Электронное чтение в России: опыт исследования. Как чтение бумажных и электронных книг влияет на нашу память и продуктивность. Бесплатные программы для чтения FB2

В ноябре прошедшего года на V Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» в Президент-отеле книжная общественность подвела итоги первых пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. И на вопрос «Пять лет – это много или мало?», поставленный в одном из основных её докладов, можно ответить так: пять лет в современном информационном обществе вполне сравнимы с десятью годами в обществе индустриальном.

В самом деле, за прошедшие пять лет ситуация на книжном, библиотечном и информационном рынках нашей страны существенным образом преобразилась. И главным явлением, не только потрясшим привычные устои работы с читателем, но и перевернувшим отношение к самой книге, стала «электронная революция». За пять лет в стране (а точнее – в мире) не только родился, но и приобрёл реальные очертания рынок электронной книги и рынок электронных читающих устройств. И не считаться с этим при разработке новых методик продвижения чтения уже нельзя. Однако для того, чтобы правильно сформулировать подходы к выработке таких методик, прежде всего необходимо было оценить процессы, происходящие в области неизученного до сих пор «электронного чтения», понять читателя электронных книг.

В этой связи в сентябре 2011 г. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с Аналитическим центром Юрия Левады провело масштабное социологическое исследование, посвящённое электронному чтению в России и жанровым предпочтениям читателей электронных книг. Исследование проводилось на базе 12 крупнейших городов Российской Федерации – Москвы, СанктПетербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Челябинска. Опрашивались жители 18 лет и старше, читающие книги – художественную или специальную литературу. В окончательную обработку попало более 1000 анкет.

Исследование тенденций, связанных с переходом от традиционного «бумажного» чтения к электронному, было начато с вопроса «Знаете ли Вы о существовании электронных книг?» (здесь имелись в виду не электронные книги-файлы, а электронные читающие устройства). Были получены следующие ответы: 84% опрошенных сказали «да» и лишь 16% опрошенных пока не слышали о существовании электронных книг (см. рис. 1).

С момента появления электронных читающих устройств на российском рынке прошло не так много времени, однако осведомлённость об их существовании жителей российских городов уже достаточно велика. Однако при ответе на следующий вопрос, волновавший исследователей, – «В каком виде Вы читаете книги?», распределение ответов было иным. Только 3% из опрошенных жителей Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов ответили, что читают исключительно электронные книги, не прибегая к бумажным. При этом 72% респондентов ответили, что они по-прежнему читают только обычные, бумажные, книги. И, наконец, 25% опрошенных заявили, что они читают и обычные книги, и электронные (см. рис. 2).

Последнее для нас особенно важно. Пожалуй, именно этот момент лучше всего «фиксирует» плавный переход от «бумажного» чтения к «электронному», и здесь важно подчеркнуть, что на нынешнем «историческом отрезке времени» читатели электронных книг в своём большинстве пока не отказываются от чтения бумажных. Мы пока не знаем, как долго будет наблюдаться такое состояние «плавного перехода» и каковы будут его масштабы, поэтому для выявления тенденций в данной области необходимо отслеживать ситуацию в динамике, что исследователи и предполагают делать в дальнейшем.

Безусловно интересным для нашего анализа было выявление мотивов, побудивших нынешних читателей электронных книг перейти от чтения с листа к чтению на экране. Следует отметить, что у разработчиков исследования были определённые гипотезы, сложившиеся либо в силу бытующих в отраслевой среде мнений (а порой и стереотипов), либо эмпирических наблюдений. Так, на вопрос «Почему Вы решили начать читать электронные книги?» в качестве превалирующего варианта ответа исследователи ожидали услышать в той или иной форме выраженный стереотип о том, что «электронное устройство вмещает в себя большое количество книг – целую библиотеку».

Однако, что было довольно неожиданным, данный вариант ответа оказался не то что не первым, но даже не вторым и не третьим. Только 21% ответивших заявил, что именно большая вместимость электронных устройств стала для них главным фактором, способствовавшим переходу с «бумаги» на «цифру». Подавляющее же большинство респондентов – 58% ответило, что таким фактором стало для них то, что нужную книгу в электронном формате можно получить быстрее (см. рис. 3).

Сама по себе быстрота получения нужной книги может трактоваться по-разному (например, что за ней не надо ехать в магазин), однако примечательно, что вторым по популярности ответом (хотя и с достаточно большим отрывом) стал ответ «не хочу тратить деньги». Таким образом, достаточно большая группа пользователей, обращающихся к чтению электронных книг, заведомо считает, что электронная книга, в отличие от бумажной, – продукт бесплатный, и переход от бумажного чтения к электронному принесёт им экономию. Более того, связь первого и второго по популярности ответов на заданный вопрос лишний раз указывает нам на то, что бесплатную – пиратскую – книгу по-прежнему найти в Сети достаточно легко, и получить её на своё устройство читатель может довольно быстро. Более того, примерно треть респондентов отвечает, что в электронной форме они могут найти то, чего нет в продаже. А это уже необходимо взять на заметку издателям и книготорговцам. Вопросы большего удобства владения и пользования электронными читающими устройствами по сравнению с бумажными книгами, как было отмечено, выходят на второй план, и их объединяют варианты ответов «не накапливаются дома», «вмещает большое количество текстов» и «удобнее читать в транспорте». В среднем их указывают 24–25% пользователей.

