Техническое обслуживание бульдозера дз 42 г. Кабина машиниста и навесное рабочее оборудование


ВВЕДЕНИЕ

В строительстве, гидромелиорации, на открытых горных разработках массовые земляные работы занимают одно из ведущих мест. По мере возрастания сложности сооружений, масштабов промышленного, гражданского, транспортного строительства, развития добывающей промышленности объемы таких работ непрерывно увеличиваются. Быстрыми темпами совершенствуются техника и технология производства земляных работ. Перед конструкторами землеройных и землеройно-транспортных машин возникают новые, все более сложные задачи по осуществлению технического прогресса в данной отрасли машиностроения.

Совершенствование и ускорение строительного производства, подъем его на качественно новый уровень возможны исключительно за счет индустриализации и комплексной механизации основных трудоемких работ с конечной целью полного исключения ручного труда.

Широкое внедрение комплексной механизации способствует сокращению сроков строительства и его себестоимости, повышению производительности труда. В свою очередь комплексная механизация невозможна без насыщения строительства необходимым количеством высокопроизводительных машин и оборудования.

Любой строительный процесс начинается с производства земляных работ, т.е. разработки грунта, перемещению его или погрузки на транспортные средства. Так, для устройства оснований или фундаментов любого здания или сооружения отрывают котлованы необходимых размеров и глубины, а для прокладки наружных сетей трубопроводов - траншеи.

Земляные работы по своему удельному весу в общих объемах строительных работ являются наиболее массовыми и трудоемкими, и поэтому с ними справиться ручными способами не представляется возможным. При их выполнении крайне необходимы механизированные способы работ с применением специальных землеройных и землеройно-транспортных машин. Эти машины в основном воздействуют на грунт, т.е. разрабатывают его резанием, - это экскаваторы различного вида; или резанием и перемещением - бульдозеры, скреперы, грейдеры, а также путем рыхлением грунта - рыхлители, уплотнения, т.е. укатки, - катки и т.п. Некоторые машины, например, воздействуют на грунт при его разработке струей воды под давлением (средства гидромеханизации) - гидромониторы, землесосные снаряды, либо воздействуют сколом (при разработке скальных и мерзлых грунтов), используют также энергию взрыва.

Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители служат для механизации земляных работ при послойном копании, перемещении (на расстояние 60-180 м), укладке и планировке грунтов. Преимущественное распространение получили гусеничные бульдозеры, обладающие высокими тяговыми усилиями и проходимостью.

В данной контрольной работе рассмотрим одну из машин данного класса, а именно бульдозер марки ДЗ-42Г. Область применения их довольно широка, что обуславливается исключительной надежностью и качеством, отменной производительностью, отличными технико-эксплуатационными характеристиками. Все вышеперечисленное делает бульдозер одной из распространённых и востребованных машин.

1. КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РАБОТА БУЛЬДОЗЕРА ДЗ-42Г

1.1 Назначение бульдозера ДЗ-42Г

Бульдозер ДЗ-42.Г предназначен для выполнения землеройно-планировочных работ в строительстве, в сельском хозяйстве и других сферах деятельности. С помощью бульдозеров возводят насыпи высотой до 2 м, разрабатывают грунт (I - II категории) в выемках с перемещением его на расстояние 50...150 м; разрабатывают грунт котлованов под фундаменты и траншеи; срезают грунт на косогорах; нарезают кюветы и неглубокие водоотводные канавы; засыпают пазухи, котлованы, траншеи, резервы, ямы и овраги; планируют площадки и т. д.

1.2 Состав бульдозера ДЗ-42Г

Бульдозер ДЗ-42Г представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину на гусеничном ходу с неповоротным отвальным рабочим органом.

Рисунок 1.1 - Бульдозер ДЗ-42Г вид сбоку

Бульдозер ДЗ-42Г состоит из следующих основных частей:

Базовый трактор 6 оснащен неповоротным отвалом 2, который снабжен ножом 1 и козырьком 3. Отвал через толкающий брус 9 крепится к поперечной балке трактора цапфами 8. В движение отвал приводят гидроцилиндры 5, закрепленные на кронштейне 4.

Поперечная балка жестко крепится к кронштейнам лонжеронов трактора между опорными катками. Управление гидроцилиндрами отвала осуществляется от гидросистемы базового трактора оборудованной гидронасосом НШ-46У-Д и трехсекционным распределителем.

При такой компоновке из кабины машиниста открывается достаточно хороший обзор по ходу машины и на всю зону расположения отвала, что позволяет машинисту бульдозера непосредственно наблюдать за самим процессом обработки грунта.

Таблица 1.1 - Техническая характеристика бульдозера ДЗ-42Г

Тяговый класс

Базовый трактор

Тип двигателя

Мощность двигателя, кВт (л.с.)

Максимальная скорость, км/ч

Масса, кг

Изготовитель

«Брянский завод дорожных машин»

Неповоротный

Высота подъема, мм

Угол резания, град

Наибольшее заглубление, мм

Скорость подъема, м/сек

1.3 Установка силовая

В качестве силовой установки бульдозера ДЗ-42 установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель А-41. Конструкция двигателя рассчитана на длительную работу без капитального ремонта при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения и своевременного технического обслуживания.

Таблица 1.2 - Основные параметры и характеристики двигателя А-41

бульдозер двигатель гидравлический система

1.4 Кинематическая схема бульдозера ДЗ-42Г

Рисунок 1.2 - Кинематическая схема бульдозера ДЗ-42Г: 1 - двигатель; 2 - фрикционная муфта; 3 - карданный вал; 4 - редуктор; 5 - блокировка механизма поворота; 6 - венечные шестерни; 7 - блокировка остановки; 8 - солнечная шестерня; 9 - водило; 10 - ведущие колеса; 11 - бортовой редуктор; 12 - масляный насос трансмиссии; 13 - вал отбора мощности; 14 - раздаточный редуктор; 15 - гидронасос; 16 - планетарный механизм поворота; 17 - тяговый электродвигатель; 18 - силовой генератор

1.5 Гидравлическая система бульдозера ДЗ-42Г

Рисунок 1.3 - Гидравлическая система бульдозера ДЗ-42Г: 1 - масляный фильтр; 2 - силовой гидроцилиндр; 3 - гидроклапан предохранительный; 4 - гидрозамок; 5 - гидрораспределитель; 6 - гидронасос; 7 - масляный бак

1.6 Рабочий цикл бульдозера ДЗ-42Г

При движении машины вперед отвал с помощью системы управления заглубляется в грунт, срезает ножами слой грунта и перемещает впереди себя образовавшуюся грунтовую призму волоком по поверхности земли к месту разгрузки; после отсыпки грунта отвал поднимается в транспортное положение, машина возвращается к месту набора грунта, после чего цикл повторяется.

При разработке грунта отвал устанавливается режущей кромкой под углом 55o с заглублением отвала 410 мм.

Максимально возможный объем призмы волочения бульдозер набирает на участке длиной 6...8 м. Экономически целесообразная дальность перемещения грунта не превышает 60 м.

Рисунок 1.4 - Рабочий цикл бульдозера: а) транспортное положение; б) заглубление в грунт; в) перемещение грунта. 1 - бульдозер; 2 - отвал; 3 - толкающий брус; 4 - грунтовая призма

2. ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БУЛЬДОЗЕРА ДЗ-42Г

2.1 Условия расчета

Основными технико-эксплуатационными показателями бульдозера являются часовая производительность машины и тяговые расчеты которые мы и произведем в рамках данного курсового проекта.

Для разработки несвязной горной породы типа легкого суглинка, перемещения ее на расстояние l2=60 м и послойной укладки на участке l3=10 м применили бульдозер ДЗ-42, если набор горной породы происходит на длине пути резания l1=8 м, когда пути резания, перемещения и укладки горной породы лежат на одной прямой, а условия работы позволяют применить скорости трактора, соответствующие I передаче при резании, II - при транспортировании и укладке, и наибольшую скорость при возвращении бульдозера в забой.

