над Японией на Таймс-сквер» (V-J Day in Times Square), «День Победы» (V-Day) и «Поцелуй» (The Kiss) или «Матрос целует медсестру» — знаменитая фотография, сделанная Альфредом Эйзенштадтом 14 августа 1945 года в Нью-Йорке, когда он снимал ликующую толпу, отмечающую окончание Второй мировой войны. Сам автор называл эту фотографию «Безоговорочная капитуляция».
А вот кто именно изображен на фото, осталось до конца невыясненной загадкой...
В тот день фотограф был на Таймс-сквер, где снимал многих, однако один молодой моряк сразу привлек его внимание. Как позже вспоминал Эйзенштадт:
«Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел - неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я бежал перед ним со своей «Лейкой», оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился. И тут, внезапно - как вспышка - я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то тёмное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое - если бы на нем была светлая форма, снимка бы не было».

Ему удалось сделать четыре фотографии. В ходе поцелуя Эйзенштедт успел немного поменять настройки своего фотоаппарата: по его словам, кадры были сделаны на пленку Kodak Super Double X с выдержкой 1/125 секунды при диафрагме между 5,6 и 8. Однако самой удачной оказалась всего одна фотография из этой серии, её он и отдал в журнал.
Спустя неделю снимки были опубликованы на страницах журнала Life. Фотография стала одним из самых узнаваемых фотоизображений XX века и одним из символов победы союзников над режимами стран оси Рим-Берлин-Токио.
Вот такое случайное фото, вошедшее в историю.

Из-за суматохи, царившей на Таймс-сквер в тот день, Эйзенштедт даже не успел спросить у молодых людей их имена. Это позволило трем женщинам — Грете Фридман, Барбаре Сокол и Эдит Шэйн — заявить о своей принадлежности к снимку. Моряком с фотографии объявляли себя несколько ветеранов Второй мировой, в том числе: Джордж Мендоса, Карл Мускарелло и Гленн Макдаффи.

Гленн Макдаффи и Эдит Шэйн

Грета Фридман родилась 5 июня 1924 года в Винер-Нойштадт, небольшом городке в Австрии за пределами Вены. Она была одной из четырех дочерей Макса Циммера, владельца магазина одежды, и Иды Циммер.
Поскольку условия для евреев в оккупированной нацистами Австрии ухудшились, родители Греты отправили своих детей из страны. Грета и две ее сестры приехали в Соединенные Штаты в 1939 году, в то время как другая сестра отправилась в Палестину, бывшую тогда английской колонией. Родители Циммер были убиты во время Холокоста, но они успели спасти дочерей.
Так юная Грета оказалась в Нью-Йорке. Она работала в офисе стоматолога 14 августа, и именно поэтому она была одета в белый наряд медсестры, как она вспоминала в интервью.
В 1956 г. Грета Циммер вышла замуж за доктора Миша Е. Фридман, ученого, работавшего на оборону Соединенных Штатов. У них родились сын Джошуа и дочь Мара в Фредерике, штат Мэриленд. Г-жа Фридман получила степень искусства от Hood College в 1981 году, у неё была студия в Фредерике, где она рисовала и занималась трафаретной печатью. Кроме детей у Греты была сестра Белла Хоффман и двое внуков.
8 сентября 2016 года Грета Фридман умерла.

Альфред Эйзенштадт

20 июня 2010 года у себя дома в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года. У неё осталось трое детей, шестеро внуков и восемь правнуков.

Эдит Шэйн

9 марта 2014 года Гленн Макдаффи скончался в доме престарелых в Техасе в возрасте 86 лет. Причина его смерти не была названа, но в последние годы он жил в трейлере и тяжело болел (в 2007 году сообщалось, что у него рак лёгких). У него осталась дочь.


Гленн Макдаффи

Но кем бы ни были матрос и девушка, целовавшиеся на Таймс-Сквер 14 августа 1945 года, от них осталась фотография, которая стала символом окончания войны и победы жизни над смертью.

В 2005 году журнал Life поместил фотографию повторно на обложку одного из номеров. В 2007 году на Таймс-сквер в честь 60-летия окончания Второй мировой войны появилась цветная скульптура, воспроизводящая снимок, однако, на постоянной основе власти города скульптуру решили не устанавливать. 13 августа на Таймс-сквер в честь 65-летия победы США над Японией была открыта 26-футовая (около 8 м) статуя поцелуя моряка и медсестры.
Каждый год 14 августа рядом со статуей собираются сотни пар, чтобы создать реконструкцию фото. В назначенное время пары одновременно начинают целоваться — причём многие девушки одеты в короткие белые платья, а мужчины в матроски.
В память о тех молодых и счастливых парнях и девушках, которые когда-то сходили с ума от радости, что закончилась мировая война, 14 августа 1945 года на Таймс-сквер...

Этот снимок матроса, целующего медсестру, американский фотограф Альфред Эйзенстадт сделал в Нью-Йорке 14 августа 1945 г. Фотография стала невероятно популярной — как один из символов победы во Второй мировой войне. Это произошло на Тайм-Сквер после того, как президент США Трумэн объявил об окончании войны с Японией. Медицинская сестра по имени Эдит Шейн, услышав сообщение по радио, выбежала на улицу и была подхвачена случайно оказавшимся рядом матросом Гленном Макдаффи. Они поцеловались, абсолютно случайно попали в объектив фотокамеры, и разбежались в разные стороны. Они попали сначала в журнал «Life», а затем на вечно в историю.