Многие привыкли думать, что когда человек переходит с «бумажного» чтения на «электронное», то он начинает читать меньше. В отраслевой среде не раз высказывались мнения, что в «электронное чтение» переходят прежде всего те, кто не может «овладеть» обычной, бумажной книгой; что восприятие информации на экране отлично от её восприятия с бумажного носителя, а человеку, пользующемуся электронными устройствами, удобнее иная форма потребления информации – в виде «клипов», «картинок». Иными словами, для многих из нас «электронный» читатель – это как бы «ненастоящий» читатель, «недо-» или «полу-» читатель.

Однако вопрос о том, чаще или реже они стали читать после приобщения к электронным устройствам, и как переход с «бумаги» на «цифру» повлиял на их восприятие текста, мы решили задать самим «электронным читателям». Ответ превзошёл все наши ожидания. Только 3% читателей электронных книг сказали, что в электронном виде они стали читать меньше (см. рис. 4). 48% ответили, что в электронном виде читают приблизительно столько же, сколько читали на бумаге, а 42% сказали, что в электронном виде они стали читать даже больше.

Следующий вопрос, который интересовал исследователей, касался того, где чаще всего люди читают электрон- ные книги. В этом вопросе у нас также была своя гипотеза: конечно же, в транспорте. Такое предположение сложилось не случайно: каждый из нас, когда ехал на работу или с работы в общественном транспорте, не раз видел людей, читающих электронные книги на тех или иных устройствах.

Однако оказалось, что городской транспорт – не самое «излюбленное» место для чтения электронных книг. Как обнаружилось в процессе исследования, чаще всего электронные книги читают дома (см. рис. 5). И этот факт, на наш взгляд, очень положительный. Он говорит о том, что электронное чтение – это, как и традиционное, по-прежнему домашнее занятие. То есть с переходом от «бумажного» чтения к «электронному» традиция домашнего чтения не исчезает.

Отчасти факт преобладания «домашнего» электронного чтения «объясняют» ответы на другой вопрос, который мы задали респондентам: «Как Вы читаете электронные книги?» Так, 46% читателей электронных книг отвечают, что они читают их с экрана обычного компьютера. 45% отмечают, что они используют для чтения то или иное специальное переносное устройство, или гаджет, а 9% ответили, что распечатывают электронные тексты на бумагу и читают в привычном виде (см. рис. 6).

Из общей массы читателей электронных книг нас в наибольшей степени интересовали те, которые используют для чтения не только персональный компьютер. Им мы задали вопрос, какие устройства используют они для чтения электронных текстов? Более половины из ответивших (56%) указали, что это e-book, или ридер, который обычно и ассоциируется с «электронной книгой», когда мы говорим о «книге» как об устройстве (см. рис. 7). Далее в шкале ответов следовали коммуникатор/смартфон (25%), мобильный телефон (22%), и только 13% респондентов отметили, что они используют для чтения электронных книг iPod или iPad. Здесь важно отметить разницу между российским и американским рынками электронных читающих устройств: если в нашей стране подавляющее большинство их пользователей предпочитает чтение с ридеров, то за рубежом в большей степени читают с iPod и iPad.

Говоря об электронных гаджетах, которые используют респонденты для чтения, мы не могли не спросить их о том, какие они видят в них достоинства и недостатки. Задавая вопрос о достоинствах электронных устройств, мы, как и в случае выявления факторов, способствующих переходу с «бумаги» на «цифру», предполагали, что самым главным из них будет то, что электронное устройство может вмещать в себя большое число электронных книг. Однако и здесь этот ответ не стал самым популярным – его отметили 37% респондентов. Половина же опрошенных в качестве главных из достоинств электронных читающих устройств видит то, что в них можно закачать и стереть ненужное (см. рис. 8). То есть половина пользователей электронных гаджетов используют их «по типу» бумажных библиотек – «прочитал и выкинул (стёр)». Вторым по популярности ответом (42% опрошенных), что характерно для российского рынка, оказался ответ, согласно которому чтение электронных книг гораздо дешевле покупки бумажных. Этот ответ можно трактовать по-разному: электронная книга сегодня действительно существенно дешевле бумажной, однако этот же вариант ответа не отрицает, что под словами «гораздо дешевле» часть пользователей подразумевает пиратское скачивание книг. Но об этом мы поговорим ниже.

38% опрошенных читателей электронных книг предпочитают их потому, что эти книги не занимают места дома. При этом 8% считают, что бумажные книги как продукт устарели.

Как было отмечено выше, мы поинтересовались, какие, по мнению пользователей электронных гаджетов, у этих устройств есть недостатки. И первым, вполне ожидаемым, ответом был «вредно для глаз». Несмотря на то, что производители электронных читающих устройств совершенствуют их с каждым годом, и ежегодно на рынке появляются всё новые и новые модели, этот вариант ответа в качестве главного недостатка выбирают 34% респондентов (см. рис. 9).