Рисунок 2.1 - Расчетная схема

2.2 Расчет производительности бульдозера

Производительность является важнейшей выходной характеристикой машины. Ее определяют количеством продукции, произведенной машиной в единицу времени. Различают расчетную (теоретическая или конструктивная), техническую и эксплуатационную производительность. Под расчетной (теоретической, конструктивной) производительностью понимают производительность за 1 ч непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений, расчетных нагрузках на рабочем органе и расчетных условиях работы. Теоретическую производительность рассчитывают на стадии разработки конструкторской документации на машину, используя для этого нормативные значения расчетных параметров и расчетных условий. Под технической производительностью понимают максимально возможную в данных производственных условиях производительность при непрерывной работе машины. Под эксплуатационной производительностью понимают фактическую производительность машины в данных производственных условиях с учетом ее простоев и неполного использования ее технологических возможностей.

Таблица 2.1 - Средние значения коэффициента разрыхления kp

Таблица 2.2 - Коэффициент призмы kпр

Производительность определяем по формуле (м3/ч):

П = 3600Vпp ky kи /(tцkp),

где Vпp - объем грунта в разрыхленном состоянии (объем призмы волочения), находящийся перед отвалом в конце транспортирования, м3;

tц - продолжительность цикла, с;

ky - коэффициент уклона (kу=1, так как участок горизонтальный);

kи - коэффициент использования бульдозера во времени (kи =0,85);

kp - коэффициент разрыхления грунта, т.е. отношение объема разрыхленного грунта к объему грунта такой же массы в естественно плотном состоянии (kp =1,2 табл. 2.1).

Объем призмы волочения (м3):

V"пр = Bp/(2kпр),

где В и Н - ширина и высота отвала, м;

kпр - коэффициент призмы, установленный экспериментально и зависящий от свойств грунта и соотношения размеров отвала (табл.2.2).

Продолжительность цикла (с):

tц = l1/1 + l2/2 + l3/3 + l4/4 + nпtп + nоtо + nповtпов,

где l1, l2, l3, l4 - длины пути резания, перемещения, укладки грунта и обратного хода бульдозера, м.;

1, 2, 3, 4 - скорости движения бульдозера на соответствующих участках пути, м/с;

tп - время на переключение передач (tп 2...3 с);

tо - время опускания и подъема отвала (tо 4...5 с);

tпов - время разворота бульдозера на 180° (tпов 10...15 с);

nп, nо, nпов - соответственно количество переключений передач, подъемов и опусканий отвала и разворотов бульдозера на 180°.

Для определения коэффициента призмы находим отношение Н/В = 0,88/2,56 = 0,34;

по таблице 2.2 kпр=1,2.

По таблице 2.1 среднее значение коэффициента разрыхления kр=1,17.

Продолжительность цикла (с):

По условию расчета l4=l1+l2+l3=8+60+10=78 м; nп=3; nо=5; nпов=2.

tп=2,5 с; tо=4 с; tпов=12,5 с.

1=1,51, 2=3=1,88, 4=мах=3,13 - скорости движения на соответствующих участках пути, м/с (табл. 2.3);

Определим производительность:

2.3 Тяговый расчет бульдозера

Талица 2.4 - Коэффициенты сопротивления передвижению f и коэффициенты сцепления ц

Таблица 2.5- значения коэффициентов k (при б = 45…60°) и kn

Движение машины возможно, если максимальное тяговое усилие Тmах (Н) будет не меньше суммарного сопротивления движению W(Н):

Усилие Тmах ограничено двумя факторами - мощностью привода ходового устройства и условиями сцепления движителя с опорным основанием, с которыми оно связано зависимостями:

Тmах(Рх) = 1000 Рх зх / v;

Тmах(ц) = G ц,

где Рх - суммарная мощность двигателей механизма передвижения (табл. 2.6) (Вт); зх - общий КПД механизма передвижения (табл. 2.3);

ц - коэффициент сцепления движителя с основанием (табл. 2.4).

v - скорость передвижения на 1 передаче (м/с).

Имея необходимые показатели рассчитываем усилие (Тmах(Рх)) мощности привода ходового устройства и усилие (Тmах(ц)) сцепления движителя с опорным основанием:

Тmах(ц) = G ц = 75200 0,65 = 48,8, кН

Сопротивление передвижению W (Н) складывается из сопротивлений на рабочем органе машины Wpo (Н), передвижению (перекатыванию) движителей Wпep (H) по горизонтальному пути, повороту машины Wnoв (H), движению на уклоне местности Wу (Н), инерции при разгоне и торможении Wи (H) и ветрового давления WB (H):

W = Wpo + Wпep + Wnoв ± Wу ± Wи + WB

Из этого набора сопротивлений удерживаются только те сопротивления, которые имеют место в конкретном транспортном режиме работы машины.

Сопротивление повороту гусеничных машин определяется затратами энергии на срезание и смятие грунта гусеницами и на преодоление сил трения гусениц о грунт. При движении по вязкому рыхлому грунту

Wnoв = (0,4... 0,7) Wпep

Сопротивление движению от уклона местности определяют по формуле:

Wу = ± тgsinб

где т - масса машины, кг;

g - ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2;

б - угол подъема пути машины, (+) на подъем, (-) под уклон.

Сопротивление сил инерции при разгоне и торможении:

Wи = ± m v / tр(т).

где v - скорость в конце разгона или начале торможения (м/с):

tр(т) - продолжительность разгона (торможения) (с).

Сопротивление ветрового давления:

где S - площадь, воспринимающая давление ветра (м2);

qB =125 - 500 - распределенная ветровая нагрузка на 1 м2 (Па).

Сопротивления Wnoв, Wу, WB и Wи в данном тяговом расчете не учитываются, так как по условию участок горизонтальный, бульдозер движется с равномерной скоростью, а разворот совершается после выполнения операций (резание, транспортировании, укладке), а сопротивление ветрового давления незначительно при данной скорости.

Сопротивление резанью:

где k - коэффициент сопротивления резанью (табл. 2.5);

В - ширина отвала (м);

h1 - глубина резания во время перемещения призмы грунта (м2).

где kn - коэффициент потерь грунта при перемещении (табл. 2.5)

По таблице 2.6 Vпр = 0,82 м3.

Вычислив необходимые величины находим сопротивление резанью;

Wр = 11000 2,56 0,02 = 563, Н

Сопротивление перекатыванию:

где f - коэффициент сопротивления передвижению движителей (табл. 2.4)

Wпep = 0,08 75200 = 6,02, кН

Подставив значения необходимых усилий находим сопротивление перемещению W (H);

W = Wp +Wпер = 563 + 6020 = 6,6, кН

Проверяем соответствие условию Тmах? W:

Тmах = 48,8 ? W = 6,6, кН

Условие соблюдено, тяговые характеристики бульдозера подходят для работы в заданных условиях. Неудовлетворение указанному выше условию по тяговому усилию Тmах(Рх) означает недостаток мощности для движения машины с заданной скоростью v.

3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БУЛЬДОЗЕРА

Работать на неисправном бульдозере запрещается. Перед выездом на работу машинист обязан осмотреть бульдозер и устранить все обнаруженные неисправности. При осмотре бульдозера двигатель должен быть заглушён.

К работе на бульдозере допускается машинист, имеющий соответствующее удостоверение.

Снятие или установку сменного дополнительного оборудования, а также другие тяжёлые работы должны выполнять двое рабочих.

Электроосвещение, установленное на бульдозере, должно обеспечивать хорошую видимость движения и каждого рабочего органа во время работы.

Запрещается:

оставлять без присмотра бульдозер при работающем двигателе;

регулировать, исправлять и смазывать бульдозер на ходу или при работающем двигателе;

находиться под поднятым отвалом бульдозера;

во время работы бульдозера удалять из-под ножа случайно попавшие предметы.

Техническое обслуживание и ремонт бульдозера следует проводить только после полной остановки двигателя.

Техническое обслуживание проводится по истечении установленного срока эксплуатации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном курсовом проекте рассмотрен бульдозер марки ДЗ-42Г, его конструктивные особенности, особенности работы, основные составные части конструкции. Так же представлены основные характеристики и общее устройство силовой установки, кинематическая схема машины, ее гидравлическая система, описание рабочего цикла бульдозера.

Произведены расчет наиболее важных технико-эксплуатационных показателей бульдозера, а именно мощность привода ходового устройства, равное 34768 кН, усилие сцепления двигателя с опорным основанием, равное 48,8 кН, так же произведен расчет производительности автогрейдера, равной 17,42 м3/ч, дающей представление о возможностях машины. Приведен перечень мероприятий по технике безопасности при эксплуатации бульдозера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Носенко А.С., Каргин Р.В. «Сервис транспортных и технологических машин» «Учебное пособие» - 2003 г., - 565 с.