Впоследствии многие утверждали, что именно они изображены на фотографии, которая стала одним из символов окончания Второй мировой войны. Этих людей нельзя называть самозванцами, ибо в те дни не только известные всем матрос и медсестра целовались на улице. Только в 2007 году при помощи полицейского художника-криминалиста было установлено, что на фотографии запечатлён именно матрос с именем Гленн Макдаффи.

В дополнении к многочисленным фотографиям, которые пришлось сделать для последующего сравнительного анализа, Гленн прошел десять тестов на детекторе лжи. Весь комплекс действий криминалиста не оставил сомнений, что на фотографии именно он.

Эдит Шэйн, медсестра, которую целуют, откликнулась на заметку, которую опубликовал журнал в начале 80-х. В ней говорилось о том, что идёт розыск тех, кто был изображен на фотографии. Она встретилась с фотографом, и получила от него в дар знаменитую фотографию, причем, по словам фотографа, он не был до конца уверен, что Шэйн не самозванка. Так или иначе, она стала носить титул – девушка с фотографии.

В 2008 году Эдит Шэйн, как почетную гостью, пригласили на мюзикл «South Pacific», который впервые был поставлен на Бродвее в 1949 году. Она стала там желанной гостьей. Она с удовольствием фотографировалась с актёрами и всеми желающими.

Фотографию называют по разному. Все названия, так или иначе, связанны со словом «поцелуй» , но у фотографии есть вполне официальное название, причем весьма двусмысленное. «Безоговорочная капитуляция» — именно так правильно именовать эту фотоработу, которая впоследствии стала еще и скульптурой. Все участники истории в период с 2010 года по 2014 оставили этот мир. К 60-летию Победы в США скульптор по имени Сьюард Джонсон изваял вот такую статую с сюжетом знаменитой фотографии. Какое-то время скульптура находилась в США, а недавно ее установили на набережной итальянского города Чивиттавеккья.

Скульптура «Unconditional surrender» («Безоговорочная капитуляция») очень популярна и в США — там она разошлась по городам и весям в виде копий и авторских повторений. Вот этот монумент, к примеру, установлен в городе Сан-Диего (Калифорния).

А вот так скульптурная группа смотрится с борта авианосца «Мидуэй». На заднем плане виден знаменитый мост через бухту Сан-Диего, ведущий на полуостров Коронадо.

День Победы над Японией на Таймс-сквер (англ. V-J Day in Times Square) - фотография, сделанная Альфредом Эйзенштадтом, на которой запечатлён американский моряк Гленн Макдаффи, целующий медсестру Эдит Шейн, одетую в белое платье, в День Победы над Японией, 14 августа 1945 года на Таймс-сквер, Нью-Йорк. Спустя неделю фотографии были опубликованы на страницах журнала Life, среди множества фотографий в 12 страничном разделе «Победа», на которых были засняты празднования победы по всей Америке. На первой странице двухстраничного разворота были представлены фотографии трёх поцелуев из Вашингтона, Канзас-сити и Майами, а фотография Эйзенштадтта занимала целую страницу напротив. Поцелуй был любимой позой для фотографов СМИ во время войны, но Эйзенштадт сфотографировал спонтанное событие, которое произошло на Таймс-сквер, когда президент Трумэн объявил об окончании войны с Японией. После получения новостей о победе, ликование началось повсюду. Официально праздник приходится не на 14 августа, а на день официального подписания капитуляции 2 сентября (в Японии отмечается как День памяти). Фотография известна под разными названиями - «День Победы над Японией на Таймс-сквер» (V-J Day in Times Square), «День Победы» (V-Day) и «Поцелуй» (The Kiss).

Предыстория

Альфред Эйзенштадт начал увлекаться фотографией в 14 лет, когда родители подарили ему его первую камеру Kodak. С началом Первой мировой войны, родившийся в Пруссии Эйзенштадт был призван в ряды немецкой армии и стал артиллеристом. Получив ранение на войне и и вернувшись к мирной жизни, он не забыл своё детское увлечение, но даже не думал делать его своей профессией. В 1927 году, ему удалось продать свою первую фотографию. И уже в начале 1930-х годов Эйзенштадт прославился фотографиями, которые сегодня считаются классикой журналистики: именно он запечатлел первую встречу Гитлера и Муссолини в 1934 году и в 1933 году сделал снимок Геббельса, с взглядом полным ненависти. В 1935 году Эйзенштадт эмигрировал в США. Он поступил на работу в журнал Life. Он работал со среднеформатной камерой Rolleiflex, позволявшей фотографировать людей, не привлекая внимания. Однако свой самый известный снимок Эйзенштедт сделал в открытую, ни от кого не таясь.

Обстоятельства

14 августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции. Новость об этом быстро распространилась по США: на улицы вышло огромное количество людей, и находившийся в тот день в Нью-Йорке фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился со своим 35-миллиметровым фотоаппаратом Leica снимать празднование. В тот день он был на Таймс-сквер, где снимал многих, однако один молодой моряк сразу привлек его внимание. Как позже вспоминал Эйзенштадт: Ему удалось сделать четыре фотографии. В ходе поцелуя Эйзенштедт успел немного поменять настройки своего фотоаппарата: по его словам, кадры были сделаны на пленку Kodak Super Double X с выдержкой 1/125 секунды при диафрагме между 5,6 и 8. Однако самой удачной оказалась всего одна фотография из этой серии, её он и отдал…