Довольно большое место в списке недостатков занимают потребительские свойства электронных устройств. Такой фактор, как быструю разрядку аккумулятора отмечает в качестве негативного 31% пользователей гаджетов, то, что электронную книгу «можно читать только в помещении», – 27%, и то, что для «доступа» к тексту электронное устройство нужно включать (а затем – выключать) – 18%.

Однако довольно большая часть пользователей ожидает от электронных устройств проявления в них ряда свойств бумажной книги и испытывает неудобства, связанные с их отсутствием. Так, отсутствием возможности делать пометки на полях недовольны 21% пользователей электронных гаджетов; столько же отмечают отсутствие дизайна книги; 13% читателей сетуют на однотипный шрифт; 10% – на слабый контраст текста и «страницы», и, наконец, 6% отмечают, что форматы бумажных книг гораздо разнообразнее.

Как уже отмечалось, в последние годы в библиотечной и в педагогической среде бытует мнение, что при чтении текста с экрана прочитанное усваивается хуже. Однако данный тезис читателями электронных книг был опровергнут: только 6% из них утверждают, что прочитанное ими с экрана усваивается хуже, чем прочитанное с «бумаги».

От потребительских свойств электронных устройств мы решили перейти к содержательным аспектам электронного чтения. И первым вопросом, который мы задали в этом блоке, был вопрос «Какие книги Вы скачиваете чаще всего?» Ответы распределились достаточно пропорционально. Половина опрошенных скачивает книги для досугового чтения, четверть – для учёбы и столько же – «и для того, и для другого» (см. рис. 10).

При этом на вопрос о том, как скачивают читатели электронных книг сетевую литературу, ответы были получены достаточно красноречивые (см. рис. 11). Почти 80% читателей электронных книг признались, что они загружают книги только бесплатно. 18% читателей отметили, что обращаются к платной версии книг только при отсутствии бесплатной, а как правило честно платят за скачиваемые произведения менее 0,5% читателей. Комментарии излишни.

Исследование содержательных аспектов электронного чтения не могло не включить в себя изучение жанровых предпочтений читателей электронных книг. Мы проанализировали читательские предпочтения как в области художественной, так и в области нехудожественной литературы.

Среди наиболее «читаемых» жанров художественной литературы в электронном виде на первом месте пользователи выделили фэнтези, далее следовали современная зарубежная проза, зарубежные детективы и научная фантастика (см. рис. 12).

Глядя на эту картину, можно сделать вывод, что наиболее «читаемые» жанры художественной литературы зависят, скорее, не от носителя этих текстов (бумажного или электронного), а от возраста читателя, поскольку обозначенные жанры в большей степени отражают круг чтения молодого читателя. Об этом же говорит и круг самых «нечитаемых» в электронном виде жанров – современная отечественная и переводная поэзия, проза советских лет, русская дореволюционная классика, исторические романы и книги о Великой Отечественной войне (см. рис. 13). Такие книги молодёжь редко читает и на бумаге.

Приступая к исследованию читательских предпочтений в области электронной нехудожественной литературы и представляя перед собой молодого, современного, активного человека, в числе первых ответов мы ожидали услышать вариант «бизнес-литература». Однако в реальности картина оказалась иной. Только 13% респондентов отметили, что они читают с электронных носителей книги бизнес-тематики. Самыми читаемыми в электронной форме оказались книги по специальности (29%), учебная литература (24%) и энциклопедии (23%) (см. рис. 14).

Среди самых «нечитаемых» видов нехудожественной литературы оказались сонники, книги по магии и гаданию, религии и обычаям, а также книги о природе и животных, мемуары и биографии (см. рис. 15). Очевидно, читатели подобной литературы ещё не освоили электронные носители, а издатели предпочитают продавать её в бумажном виде.

Достаточно интересным в ходе исследования было проанализировать модели читательского и покупательского поведения потребителей бумажных и электронных книг. Поскольку как мы видели выше, большинство читателей электронных книг пока не отказывается от чтения бумажных, представлялось интересным сравнить мотивы покупки книг «чистыми бумажниками» и читателями, совмещающими чтение бумажных и электронных книг.

На вопрос «Для чего Вы чаще всего покупаете книги?» читатели бумажных книг чаще дают «традиционные» ответы, соответствующие моделям книгопотребления, характерным для конца 1970-х – начала 1980-х гг.: «для домашней библиотеки» (около 50%), «прочитать и отдать» (45%). В то же время читатели, совмещающие электронное и бумажное чтение, более практичны в выборе книг и чаще, чем «бумажники», покупают их «для учёбы» (около 30%), «для работы» (22%), т.е. в познавательных и деловых целях (см. рис. 16).