2. Абрамов Н.Н. «Курсовое и дипломное проектирование по дорожно-строительным машинам», «Высшая школа» - 1972 г., - 119 с.

3. Алексеева Т.В., Артемьев К.А., Бромберт Л.А. «Дорожные машины. Часть I. Машины для земляных работ», «Машиностроение» - 1972 г., - 499 с.

4. Белецкий Б.Ф., Булгакова И.Г. «Строительные машины и оборудование», «Феникс» - 2005, - 606 с.

5. Ляшенко Ю.М. «Методические указания к курсовому проекту по дисциплине: Машины для земляных работ», ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) - ЮРГТУ, 2010. - 19 с.

6. Ляшенко Ю.М. «Методические указания к выполнению практических занятий и домашнего задания», ШИ (ф) ЮРГТУ (НПИ) - ЮРГТУ, 2010. - 72 с.

Подобные документы

    Назначение и описание конструкции бульдозера. Расчет тягового баланса, элементов металлоконструкции рабочего оборудования и объемного гидропривода рабочего оборудования бульдозера. Техника безопасности и охрана труда при производстве земляных работ.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2013

    Обзор и анализ существующих конструкций бульдозеров. Назначение, устройство и принцип действия бульдозера, производительность при разработке грунта. Организация и технология производства работ бульдозера-рыхлителя, его эксплуатация, обслуживание и ремонт.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Бульдозер как универсальная землеройно-транспортная машина, состоящая из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Общая характеристика бульдозера Т-130, знакомство с конструктивными особенностями.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2013

    Определение производительности бульдозера D7G "CAT" и скрепера. Выполнение их тягового расчета. Практическая оценка транспортной и эксплуатационной выработки рыхлителя. Проведение перерасчета показателей землеройной машины согласно формуле Зеленина.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Особенности капитального ремонта бульдозера. Восстановление деталей как один из основных источников повышения экономической эффективности авторемонтного производства. Условия работы отвала бульдозера в агрегате, технический процесс его восстановления.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2016

    Определение положения центра давления. Расчет тягового усилия. Определение производительности бульдозера. Основные направления развития и совершенствования бульдозеров. Расчет усилий на гидроцилиндрах, цепной передачи, фрезерного рабочего оборудования.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2016

    Общее устройство бульдозеров, их виды и назначение. Эксплуатация и техническое обслуживание основных систем и сборочных единиц бульдозера Т130. Процесс и расчёты по возведению земляного полотна. Ремонт рабочего оборудования бульдозера, вала (шестерни).

    дипломная работа , добавлен 13.09.2012

    Перечень работ, выполняемых при ремонте бульдозера. Описание конструкции машины. Определение длительности выполнения работ. Построение и определение временных параметров сетевого графика ремонта бульдозера. Анализ и оптимизация сетевого графика.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2014

    Оборудование бульдозерного типа. Назначение и рациональная область применения. Технологический процесс перестановки ножей отвала бульдозера ДЗ-110А. Расчёт пальца, соединяющего шток гидроцилиндра подъема отвала с шарниром рабочего органа бульдозера.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2014

    Общие сведения о бульдозерах: назначение, классификация и область применения. Устройство машины и ее рабочее оборудование. Техническая характеристика бульдозера ДЗ-110Б. Цель и методика патентного исследования, пути модернизации согласно его результатам.

Любое строительство начинается с земляных работ. Это разработка грунта, его перемещение или погрузка на самосвалы. Всегда при устройстве основания или фундамента здания роется котлован заданной площади и глубины, а чтобы проложить трубопровод, необходимы траншеи.
Удельный вес земельных работ в строительстве самый массовый и трудоемкий, в связи с чем ручные методы здесь неприменимы. Котлованы роются механизированным способом. При этом используются специализированные землеройные и землеройно-транспортные машины.
Для срезания и перемещения слоев грунта, а также его укладки и планировки используются бульдозеры, с помощью которых эти процессы механизируются. Наиболее распространены, имеющие высокие тяговые усилия и проходимость, гусеничные бульдозеры.

ДЗ-42 - бульдозер, использующийся при разработке грунтов первой и второй категорий. Может перемещать сыпучий материал и планировать территорию под строительство. Бульдозер снимает грунт пластами, при необходимости возводя насыпи. Разработчики заложили в устройство ДЗ-42 ряд уникальных характеристик, дающих этой тяжелой машине дополнительные возможности. Это не только рытье траншей и котлованов, но и перемещение различных сыпучих материалов, расчистка дорог от снега, использование при проведении работ в сельском и коммунальном хозяйствах.

История создания

Изобретение гусеничного хода является таким же великим и фундаментальным, как и изобретение колеса. Но если создатель колеса неизвестен, то гусеницы были изобретены русским крестьянином Федором Абрамовичем Блиновым, родившимся в 1827 г. в с. Никольское, относящемся к Вольскому уезду Саратовской губернии. Родители изобретателя были крепостными.

Высший Совет народного хозяйства Советского Союза в 1926 г. принимает постановление о строительстве тракторного завода в Сталинграде. Закладка Сталинградского, а впоследствии Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ) состоялась 12.07.1926 г., а уже 17.06.1930 г. был выпущен первый СТЗ-1 - колесный трактор с двигателем мощностью 30 л.с. К 1932 году с конвейера завода уже сходило более 140 тракторов в сутки.

Базовой моделью бульдозера ДЗ-42 является гусеничный трактор ДТ-75, производство которого было начато в 1963 г. В отличие от предшественника, ДЗ-42 выполнял любые землеройные работы и использовался при формировании стройплощадок. Многофункциональность бульдозера обеспечивалась тем, что на него устанавливался универсальный отвал, на котором можно было менять угол наклона.

В настоящее время ВгТЗ является тракторной компанией, входящей в концерн «Тракторные заводы». За время существования производства предприятие выпустило ряд модификаций ДЗ-42, спрос на которые остается на высоком уровне.

К примеру, на советской научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-30», открытой 09.10.1987 г. и просуществовавшей до 04.04.1991 г. в качестве транспорта работали болотоход ДТ-75 и бульдозер ДЗ-42.

Технические характеристики

Бульдозер ДЗ-42 имеет третий тяговый класс. На время создания базовой модели машины это был для нее хороший показатель мощности. Основным отличием от базовой модели ДТ-75 является установка реверсного редуктора и отвала, что позволяет в полной мере использовать технический потенциал бульдозера. При этом машина заметно потеряла в скорости, но появилась возможность для работы со сложными грунтами, относящимися к категориям первого и второго уровней.

Основным рабочим органом ДЗ-42 является неповоротный отвал, закрепленный с помощью коробчатых толкающих брусьев и цапф на балке, расположенной поперечно. Стабильное рабочее положение отвала обеспечивается за счет жесткого винтового раскоса и гидрораскоса. В горизонтальном положении отвал удерживается за счет компенсационного механизма, не допускающего перекоса путем равномерного распределения нагрузки. На нижней кромке отвала устанавливаются сменные режущие ножи, имеющие два лезвия. Центральная часть оснащается специальным козырьком, не позволяющим пересыпаться грунту через верхнюю часть кромки отвала. Два гидроцилиндра, закрепленные на кронштейнах и приводящие отвал в движение, управляются гидросистемой с входящим в нее шестеренчатым насосом и трехсекционным гидрораспределителем.
Основные технические и габаритно-массовые показатели:

  • Размеры (длина✕ширина✕высота), мм - 4980✕2560✕2650.
  • Дорожный просвет (клиренс), мм - 380.
  • Общий вес, кг - 7390.
  • Объем топливного бака, л - 245.
  • Коробка передач - механика.
  • Шасси - на гусеничном ходу.
  • Модель двигателя - пять разных моделей четырехтактного четырехцилиндрового двигателя мощностью от 80 до 95 л.с.
  • Максимально развиваемая скорость, км/ч - 11,3.
  • Расход дизельного топлива, л/ч - 8,4.
  • Размеры отвала (длинаXвысотаXвысота подъемаXзаглубление), мм - 2560✕800✕830✕410.