Похожие результаты дали ответы и на другой вопрос – «Для чего Вы, прежде всего, читаете книги?». Мотивация «бумажных» читателей была вполне традиционна: их ответы чаще встречаются в группах «развеяться, развлечься», «отвлечься от повседневных забот», «скоротать время, развеять скуку», «получить эмоции, переживания» (см. рис. 17). Напротив, практический подход к чтению превалирует у читателей, совмещающих «бумажное» и «электронное» чтение: «узнать что-то интересное, расширить кругозор», «получить новый опыт», «для работы», «для учёбы». Иными словами, «бумажное» чтение сегодня в большей степени является рекреационным, а электронное – познавательным и деловым.

Продолжая тему покупательского поведения, мы поинтересовались у читателей бумажных книг и читателей, совмещающих «бумажное» и «электронное» чтение, где они обычно покупают книги.

Результаты оказались достаточно интересными. Оказалось, что читатели, совмещающие «бумажное» и «электронное» чтение, чаще бывают в «классических» книжных магазинах по сравнению с теми, кто читает только бумажные книги (80% против 71%), и чаще делают покупки в Интернете (15% против 4%) (см. рис. 18). Читатели же только бумажных книг чаще, чем читатели бумажных и электронных, покупают книги в супермаркетах, на развалах, в киосках, на лотках, т.е. в точках нестационарной и неспециализированной розницы.

Ответы на вопрос «Сколько примерно книг Вы купили за последние 6 месяцев?» были ещё более интересными. Если в группах «Ни одной», «1-2 книги» и «3–5 книг», лидируют «бумажные» читатели, то в группах «6–10 книг», «11–15 книг» большинство составляют читатели, совмещающие «бумажное» и «электронное» чтение (см. рис. 19). То есть читатели электронных книг не только чаще бывают в книжных магазинах, но и чаще покупают традиционные книги.

Но мало того, что они являются более активными покупателями, они являются также и более активными читателями. Когда мы спросили «Сколько примерно книг Вы прочитываете в месяц?» (не разделяя на художественную и нехудожественную литературу), читатели бумажных книг чаще отвечали, что только одну книгу или затруднялись с ответом, а читатели бумажных и электронных чаще говорили «2-3 книги», «4-5 книг» и даже «более 5 книг» (см. рис. 20).

Если ответы на вопросы о покупке и чтении книг «бумажными» и «электронными» читателями ещё как-то объяснимы, то ответы на вопрос «Записаны ли Вы в какую-либо библиотеку?» оказались для нас вовсе неожиданными. Оказалось, что среди читателей, совмещающих «бумажное» и «электронное» чтение, больше тех, кто записан в библиотеку (причём как в одну, так и в несколько), а среди читающих только бумажные книги чаще встречаются те, кто вовсе никогда не был записан в библиотеку, и те, кто раньше был записан, но больше ею не пользуется (см. рис. 21). То есть, читатели бумажных и электронных книг оказались ещё и более активными, нежели читатели только бумажных книг, посетителями традиционных библиотек.

Таким образом, проведённое исследование, по сути, разрушает до сих пор бытовавшее мнение о читателях электронных книг как о «неполноценных» читателях. В самом деле, читатели электронных книг по сравнению с теми, кто читает только в печатном виде, оказались и более активными читателями, и более активными покупателями, и более активными посетителями библиотек.

По-видимому, это связано прежде всего с активной фазой «внесемейной социализации» – учёбой, началом работы, обретением профессиональной квалификации. Кроме того, именно молодой возраст традиционно является фазой наиболее интенсивного «начитывания» литературы. Кроме того, мы решили сравнить, сколько книг было в семьях (в доме), где выросли сегодняшние читатели печатных и электронных книг. Оказалось, что у нынешних читателей электронных книг в семье было больше книг, чем у сегодняшних читателей бумажных – первые говорят об имевшихся у них более полных домашних библиотеках, чем у последних (см. рис. 22). Вероятно, с детства окружённые книгами, они унаследовали привычку к чтению у своих родителей, а появившиеся в последние годы электронные гаджеты просто дали им возможность читать («проглатывать») книг больше, получать (скачивать) их быстрее, а своими библиотеками управлять эффективнее.

Завершая исследование об «электронном» чтении в России, мы попытались составить портрет современного читателя электронных книг. Очевидно, такие данные будут небезынтересны издателям и распространителям электронных книг, а также производителям устройств для их чтения. Выяснилось, что читатели, совмещающие обычное и электронное чтение, моложе тех, кто читает только «с листа»: средний возраст первых – около 30 лет, в то время как предпочитающих обычные книги – 44 года; они более образованны: более половины (53%) уже получили или получают высшее образование (среди сторонников бумажной книги доля высокообразованных составляет 42%). Читатель электронных книг, как правило, отличается повышенным уровнем потребительских воз- можностей: 49% могут без труда приобретать товары длительного пользования, у 60% в семье есть автомобиль, у 70% – настольный компьютер, у 60% – ноутбук.

Мы представили результаты фактически первого масштабного исследования, характеризующего электронное чтение в России. Как любое начинание, оно, видимо, не лишено каких-то недостатков, а какие-то вопросы требуют уточнения, конкретизации. Очевидно, что проведённое исследование фиксирует состояние дел на какой-то определённый момент времени, поэтому, конечно же, выявленные тенденции мы предполагаем отслеживать в динамике. И безусловно, за этой динамикой должны следить те, кто непосредственно занимается разработкой стратегий продвижения чтения в сегодняшнее непростое для издательской индустрии время.