Двигатель

На бульдозер ДЗ-42 устанавливаются пять различных моделей двигателей, являющихся четырехтактными дизельными силовыми агрегатами с непосредственным топливным впрыском и жидкостным охлаждением. Единственное отличие между ними в выдаваемой мощности:

  • РМ-80 и СМД-14НГ развивают мощность 80 л.с.
  • А-41 – 90 л.с.
  • Д 440-22, СМД-18Н, Д 245.5S2 - 95 л.с.

Электростартерный запуск двигателя. Усредненный расход дизельного топлива находится в пределах 8,4 л/ч, а развиваемая скорость 03,-11 км/ч.

Ходовая система

Все модели бульдозера ДЗ-42 имеют шасси на гусеничном ходу. Используется цельнометаллическая рама и пружинная подвеска. Боковые лонжероны, расположенные между гусеничными катками, на которые приходится основная нагрузка, жестко соединяются с поперечной балкой.

На разных модификациях используется гусеничное полотно шириной 390-470 мм. При этом создаваемое на грунт давление не более 0,47 г/см2 при выполнении сельхозработ не повреждает плодородный почвенный слой.

Трансмиссия и гидравлика

Бульдозер ДЗ-42 оснащен механической семиступенчатой коробкой передач (КП), располагаемой у заднего моста. Для привода в движение используется сухая постоянно замкнутая двухдисковая муфта сцепления. На ДЗ-42 установлены ленточные тормоза.

Для уменьшения создаваемых при поворотах бульдозера нагрузок, задний мост оборудован двумя планетарными редукторами.

Встроенная гидравлическая система, состоящая из силового гидроцилиндра, гидронасоса, гидрораспределителя с гидрозамком и предохранительного гидроклапана, управляет навесным оборудованием. Масло в гидросистему подается через масляный бак и фильтр.

Кабина

Водительская кабина изготавливается цельнометаллической и усиливается для безопасности каркасом. Кабину можно смещать относительно основания ДЗ-42, чем обеспечивается наиболее полный обзор во время проведения земляных работ.

В кабину выведены выходные каналы отопителя, кондиционера и воздухоочистителя, которыми оборудован бульдозер. Здесь же установлено подрессоренное двухместное регулируемое водительское сиденье.

Начало эксплуатации

Перед тем, как выехать на работу, водитель-машинист осматривает бульдозер ДЗ-42 и устраняет неисправности, обнаруженные во время проведения проверки. Осмотр проводится при заглушенном двигателе.

Эксплуатация бульдозера, находящегося в неисправном состоянии, категорически запрещена.

К работе на ДЗ-42 допускаются только прошедшие обучение и имеющие удостоверение водители-машинисты. Необходимо проверить, обеспечивает ли освещение, установленное на бульдозере, достаточную видимость всего окружающего рабочего пространства. Не следует оставлять работающую машину без присмотра, а также производить регулировочные и смазочные работы на ходу. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту бульдозера можно только после того, как двигатель полностью остановлен.

Во время работы водитель-машинист заглубляет отвал в грунт на 410 мм под углом 55° и направляет движение бульдозера в нужную сторону. При этом ножами срезается нужный слой грунта и одновременно перемещается в отведенное для разгрузки место. Этот процесс называется отсыпкой, после окончания которой отвал необходимо поднять, и затем повторить цикл снова. Грунт перемещается на расстояние не более 60 м.

Навесное оборудование

На ДЗ-42 устанавливаются следующие отвалы:

  • БНДТ-10 - неповоротный отвал шириной 2520 мм и весом 829,6 кг, способный на 25° менять положение по отношению к основанию бульдозера. Используется в основном при планировании стройплощадок и очистке дорог от снега.
  • БНДТ-20 - полностью идентичен модели БНДТ-10, кроме ширины (2800 мм) и веса (874 кг).
  • БПДТ - поворотный по отношению к продольной оси бульдозера отвал шириной 2800 мм, весом 1070 кг и углом поворота 25°.
  • БУДТ - универсальный поворотный отвал с аналогичным БПДТ углом поворота, шириной и весом, имеющий угол перекоса 8° в поперечной плоскости.

Все отвалы имеют одинаковую высоту подъема 650 мм и максимальное заглубление 410 мм при угле резания 55°. Допускается уклон бульдозера до 20°. Управляется любой отвал при помощи двух гидроцилиндров, за исключением БУДТ, имеющем три таких устройства.

Модификации

Кроме базовой модели ДЗ-42, применяемой в строительстве, коммунальной сфере и сельском хозяйстве, есть еще три основных модификации, которые следует рассмотреть более детально.

  • ДЗ-42Г - специально разработанная для сельского хозяйства модель, использующаяся в основном на мелиоративных работах, а также в горной местности. Этот бульдозер оснащен одним двухсторонним гидроцилиндром.
  • ДЗ-42Т - используется в заболоченных и труднопроходимых местах. Эта модификация даже получила название «торфяной». За счет ширины гусениц у бульдозера заметно увеличена опорная площадь, а высокий дорожный просвет (37 см) позволяет преодолевать завалы, колеи и другие препятствия. Звенья гусениц оснащены почвозацепами, что позволяет ДЗ-42Т работать на подвижном грунте в заболоченной местности, не проваливаясь при этом в зыбкий грунт или торфяник.

  • ДЗ-42П - модель оснащается полноповоротным отвалом, фиксирующимся шарнирами на толкающих брусьях, крепящихся на специальной поперечной балке. При перекосе отвала за счет шарниров брусья проворачиваются и бульдозер остается в работоспособном состоянии. При этом изменение угла наклона по отношению к горизонтальной плоскости очень удобно при проведении работ по очистке улиц от снега.

Опыт эксплуатации, достоинства и недостатки

Длительный период эксплуатации показал надежность работы бульдозера ДЗ-42 и его модификаций, не выявив при этом существенных недостатков, к которым можно отнести разве что уменьшение скорости, по сравнению с прототипом ДТ-75, за счет навеса отвала.

Это мощная и производительная техника. Даже небольшая скорость не мешает приспособиться к меняющейся рабочей обстановке. Бульдозер подвержен постоянным высоким нагрузкам, которые выдерживаются за счет его прочной конструкции. Запас прочности ДЗ-42 позволяет продолжать его эксплуатацию и после окончания установленного нормативного срока, для чего необходимо своевременное техобслуживание. Унификация большинства узлов и деталей дает возможность производить их быструю замену.

ДЗ-42 прекрасно справляется с рытьем котлованов, кюветов и траншей, нарезкой отводных водных каналов, возведением насыпей и засыпкой ям. С помощью этого бульдозера планируются под застройку участки и площадки под хранилища, обустраиваются насыпи и уступы на косогорах, перемещается изъятый грунт. Дополнительно ДЗ-42 может оснащаться оборудованием для разрыхления твердого грунта.

Цены

Новый бульдозер ДЗ-42 базовой комплектации с неповоротным отвальным механизмом БНДТ-10 на начало 2016 г. стоил 1493 тыс.рублей.
Подержанную модель 1993 г. с таким же отвалом, восьмидесятилошадным двигателем СМД-14НГ и наработкой 2300 моточасов можно приобрести за 450 тыс. рублей.

Подводим итоги

Гусеничный бульдозер ДЗ-42 может эксплуатироваться во всех регионах России и за ее пределами, нетребователен к качеству топлива и неприхотлив в обслуживании. При высоких технико-эксплуатационных показателях стоимость ДЗ-42 значительно ниже сходных по классу моделей.

Бульдозер ДЗ-42 представлен в виде самоходного землеройного транспортного средства. Модель отличается наличием гусеничной тяги, благодаря чему существенно увеличивается потенциал проходимости. Бульдозер был запущен в серийное производство Волгоградским тракторным заводом.

Модель ДЗ-42 эксплуатируется при перемещении сыпучего материала, а также во время выравнивания грунта. ДЗ-42 необходим при возведении земляных насыпей и снятии верхнего слоя грунта.

ДЗ-42 построен на платформе модели ДТ 75. В результате кропотливых работ конструкторы несколько улучшили эксплуатационные характеристики.

Базовая вариация модели оснащается различными версиями отвальных приспособлений. Кроме этого, ДЗ 42 может комплектоваться универсальным поворотным отвалом.

Его особенность заключается в наличии функции гидропереноса или в установке механизма поворотного типа.

Наиболее проблемным моментом модели ДЗ 42 можно назвать минимальную скорость передвижения. Однако такой недостаток с лихвой компенсируется высокой производительностью.

Бесперебойное функционирование на протяжении большого промежутка времени, а также максимальная надежность при эксплуатации являются очень важными качествами для техники такого типа. К преимуществам такой модели также можно отнести высокую ремонтопригодность.

В случае поломки определенной детали достаточно просто произвести замену данного элемента.

Назначение

Установка дополнительного оборудования позволяет рыть траншеи и котлованы, а также осуществлять чистку дорог от грязи и снежного покрова. Кроме этого, ДЗ 42 используется в промышленности и сфере сельского хозяйства.

Модель может применяться при разрешении разных задач:

  • подготовка каналов для отвода воды;
  • возведение насыпей;
  • планировка участка под застройку;
  • засыпание котлованов.

Установка дополнительного оборудования позволяет отделять промерзший или сильно уплотненный грунт, а затем - разрыхлять его.

Фото бульдозера ДЗ-42

Есть три основных типа отвала, которые устанавливаются на ДЗ 42:

  1. Неповоротный отвал БНДТ-10. Применяется в промышленности и дорожном строительстве. Наличие такого оборудования позволяет разравнивать земляные насыпи и сыпучие материалы. Для работы на слабом грунте целесообразнее всего использовать другую вариацию неповоротного отвала - БНДТ-20. Такое оснащение отличается большими размерами, поэтому оно более практично в эксплуатации.
  2. Поворотный отвал БПДТ-10. Это оборудование отличается более широким функциональным потенциалом. В случае необходимости здесь можно изменять угол поворота рабочего органа по отношению к продольной оси до 25-ти градусов. Такой отвал максимально эффективен при чистке дороги от снега или во время засыпания траншеи.
  3. Универсальный поворотный отвал БУДТ. Такое оборудование отличается наличием встроенного гидропривода, вследствие чего отвал используется при проведении любых видов бульдозерных работ. Бульдозеры, оснащенные таким оборудованием, применяются в строительстве и промышленном производстве.

Устройство

Бульдозер ДЗ-42 комплектуется четырехтактным дизельным мотором с четырьмя цилиндрами. Следует отметить факт жесткого крепления балки поперечного расположения к кронштейнам лонжеронов. Последние расположены между катками, на которые при движении приходится основной упор. Гидравлическая система состоит из распределителя с тремя секциями и гидронасоса.

Модель ДЗ-42 отличается хорошо продуманной компоновкой и грамотно организованной конструкцией. Из водительской кабины открывается хороший обзор, который позволяет контролировать все рабочие зоны.

Комплектующая дизельная силовая установка дополнительно оснащается предпусковым обогревателем. Благодаря наличию данного элемента мотор бульдозера может завестись даже при минимальных температурных показателях.

Схема бульдозера ДЗ-42

1 - нож; 2 - отвал; 3 - козырек; 4 - кронштейн; 5 - гидроцилиндр подъема-опускания отвала; 6 - базовый трактор; 7- рычаг управления гидрораспределителем; 8 - упряжный шарнир; 9 - толкающий брус.

Водительская кабина выполнена из цельного металла повышенной прочности. Она очень надежно загерметизирована, а также оборудована вентиляционной системой и обогревателем. Это позволяет работать на объекте при любых погодных условиях.

Положение кресла можно легко менять в зависимости от антропометрических данных водителя. Благодаря этому существенно снижается уровень усталости при длительной работе. При необходимости можно немного смещать водительскую кабину от основной оси бульдозера. Это позволяет несколько улучшить обзор и четко контролировать все детали рабочего процесса.

Технические характеристики

Дизельный комплектующий силовой агрегат с турбонаддувом дополнительно оснащается жидкостной системой охлаждения. Благодаря этому бульдозер может функционировать на протяжении большого промежутка времени. Номинальная мощность силовой установки держится на уровне 95 л.с.

Технические характеристики модели в таблице:

Мотор запускается посредством нажатия электрического стартера. Он работает с фрикционной муфтой сцепления и семиступенчатой механической коробкой переключения передач. Стандартная емкость бака держится на уровне 245 л.

В качестве базового рабочего органа бульдозера используется не поворотный отвал, который закреплен на поперечной балке двумя толкающими брусьями. В первоначальном положении оборудование удерживается посредством жесткого винтового раскоса.

Сам отвал приводится в движение двумя гидравлическими цилиндрами. Ширина оборудования эквивалентна 2,5 метрам, а вот высота может варьироваться от 80 до 90 см в зависимости от модификации модели.

ДЗ-42 г предназначен для выполнения мелиоративных и строительных работ на грунтах со средней степенью тяжести. В качестве основного оборудования здесь используется бульдозерный отвал поворотного типа. Вследствие этого несколько возрастает эксплуатационный потенциал модели.

Бульдозер ДЗ-42Г

Данная вариация бульдозера оснащается силовой установкой, номинальная мощность которой не превышает 90 л.с. При этом общие габариты модели будут несколько больше. Для подъёма и опускания отвала используется гидравлический цилиндр двустороннего действия. Он может углубляться на 30 см, а максимальная высота его подъёма держится на уровне 63 см.

Основные отличия от базовой модификации отмечены в таблице:

Характеристики Показатели
Габариты:
- длина 5200 мм
- ширина 2800-2240 мм
- высота 2710 мм
- клиренс 395 мм
Общая масса 7590 кг
Объем бака 245 л
Кол-во передач (передний ход) 7
Трансмиссия механическая
Тип шасси гусеничный
Двигатель:
- мощность 90 л.с
- количество цилиндров 4
Скоростные характеристики
- макс. скорость 5,3-11,3 км/ч
Расход топлива 11 л/час
Габариты отвала:
- длина 2800 мм
- высота 800 мм
- высота подъема 635 мм
- заглубление 300 мм

На видео бульдозер ДЗ-42 в работе:

Источник: http://allspectech.com/stroitelnaya/buldozery/na-gusenichnom-hodu/dz-42.html

Бульдозер ДЗ 42 на базе ДТ 75

Бульдозер ДЗ 42 представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, работающую на гусеничном ходу. В советское время модель была распространена на всей территории страны.

Производство техники осуществлялось на Волгоградском тракторном заводе. В качестве базы для создания бульдозера выступил популярный трактор ДТ 75, выпущенный в 1963 году.

В сравнении с прототипом ДЗ 42 существенно потерял в скорости движения, но получил реверсивный редуктор и возможность работать с грунтами 1-ой и 2-ой степени сложности. Бульдозер представлял третий тяговый класс и имел достаточную для выполнения тяжелых операций мощность.

Сфера использования ДЗ 42:

  • резание и перемещение сыпучих материалов и грунта на незначительные расстояния;
  • проведение работ в сельском хозяйстве (утрамбовка силоса, обустройство хранилищ, уборка навоза);
  • рытье котлованов, ям, траншей;
  • планировка участков под застройку;
  • выполнение работ в коммунальном хозяйстве (уборка дорог от снега и грязи);
  • рыхление грунта.

Модификации и особенности

Бульдозер ДЗ 42 выпускался в нескольких модификациях, отличавшихся типом используемого отвала и исполнением:

  1. базовая версия ДЗ 42 с неповоротным отвальным механизмом;
  2. ДЗ 42П с полноповоротным отвальным механизмом. Устройство крепится при помощи универсальных шарниров на брусьях. Задняя часть толкающего бруса стыкуется со специальной балкой с использованием упряжных шарниров. Шарниры сохраняют работоспособность машины при возникновении перекоса, позволяя менять угол наклона оборудования относительно поверхности грунта. Модификация доступна в 2 вариантах: с прямым поворотным отвалом и с универсальным поворотным отвалом с функцией гидроперекоса;
  3. ДЗ 42Т с увеличенной площадью опоры, широкими гусеницами и большим дорожным просветом. Торфяная модификация уверенно преодолевает лесные завалы, глубокие колеи и другие препятствия. В состав каждой гусеницы ДЗ 42Т входят 42 звена со специальными почвозацепами, улучшающими проходимость и не позволяющими провалиться в зыбкую почву;
  4. ДЗ 42Г и ДЗ 42Г-1 с гидроцилиндром 2-стороннего действия. Модификации используются для выполнения работ в горной местности, мелиоративных операций в сельском хозяйстве в областях с грунтом средней тяжести.

Достоинства модели ДЗ 42:

  • высокая производительность;
  • максимальная надежность;
  • длительное функционирование без дозаправки;
  • универсальность;
  • ремонтопригодность.