А. Воропаев, Начальник Отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, кандидат филологических наук

Несколько лет назад мне попалась одна статья, автор которой считал, что упомянуть в кругу друзей о том, что вчера читал электронную книгу — это повод для гордости. Теперь же этим никого не удивишь. Но, несмотря на это, осталась небольшая проблема. Проблема выбора программы для чтения. Я не собираюсь говорить о продуктах Adobe для чтения специальных электронных книг. С ними и так всё понятно. А вот с чтением обычных (.txt .doc и так далее) файлов всё не так просто. Можно, конечно, читать их в том же MS Word или даже в Notepad’е. Но те, кто читал их там, скоро осознают, что для чтения можно найти и что-нибудь поудобнее. Я не исключение. Ну неудобно мне читать электронный текст в Блокноте или MS Word. Поняв, что мне нужно, я отправился на поиски.

А расскажу я сегодня о нескольких удобных программах для чтения, которые, как мне кажется, заслуживают определённой доли вашего, уважаемые читатели, внимания.

Программы для чтения электронных текстов (не книг специального формата, а обычных.txt) бывают двух основных типов.

Первый тип построен по принципу прокручивания текста наподобие Блокнота.

Второй тип использует принцип классической бумажной книги.

Лично мне больше нравится второй тип. Но, как говориться, на вкус и на цвет товарища нет, поэтому читайте описание и выбирайте.

Читалка, которая использует в своей работе принцип скроллинга текста, носит гордое название ICE Book Reader Professional . Недавно вышла новая, пятая версия.

Сама по себе программа достаточно удобна. Она поддерживает несколько режимов скроллинга текста, множество форматов файлов, позволяет настраивать размер букв, уровень сглаживания и ещё очень много разных полезных функций. На сайте фирмы-разработчика утверждают, что одной из целей создания программы является снижение утомления глаз при чтении электронных книг и даётся довольно интересное обоснование полезности программы. Там же есть ещё очень много информации о программе. В общем, вещь, безусловно, стоящая. Для её нормальной работы нужен довольно мощный компьютер — процессор 1 Ггц, приличная видеокарта. Разработчики заявляют, что она может без проблем работать с огромными файлами. Если интересно, заходите на их сайт и читайте подробное описание программы.

Fb2 формат создавался как универсальный способ хранения книг. У него есть множество полезных свойств, и одно из них - простота конвертирования в ряд других форматов. Однако не у каждого пользователя есть программа для чтения fb2 на компьютере. Именно это затормозило развитие формата. Но если иметь специальную утилиту, то можно наслаждаться удобным чтением книг.

Бесплатные программы для чтения FB2

Универсальная «читалка». Она поддерживает большинство форматов для хранения книг, работает с любыми объёмами информации и количеством листов. Чтобы воспользоваться ей, не нужно что-то устанавливать, достаточно просто запустить исполняемый файл. Это по-настоящему удобно и быстро.

Казалось бы, что такая простейшая программа должна иметь малый функционал, но это не соответствует истине. На самом деле Cool Reader отвечает всем современным требованиям. Помимо чтения формата fb2,эта программа обеспечит работу с любыми документами, в том числе и с находящимися в сети! Для этого есть удобный доступ в online-библиотеки.

Интерфейс утилиты очень удобен и прост. Он разделён на несколько частей, одна из которых показывает недавние файлы, вторая - каталог документов, а третья - настройки. Такой подход позволяет пользоваться ей вне зависимости от языка локализации. По мнению многих пользователей, это - лучшая программа.

Немного старомодная, но очень функциональная программа для Windows. Она позволяет работать с совершенно любыми текстовыми форматами, а также может подключаться к архивам! Теперь не нужно извлекать книги из RAR, ZIP или других пакетов, достаточно просто указать путь к ним.

Помимо этого следует отметить огромное разнообразие настроек. В программе можно подстроить под себя практически всё - от каталога до шрифта. Нельзя не отметить и то, что система каталогизации невероятно обширна и удобна. В ней можно разделять книги по категориям, жанрам, собственным пожеланиям, количеству закладок и даже исправлений. Они, кстати, позволяют убирать из текста опечатки.

ICE Book Reader Professional поможет вам сохранить зрение. Для этого есть целый ряд различных режимов просмотра, которые подойдут для разных условий.

Не зря так называется. Эта программа работает со всеми форматами, которые только может найти в интернете пользователь. Docx, abw и даже chm-книги можно читать в Alreader. Это основное преимущество утилиты. Она не отличается каким-то выдающимся дизайном интерфейса, однако он не раздражает глаз, даже после очень долгого чтения.

Alreader поможет вам настроиться, сфокусироваться на процессе. Для этого можно выбрать наиболее удобный шрифт, цвет и освещённость фона, и даже режим сглаживания. Подобный подход к кастомизации позволяет пользователю получать настоящее удовольствие от чтения. В программе есть привычные режимы «день» и «ночь», а также масса уникальных настроек.
Важно отметить, что фон для чтения может быть максимально аутентичным - в виде бумаги разной степени сохранности. Выполнены фоновые изображения очень качественно, что поможет получить эстетическое удовольствие.

На данном этапе программу всё ещё дорабатывают, поэтому у неё есть несколько недостатков. Например, форматы таблиц и CSS стилей поддерживаются не полностью. Однако это практически не ограничивает читателя. Проблемы будут встречаться крайне редко, на единичных экземплярах.

В FB2 Reader вы сможете создать целую библиотеку, каталогизирую информацию по одному из десятка различных параметров. Эту программу можно скачать бесплатно, и пользоваться без каких-то ограничений.

STDU Viewer - вряд ли можно назвать классической читалкой. Она предназначена для работы с любыми документами, среди которых и электронные книги. Многие бесплатные программы специализируются на удобстве чтения. Это очень важно, однако не во всех случаях. Эта же программа больше нацелена на максимальный функционал. В ней можно смотреть любой формат документов. Сложно даже придумать книгу, которую не сможет открыть STDU Viewer.

Интерфейс программы лаконичен, однако очень удобен. Небольшие символьные иконки можно понять интуитивно, тем более всё переведено на русский язык. Несмотря на огромное количество различных возможностей, они аккуратно разместились в нескольких панельках, позволив пользователю концентрироваться на тексте.

Из уникальных особенностей стоит отметить конвертер форматов, возможность работы с изображениями. Также, STDU Viewer позволяет печатать документы.

Как носитель информации влияет на усвояемость материала?

Для родителей и для учителей вопрос о том, улучшают ли компьютерные материалы образование или ухудшают, имеет принципиальную важность. С ростом популярности электронных книг, онлайн обучения и открытых образовательных ресурсов исследователи пытаются определить, насколько тот или иной носитель влияет на усвоение информации студентами.

Однако ответ на этот вопрос неоднозначен.

Электронное и традиционное чтение

В своем исследовании я сравнила чтение с электронных и бумажных носителей. С 2013 по 2015 года я собирала данные 429 студентов из университетов пяти стран: США, Японии, Германии, Словении и Индии.

Студенты, участвовавшие в исследовании, сообщили, что чтение с бумажных носителей эстетически более приятное, причем они называют такие причины, как «мне нравится запах бумаги» или что чтение с бумажных носителей - это «настоящее чтение». Более того, чтение печатного текста позволяет им чувствовать, в какой они части книги - они могут «видеть» и «чувствовать», где в тексте они находятся.

Печатный текст также дает меньшую нагрузку на глаза и меньше располагает к многозадачности. Почти половина респондентов жаловались на визуальное напряжение при чтении с цифровых носителей («глаза горят»), а 67% заявили, что чаще делают много дел сразу, когда читают с экрана (по сравнению с 41% читающих с бумажных носителей).

В то же время участники исследования хвалили цифровое чтение за ряд преимуществ, включающих возможность читать в темноте, легкость в нахождении информации («множество быстро доступной информации»), экономию бумаги и даже за многозадачность при чтении.

Измерение уровня усвояемости материала

Однако более важным вопросом было то, усваивается ли при чтении с экрана аналогичное количество информации.

Чтобы измерить уровень усваиваемой информации, некоторые ученые просили учащихся прочесть отрывок текста с бумажного или цифрового носителя, а затем проверяли их на уровень понимания прочитанного.

Большинство исследований показало, что участники получают примерно одинаковое количество баллов при чтении с любого носителя, хотя некоторые указывали на то, что студенты лучше справлялись с тестами после чтения печатного текста.

И все же проблема этих исследований состоит в том, что их понимание «усвоения материала» довольно упрощенное. Чтение отрывков и ответ на вопросы может быть и является стандартным инструментом проверки, однако он мало что говорит нам о глубинных уровнях понимания материала.

Некоторые исследователи начинают ставить более узкие вопросы: к примеру, один ученый рассмотрел, что происходит, когда студенты читают историю на бумаге или на экране, а затем пытаются воссоздать последовательность сюжета. Ответ: при чтении с бумажных носителей результаты лучше.

Другой аспект исследования усвоения материала состоит в том, чтобы увидеть, как отличаются результаты, когда студенты читают в менее структурированных экспериментальных условиях. Однако ученые позволяли студентам выбирать, сколько времени проводить за чтением с того или иного носителя. Они увидели, что участники, посвещавшие меньше времени чтению текстов на экране, хуже справлялись с последующим тестом на понимание материала.

Это неудивительно, учитывая тенденцию многих из нас к беглому пролистыванию текста и поиску онлайн вместо медленного и внимательного чтения. В моем исследовании один студент отметил: «Нужно больше времени, чтобы прочитать то же количество страниц напечатанного текста по сравнению с электронным». Другой жаловался, что у него на это уходит больше времени, потому что он «читает внимательнее».