Главным недостатком модели является маленькая скорость передвижения и моральное устаревание конструкции.

Универсальность, доступность и достаточная надежность позволяют ДЗ 42 оставаться востребованным в настоящее время.

Габаритные размеры:

  • длина – 4980 мм;
  • ширина – 2560 мм;
  • высота – 2650 мм;
  • дорожный просвет – 380 мм;
  • передняя колея – 1330 мм;
  • задняя колея – 1330 мм.

Общая масса техники составляет 7390 кг, удельное давление на грунт – 0,47 кг/кв.см.

Бульдозер мог двигаться в диапазоне скоростей от 0,33 до 11,1 км/час, что позволяло приспосабливаться к различным условиям эксплуатации. Тяговая сила равнялась 36,5 кН.

Основным рабочим органом ДЗ 42 в стандартном исполнении был неповоротный отвал, который использовался для перемещения грунта на дистанцию 50-150 м.

Характеристики оборудования:

  • длина – 2560 мм;
  • высота – 800 мм;
  • предельная высота подъема – 830 мм;
  • предельное углубление – 410 мм.

Для модели ДЗ 42Г использовался отвал со следующими характеристиками:

  • длина – 2800 мм;
  • высота – 800 мм;
  • предельная высота подъема – 635 мм;
  • предельное углубление – 300 мм.

Устройство и особенности эксплуатации

Модель ДЗ 42 построена на основе трактора ДТ 75. По большинству элементов данные машины унифицированы. Для бульдозера применяется цельнометаллическая рама, жестко закрепленная с кронштейнами лонжеронов, что позволяет выдерживать серьезные нагрузки.

Все модификации ДЗ 42 оснащаются гусеничной ходовой частью, включающей подвеску пружинного типа. Ширина гусеничного полотна зависит от версии машины и может меняться от 390 до 470 мм. Бульдозер создает минимальное давление на грунт и не повреждает плодородный слой грунта.

ДЗ 42 комплектуется механической трансмиссией, в состав которой входит 7-ступенчатая коробка передач, установленная у заднего моста. Сухая 2-дисковая постоянно замкнутая муфта применяется для начала движения.

Основным элементом тормозной системы являются ленточные тормоза. Для сокращения нагрузок, создаваемых на поворотах, задний мост оснащается 2 планетарными редукторами.

Гидравлическая система бульдозера содержит насос, силовой гидроцилиндр, распределитель с гидрозамком и предохранительный клапан, контролирующий навесной механизм. Масло в гидравлическую систему поступает через фильтр и масляную емкость.

Водительская кабина бульдозера сделана из цельного металла и имеет повышенную прочность. Салон надежно загерметизирован, что предотвращает попадание частиц пыли.

Также внутри установлены обогреватель и вентиляционная система, которые позволяют эксплуатировать технику независимо от погодных условий. Дополнительное усиление кабины в виде каркаса безопасности защищает оператора даже в случае переворота машины.

Кабина при необходимости смещается относительно основания бульдозера, обеспечивая отличный обзор в процессе выполнения земляных работ.

Для оператора предусмотрено 2-местное подрессоренное сидение, положение которого можно менять с учетом антропометрических данных. Эргономичное расположение органов и продуманная компоновка салона сокращают степень усталости при постоянной работе.

В качестве основного рабочего органа на ДЗ 42 используется неповоротный отвал, установленный с применением цапф на балке и коробчатых толкающих брусьев. Устойчивое положение органа достигается за счет гидрораскоса и винтового раскоса.

Компенсационный механизм удерживает отвал в горизонтальном положении, не допуская перекоса. В нижней части установлены сменные режущие ножи с 2 лезвиями. В центральной области имеется специальный козырек, препятствующий высыпанию грунта через верх отвала.

В движение оборудование приводится посредством 2 гидроцилиндров, закрепленных на кронштейнах.

Для бульдозера используются следующие типы отвалов:

  • базовый неповоротный отвал БНДТ-10;
  • неповоротный отвал БНДТ-20 увеличенного размера;
  • поворотный отвал БПДТ-10 с большими функциональными возможностями;
  • универсальный поворотный отвал БУДТ со встроенным гидроприводом.

Двигатель

ДЗ 42 комплектуется 4-тактными дизельными двигателями нескольких типов с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском горючего. Силовые установки различаются отдельными элементами конструкции и мощностью:

1. Д 440-22 – унифицированный двигатель с вертикальным рядным расположением цилиндров. Особенности мотора:

  • противодымный корректор;
  • чугунная отливка блок-картера с конструкцией повышенной жесткости;
  • полнопоточная схема очистки;
  • многосекционный насос топлива, оборудованный клапаном аварийной остановки;
  • полноопорный коленчатый вал с тонкостенными вкладышами подшипников и закаленными шейками;
  • запуск с использованием пускового двигателя П-350-1;
  • чугунная головка цилиндров.

Характеристики Д 440-22:

  • номинальная мощность – 95 л.с.;
  • номинальная частота вращения – 1750 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 532,5 Нм;
  • удельный расход топлива – 162 г/л.с. в час.

2. СМД-18Р – украинский аналог агрегата Д 440-22.

Источник: http://BuldozerSpec.com/buldozer-dz-42/

История ВгТЗ – бульдозер ДЗ-42

История бульдозера ДЗ-42 началась в 1963 году. Эта машина пришла на смену популярному, но морально и технически устаревшему гусеничному трактору ДТ-75. В отличие от своего прототипа, ДЗ-42 мог использоваться для выполнения любых землеройных работ и формирования строительных площадок.

Многофункциональность техники обуславливается установкой универсального отвала с возможностью изменения угла наклона. Стоит отметить, что с момента создания и до настоящего времени, было выпущено несколько модификаций ДЗ-42, которые пользуются большим спросом на сегодняшний день.

Особенности

ДЗ-42, относится к третьему тяговому классу. На момент создания машины, это считалось неплохим показателем мощности. Основное отличие от ДТ-75, заключается в установке реверсивного редуктора.

Это даёт возможность максимально использовать все возможности машины.

По сравнению с прототипом, ДЗ-42 заметно потерял в транспортной скорости, зато получил возможность работать с грунтами, которые относятся к первой и второй категории сложности.

Техника используется в сфере ЖКХ (рытьё котлованов и траншей, предназначенных для инженерных коммуникаций), строительстве и сельском хозяйстве. Из наиболее популярных модификаций, можно выделить ДЗ-42 Г и ДЗ-42 Т. Первая машина разрабатывалась специально для проведения мелиоративных работ, вторая – для эксплуатации на заболоченной местности и труднопроходимых грунтах.

Бульдозерные отвалы, которыми комплектуется техника, могут быть представлены двумя типами: поворотные и неповоротные. Каждый из них предназначается для выполнения определённого типа работ. Комплектация техники отвалом осуществляется по желанию заказчика.

Учитывая возможности ДЗ-42, имеет смысл познакомиться с ним поближе.

Технические характеристики

Двигатель. На ДЗ-42 могут устанавливаться несколько типов двигателей. Все силовые агрегаты – дизельные, четырёхтактные. Разница заключается только в мощности моторов. Вот перечень предлагаемых моделей:

  • Д 440-22 мощностью 95 л.с.
  • СМД-18Н, это украинский аналог предыдущей модели.
  • РМ-80, способен выдавать до 80 «лошадок».
  • Д 245.5S2 – 95 лошадиных сил.
  • А-41 – 90 л.с.

Средний показатель расхода топлива составляет порядка 8.4 литра за час отработанного времени. Скоростной диапазон бульдозера варьируется от 0.3 до 11 км/час. Все силовые агрегаты – четырёхцилиндровые, с непосредственным впрыском топлива. Запуск двигателя производится посредством электростартера. На все двигатели установлена жидкостная система охлаждения.

Ходовая часть. Все модификации бульдозера были выпущены на гусеничном ходу. Конструкторы использовали цельнометаллическую раму и пружинную схему подвески. При этом поперечная балка, жёстко соединялась с боковыми лонжеронами. Лонжероны были расположены между катками гусеничного полотна. Кстати, на катки приходилась основная нагрузка.

Ширина гусеничного полотна – 390-470 мм (в зависимости от модификации), это обеспечивает давление техники на грунт в пределах 0.47 грамма на квадратный сантиметр. Это очень важный момент при выполнении сельскохозяйственных работ. Бульдозер не наносит повреждений плодородному слою почвы.