Чтение и критическое мышление

Как вопрос касательно обучения связан с образовательными целями? Сейчас много шума вокруг того, чтобы научить студентов критическому мышлению. Определения этой цели довольно расплывчаты, однако вполне очевидно, что они включают в себя способность понимать сложные идеи, оценивать доказательства, взвешивать альтернативные перспективы и приводить оправданные аргументы.

Чтобы стать мастером критического мышления - по крайней мере в литературном обществе - студентам нужно уметь управляться с текстами. Тексты могут быть длинными, сложными или же сочетать оба эти качества. Чтобы было понятно, студенты не могут бегло пролистывать текст, забегать вперед или постоянно отвлекаться.

Насколько чтение бумажных текстов, в отличие от электронных, помогает научиться критическому мышлению?

Исследования на понимание материала, приведенные выше, мало что говорят о том виде чтения, который считается необходимым для серьезного размышления или анализа. Альтернативный подход, по крайней мере, для новичков, состоит в том, чтобы спрашивать студентов о том, как они читают тексты с цифровых или бумажных носителей. Это похоже на то, как врачи исследуют историю болезней (помимо медосмотров и лабораторных анализов), чтобы понять, что помогает пациентам.

Хотя в своем исследовании я не измеряла усвояемость теста напрямую, я спрашивала студентов о том, как они читают и что они предпочитают в этом отношении. Ответы на некоторые из моих вопросов показали много нового.

На вопрос, какой носитель помогает им лучше сосредоточиться, 92% ответили «бумажный». Для длинных учебных чтений 86% предпочитают печатный текст. Участники также ответили, что чаще перечитывают учебный материал, если он напечатан на бумаге.

Более того, некоторые студенты ответили, что считают бумажные носители лучше для обучения. Один из них сказал: «Он легче для сосредоточения». Другие заявили: «Мне кажется, что так содержание легче усваивается в голове», и «Я чувствую, что я больше понимаю текст».

Для сравнения, в отношении цифровых экранов студенты отмечали «опасность отвлечения» и «отсутствие сосредоточения».

Очевидно, восприятие учащихся отличается от измеримых результатов усвояемости материала. А мое исследование не проверяло связь между носителями для чтения и критическим мышлением. Однако я заметила определенную закономерность: печатный текст более предпочтителен для выполнения серьезных задач.

Цифровые носители более удобные и дешевые

В то же время, мы не можем игнорировать другие факторы, которые влияют на решение студентов о том, на каком носителе им читать учебные материалы.

Удобство - достаточно важный фактор: более 40% респондентов в моем исследовании упоминали удобство (включая легкий доступ к материалам) как критерий, который они наиболее ценят в чтении с экрана.

Деньги - еще одна переменная. Студенты много думают о различных ценах на печатные и цифровые версии материалов для чтения, при этом цена чаще всего является определяющим фактором для выбора. Как сказал один студент, «стоимость для меня решает все».

Многие учащиеся отмечали несоответствие имеющихся финансов и стоимости обучения. На вопрос о том, какой носитель они бы выбрали для обучения, если бы стоимость была одинаковой, 87% заявили «печатный».

Адаптация к обучению с цифровых носителей

Так же необходимо помнить о растущей тенденции университетов адаптировать свою программу под то, чтобы она подходила к легендарному «прокрустову» ложу цифрового мира - мира, подготовленного для пролистывания, сканирования и использования «поисковой» функции вместо того, чтобы медленно и вдумчиво вчитываться в текст.

Теперь профессора пытаются избегать длинных и сложных заданий на чтение и давать короткие (или более прямые) тексты, приближаясь к правилам цифрового чтения в неакадемическом мире. Этот мир рекламирует сокращенные версии текстов и более короткие материалы для чтения, которые легче «проглатывать».

Так что вопрос в том, как именно университеты могут помочь студентам вдумчиво читать тексты, размышлять над ними и не отвлекаться на цифровых носителях?

Одним из ключей может быть адаптация. Исследования предполагают, что студенты могут быть слишком самоуверены в том, что они понимают при чтении на цифровых устройствах. Если учить их обращать внимание на то, как они читают с экрана (например, выписывая ключевые слова из текста), это может помочь усвоению материала.

Другая форма адаптации применяется в мире цифровых устройств и программ. Современные экраны оказывают все меньше напряжения на глаза, а программы для аннотаций продолжают улучшаться. Некоторые устройства для цифрового чтения теперь выпускаются с имитацией перелистывания бумажных носителей и возможностью делать закладки на «страницах».

Однако хотя короткие и сокращенные тексты хорошо подходят для цифрового потребления, это не тот вид чтения, которые поощряет критическое мышление, считающееся признаком высшего образования.

Добрый день.

Кто только не предрекал конец книгам с началом развития компьютерных технологий. Однако, прогресс прогрессом, но книги как жили, так и живут (да и будут жить). Просто все несколько видоизменилось - на замену бумажным фолиантам пришли электронные.

И в этом, должен заметить, есть свои плюсы: на самом обычном компьютере или планшете (на Андроид) может поместиться не одна тысяча книг, каждую из которых можно открыть и начать читать за считанные секунды; нет необходимости держать большой шкаф в доме для их хранения - все помещается на диске ПК; в электронном видео удобно делать закладки и напоминания и т. д.