Трансмиссия и гидравлика. На бульдозер устанавливается механическая схема трансмиссии. Она представлена семиступенчатой коробкой передач, которая расположена рядом с задним мостом. Муфта сцепления – двухдисковая, сухого постоянно замкнутого типа. Тормоза на бульдозер установлены ленточные.

Чтобы уменьшить усилие при повороте машины, конструкторы оборудовали задний мост двумя одноступенчатыми редукторами планетарного типа.

За работу навесного оборудования отвечает встроенная система гидравлики.

Рабочее место. Кабина оператора, выполнена в цельнометаллическом варианте и дополнена каркасом безопасности. Стоит отметить, что предусмотрена возможность смещать кабину относительно рамы бульдозера. Это обеспечивает лучший обзор при выполнении работ. Для эксплуатации в различных климатических условиях, установлен обогреватель и система вентиляции.

Навесное оборудование. На технику могут устанавливаться три разновидности отвала:

  1. БНДТ-10. Это неповоротный механизм, который используется для разравнивания земляных насыпей и инертных материалов (песок, щебень).
  2. БПДТ-10. Этот механизм может изменять своё положение относительно рамы бульдозера до 25 градусов. Оборудование используется для формирования строительных площадок и уборки улиц от снега.
  3. БУДТ. Универсальный отвал с возможностью поворота механизма. Может применяться для выполнения любых работ.

Общие технические характеристики

Достоинства и недостатки

Бульдозер гусеничный ДЗ-42, очень неприхотлив в плане обслуживания и использования низкокачественного топлива. Техника адаптирована для работы во всех регионах страны. Кроме того, при довольно неплохих показателях мощности, бульдозер стоит намного ниже своих одноклассников.

Из недостатков можно выделить низкий уровень комфорта в кабине и небольшую транспортную скорость. При работе замечены протекания масла в гидравлической системе.

РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Бульдозер ДЗ-42 представлен в виде самоходного землеройного транспортного средства. Модель отличается наличием гусеничной тяги, благодаря чему существенно увеличивается потенциал проходимости. Бульдозер был запущен в серийное производство Волгоградским тракторным заводом.

Гусеничный бульдозер ДЗ-42

Модель ДЗ-42 эксплуатируется при перемещении сыпучего материала, а также во время выравнивания грунта. ДЗ-42 необходим при возведении земляных насыпей и снятии верхнего слоя грунта.

ДЗ-42 построен на платформе модели ДТ 75. В результате кропотливых работ конструкторы несколько улучшили эксплуатационные характеристики. Базовая вариация модели оснащается различными версиями отвальных приспособлений. Кроме этого, ДЗ 42 может комплектоваться универсальным поворотным отвалом. Его особенность заключается в наличии функции гидропереноса или в установке механизма поворотного типа.

Наиболее проблемным моментом модели ДЗ 42 можно назвать минимальную скорость передвижения. Однако такой недостаток с лихвой компенсируется высокой производительностью.

Бесперебойное функционирование на протяжении большого промежутка времени, а также максимальная надежность при эксплуатации являются очень важными качествами для техники такого типа. К преимуществам такой модели также можно отнести высокую ремонтопригодность. В случае поломки определенной детали достаточно просто произвести замену данного элемента.

Назначение

Установка дополнительного оборудования позволяет рыть траншеи и котлованы, а также осуществлять чистку дорог от грязи и снежного покрова. Кроме этого, ДЗ 42 используется в промышленности и сфере сельского хозяйства.

Модель может применяться при разрешении разных задач:

  • подготовка каналов для отвода воды;
  • возведение насыпей;
  • планировка участка под застройку;
  • засыпание котлованов.

Установка дополнительного оборудования позволяет отделять промерзший или сильно уплотненный грунт, а затем - разрыхлять его.

Фото бульдозера ДЗ-42

Есть три основных типа отвала, которые устанавливаются на ДЗ 42:

  1. Неповоротный отвал БНДТ-10. Применяется в промышленности и дорожном строительстве. Наличие такого оборудования позволяет разравнивать земляные насыпи и сыпучие материалы. Для работы на слабом грунте целесообразнее всего использовать другую вариацию неповоротного отвала - БНДТ-20. Такое оснащение отличается большими размерами, поэтому оно более практично в эксплуатации.
  2. Поворотный отвал БПДТ-10. Это оборудование отличается более широким функциональным потенциалом. В случае необходимости здесь можно изменять угол поворота рабочего органа по отношению к продольной оси до 25-ти градусов. Такой отвал максимально эффективен при чистке дороги от снега или во время засыпания траншеи.
  3. Универсальный поворотный отвал БУДТ. Такое оборудование отличается наличием встроенного гидропривода, вследствие чего отвал используется при проведении любых видов бульдозерных работ. Бульдозеры, оснащенные таким оборудованием, применяются в строительстве и промышленном производстве.

Устройство

Бульдозер ДЗ-42 комплектуется четырехтактным дизельным мотором с четырьмя цилиндрами. Следует отметить факт жесткого крепления балки поперечного расположения к кронштейнам лонжеронов. Последние расположены между катками, на которые при движении приходится основной упор. Гидравлическая система состоит из распределителя с тремя секциями и гидронасоса.

Модель ДЗ-42 отличается хорошо продуманной компоновкой и грамотно организованной конструкцией. Из водительской кабины открывается хороший обзор, который позволяет контролировать все рабочие зоны.

Комплектующая дизельная силовая установка дополнительно оснащается предпусковым обогревателем. Благодаря наличию данного элемента мотор бульдозера может завестись даже при минимальных температурных показателях.

Схема бульдозера ДЗ-42

1 — нож; 2 — отвал; 3 — козырек; 4 — кронштейн; 5 — гидроцилиндр подъема-опускания отвала; 6 — базовый трактор; 7- рычаг управления гидрораспределителем; 8 — упряжный шарнир; 9 — толкающий брус.

Водительская кабина выполнена из цельного металла повышенной прочности. Она очень надежно загерметизирована, а также оборудована вентиляционной системой и обогревателем. Это позволяет работать на объекте при любых погодных условиях.

Положение кресла можно легко менять в зависимости от антропометрических данных водителя. Благодаря этому существенно снижается уровень усталости при длительной работе. При необходимости можно немного смещать водительскую кабину от основной оси бульдозера. Это позволяет несколько улучшить обзор и четко контролировать все детали рабочего процесса.

Технические характеристики

Дизельный комплектующий силовой агрегат с турбонаддувом дополнительно оснащается жидкостной системой охлаждения. Благодаря этому бульдозер может функционировать на протяжении большого промежутка времени. Номинальная мощность силовой установки держится на уровне 95 л.с.

Технические характеристики модели в таблице:

Характеристики Показатели
Габариты:
— длина 4980 мм
— ширина 2560-2240 мм
— высота 2650 мм
— клиренс 380 мм
Общая масса 7390 кг
Объем бака 245 л
7
Трансмиссия механическая
Тип шасси гусеничный
Двигатель:
— мощность 95 л.с.
— кол-во цилиндров 4
Макс. скорость 11,3 км/ч
Расход топлива 8,4 л/час
Габариты отвала:
— длина 2560 мм
— высота 800 мм
— высота подъема 830 мм
— заглубление 410 мм

Мотор запускается посредством нажатия электрического стартера. Он работает с фрикционной муфтой сцепления и семиступенчатой механической коробкой переключения передач. Стандартная емкость бака держится на уровне 245 л.

В качестве базового рабочего органа бульдозера используется не поворотный отвал, который закреплен на поперечной балке двумя толкающими брусьями. В первоначальном положении оборудование удерживается посредством жесткого винтового раскоса.

Сам отвал приводится в движение двумя гидравлическими цилиндрами. Ширина оборудования эквивалентна 2,5 метрам, а вот высота может варьироваться от 80 до 90 см в зависимости от модификации модели.

ДЗ-42г

ДЗ-42 г предназначен для выполнения мелиоративных и строительных работ на грунтах со средней степенью тяжести. В качестве основного оборудования здесь используется бульдозерный отвал поворотного типа. Вследствие этого несколько возрастает эксплуатационный потенциал модели.