Лучшие программы для чтения электронных книг (*.fb2, *.txt, *.doc, *.pdf, *.djvu и другие)

Для Windows

Несколько полезных и удобных «читалок», которые помогут погрузиться в процесс поглощения очередной книги сидя за компьютером.

Cool Reader

Одна из самых распространенных программ, как для Windows, так и для Андроид (хотя на мой взгляд, для последнего, есть программы и более удобные, но о них ниже).

Из главных особенностей:

  • поддерживает форматы: FB2, TXT, RTF, DOC, TCR, HTML, EPUB, CHM, PDB, MOBI (т.е. все самое распространенное и востребованное);
  • регулировка яркости фона и шрифтов (мега удобная вещь, можно сделать чтение удобным для любого экрана и человека!);
  • авто-перелистывание (удобно, но не всегда: порой одну страницу читаешь 30 сек., другую - минуту);
  • удобные закладки (это очень удобно);
  • возможность читать книги из архивов (это так же очень удобно, ибо многие распространяются в сети в архивах);

AL Reader

Еще одна очень интересная «читалка». Из главных ее преимуществ: это возможность выбора кодировок (а значит, при открытии книги практически исключены «крякозабры» и не читаемые символы); поддержка, как популярных, так и редких форматов: fb2, fb2.zip, fbz, txt, txt.zip, частичная поддержка epub (без DRM), html, docx, odt, rtf, mobi, prc (PalmDoc), tcr.

Кроме этого, нельзя не отметить, что эту программу можно использовать и при работе с Windows, и на Андроиде. Еще так же хочу отметить, что в этой программе достаточно тонкая настройка яркости, шрифтов, отступов и пр. «штучек», которые помогут настроить отображение до идеального состоянии, в не зависимости от используемого оборудования. Рекомендую к однозначному ознакомлению!


FBReader

Еще одна известная и популярная «читалка», ее я не мог обойти стороной в рамках этой статьи. Пожалуй, из самых главных ее достоинств, это: бесплатность, поддержка всех популярных и не очень форматов (ePub, fb2, mobi, html и др.), гибкая возможность настройки отображения книг (шрифты, яркость, отступы), большая сетевая библиотека (сможете всегда что-нибудь подобрать себе для вечернего чтения).

Кстати, нельзя так же не сказать, приложение работает на всех самых популярных платформах: Windows, Android, Linux, Mac OS X, Blackberry и др.


Adobe Reader

Эту программу, наверное, знают почти все пользователи, кто когда-нибудь работал с форматом PDF. А в этом мега-популярном формате распространяются многие журналы, книги, тексты, картинки и т.д.

Формат PDF специфичен, иногда его невозможно открыть на других читалках, кроме как в Adobe Reader. Поэтому рекомендую иметь подобную программу у себя на ПК. Она уже стала базовой программой для многих пользователей и ее установка, даже, не вызывает вопросов…

DjVuViwer

Формат DJVU стал очень популярен в последнее время, частично вытесняет формат PDF. Происходит это благодаря тому, что DJVU сильнее сжимает файл, при таком же качестве. В формате DJVU так же распространяются книги, журналы и пр.

Читалок этого формата достаточно много, но есть среди них одна маленькая и простая утилита - DjVuViwer.

Чем она лучше других:

  • легкая и быстрая;
  • позволяет прокручивать сразу все страницы (т.е. их ненужно перелистывать, как в других программах подобного рода);
  • есть удобная опция создания закладок (именно удобная, а не просто ее наличие…);
  • открытие всех DJVU файлов без исключения (т.е. нет такого, что утилита открыла один файл, а второй не смогла… А такое, кстати, с некоторыми программами случается (вроде универсальных программ, представленных выше)).

Для Андроид

eReader Prestigio

На мой скромный взгляд - это одна из лучших программ для чтения электронных книг на Андроиде. Постоянно пользуюсь ей на планшета.

Посудите сами:

  • поддерживается огромное число форматов: FB2, ePub, PDF, DJVU, MOBI, PDF, HTML, DOC, RTF, TXT (в том числе и аудио форматы: MP3, AAC, M4B и Чтение Книг Вслух (TTS));
  • полностью на русском языке;
  • удобный поиск, закладки, настройка яркости и пр.

Т.е. программа из разряда - установил 1 раз и забыл о ней, просто пользуешься не задумываясь! Рекомендую попробовать, скриншот из нее ниже.


FullReader+

Еще одно удобное приложение для Андроида. Так же частенько использую ее, открывая одну книгу в первой читалке (см. выше), а вторую в этой:).

Основные преимущества:

  • поддержка кучи форматов: fb2, epub, doc, rtf, txt, html, mobi, pdf, djvu, xps, cbz, docx и др.;
  • возможность чтения вслух;
  • удобная настройка фонового цвета (например, можно сделать фон как у настоящей старой книги, некоторым это нравиться);
  • встроенный файловый менеджер (удобно сразу искать нужное);
  • удобный «запоминатель» недавно открытых книг (и чтение текущей).