Бульдозер ДЗ-42Г

Данная вариация бульдозера оснащается силовой установкой, номинальная мощность которой не превышает 90 л.с. При этом общие габариты модели будут несколько больше. Для подъёма и опускания отвала используется гидравлический цилиндр двустороннего действия. Он может углубляться на 30 см, а максимальная высота его подъёма держится на уровне 63 см.

Основные отличия от базовой модификации отмечены в таблице:

Характеристики Показатели
Габариты:
— длина 5200 мм
— ширина 2800-2240 мм
— высота 2710 мм
— клиренс 395 мм
Общая масса 7590 кг
Объем бака 245 л
Кол-во передач (передний ход) 7
Трансмиссия механическая
Тип шасси гусеничный
Двигатель:
— мощность 90 л.с
— количество цилиндров 4
Скоростные характеристики
— макс. скорость 5,3-11,3 км/ч
Расход топлива 11 л/час
Габариты отвала:
— длина 2800 мм
— высота 800 мм
— высота подъема 635 мм
— заглубление 300 мм

Бульдозер ДЗ 42 представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, работающую на гусеничном ходу. В советское время модель была распространена на всей территории страны. Производство техники осуществлялось на Волгоградском тракторном заводе. В качестве базы для создания бульдозера выступил популярный трактор ДТ 75, выпущенный в 1963 году. Разработчики добавили множество уникальных функций и дополнительных возможностей, сделав универсальную машину, способную выполнять различные операции.

В сравнении с прототипом ДЗ 42 существенно потерял в скорости движения, но получил реверсивный редуктор и возможность работать с грунтами 1-ой и 2-ой степени сложности. Бульдозер представлял третий тяговый класс и имел достаточную для выполнения тяжелых операций мощность.

Сфера использования ДЗ 42:

  • резание и перемещение сыпучих материалов и грунта на незначительные расстояния;
  • проведение работ в сельском хозяйстве (утрамбовка силоса, обустройство хранилищ, уборка навоза);
  • рытье котлованов, ям, траншей;
  • планировка участков под застройку;
  • выполнение работ в коммунальном хозяйстве (уборка дорог от снега и грязи);
  • рыхление грунта.

Содержимое

Видео

Модификации и особенности

Бульдозер ДЗ 42 выпускался в нескольких модификациях, отличавшихся типом используемого отвала и исполнением:

  1. базовая версия ДЗ 42 с неповоротным отвальным механизмом;
  2. ДЗ 42П с полноповоротным отвальным механизмом. Устройство крепится при помощи универсальных шарниров на брусьях. Задняя часть толкающего бруса стыкуется со специальной балкой с использованием упряжных шарниров. Шарниры сохраняют работоспособность машины при возникновении перекоса, позволяя менять угол наклона оборудования относительно поверхности грунта. Модификация доступна в 2 вариантах: с прямым поворотным отвалом и с универсальным поворотным отвалом с функцией гидроперекоса;
  3. ДЗ 42Т с увеличенной площадью опоры, широкими гусеницами и большим дорожным просветом. Торфяная модификация уверенно преодолевает лесные завалы, глубокие колеи и другие препятствия. В состав каждой гусеницы ДЗ 42Т входят 42 звена со специальными почвозацепами, улучшающими проходимость и не позволяющими провалиться в зыбкую почву;
  4. ДЗ 42Г и ДЗ 42Г-1 с гидроцилиндром 2-стороннего действия. Модификации используются для выполнения работ в горной местности, мелиоративных операций в сельском хозяйстве в областях с грунтом средней тяжести.

Достоинства модели ДЗ 42:

  • высокая производительность;
  • максимальная надежность;
  • длительное функционирование без дозаправки;
  • универсальность;
  • ремонтопригодность.

Главным недостатком модели является маленькая скорость передвижения и моральное устаревание конструкции. Универсальность, доступность и достаточная надежность позволяют ДЗ 42 оставаться востребованным в настоящее время.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 4980 мм;
  • ширина – 2560 мм;
  • высота – 2650 мм;
  • дорожный просвет – 380 мм;
  • передняя колея – 1330 мм;
  • задняя колея – 1330 мм.

Общая масса техники составляет 7390 кг, удельное давление на грунт – 0,47 кг/кв.см. Бульдозер мог двигаться в диапазоне скоростей от 0,33 до 11,1 км/час, что позволяло приспосабливаться к различным условиям эксплуатации. Тяговая сила равнялась 36,5 кН.

Основным рабочим органом ДЗ 42 в стандартном исполнении был неповоротный отвал, который использовался для перемещения грунта на дистанцию 50-150 м.

Характеристики оборудования:

  • длина – 2560 мм;
  • высота – 800 мм;
  • предельная высота подъема – 830 мм;
  • предельное углубление – 410 мм.

Для модели ДЗ 42Г использовался отвал со следующими характеристиками:

  • длина – 2800 мм;
  • высота – 800 мм;
  • предельная высота подъема – 635 мм;
  • предельное углубление – 300 мм.

Фото







Устройство и особенности эксплуатации

Модель ДЗ 42 построена на основе трактора ДТ 75. По большинству элементов данные машины унифицированы. Для бульдозера применяется цельнометаллическая рама, жестко закрепленная с кронштейнами лонжеронов, что позволяет выдерживать серьезные нагрузки.

Все модификации ДЗ 42 оснащаются гусеничной ходовой частью, включающей подвеску пружинного типа. Ширина гусеничного полотна зависит от версии машины и может меняться от 390 до 470 мм. Бульдозер создает минимальное давление на грунт и не повреждает плодородный слой грунта.

ДЗ 42 комплектуется механической трансмиссией, в состав которой входит 7-ступенчатая коробка передач, установленная у заднего моста. Сухая 2-дисковая постоянно замкнутая муфта применяется для начала движения.

Основным элементом тормозной системы являются ленточные тормоза. Для сокращения нагрузок, создаваемых на поворотах, задний мост оснащается 2 планетарными редукторами.

Гидравлическая система бульдозера содержит насос, силовой гидроцилиндр, распределитель с гидрозамком и предохранительный клапан, контролирующий навесной механизм. Масло в гидравлическую систему поступает через фильтр и масляную емкость.

Водительская кабина бульдозера сделана из цельного металла и имеет повышенную прочность. Салон надежно загерметизирован, что предотвращает попадание частиц пыли. Также внутри установлены обогреватель и вентиляционная система, которые позволяют эксплуатировать технику независимо от погодных условий. Дополнительное усиление кабины в виде каркаса безопасности защищает оператора даже в случае переворота машины. Кабина при необходимости смещается относительно основания бульдозера, обеспечивая отличный обзор в процессе выполнения земляных работ.

Для оператора предусмотрено 2-местное подрессоренное сидение, положение которого можно менять с учетом антропометрических данных. Эргономичное расположение органов и продуманная компоновка салона сокращают степень усталости при постоянной работе.

В качестве основного рабочего органа на ДЗ 42 используется неповоротный отвал, установленный с применением цапф на балке и коробчатых толкающих брусьев. Устойчивое положение органа достигается за счет гидрораскоса и винтового раскоса. Компенсационный механизм удерживает отвал в горизонтальном положении, не допуская перекоса. В нижней части установлены сменные режущие ножи с 2 лезвиями. В центральной области имеется специальный козырек, препятствующий высыпанию грунта через верх отвала. В движение оборудование приводится посредством 2 гидроцилиндров, закрепленных на кронштейнах.

Для бульдозера используются следующие типы отвалов:

  • базовый неповоротный отвал БНДТ-10;
  • неповоротный отвал БНДТ-20 увеличенного размера;
  • поворотный отвал БПДТ-10 с большими функциональными возможностями;
  • универсальный поворотный отвал БУДТ со встроенным гидроприводом.

Двигатель

ДЗ 42 комплектуется 4-тактными дизельными двигателями нескольких типов с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском горючего. Силовые установки различаются отдельными элементами конструкции и мощностью:

1. Д 440-22 – унифицированный двигатель с вертикальным рядным расположением цилиндров. Особенности мотора:

  • противодымный корректор;
  • чугунная отливка блок-картера с конструкцией повышенной жесткости;
  • полнопоточная схема очистки;
  • многосекционный насос топлива, оборудованный клапаном аварийной остановки;
  • полноопорный коленчатый вал с тонкостенными вкладышами подшипников и закаленными шейками;
  • запуск с использованием пускового двигателя П-350-1;
  • чугунная головка цилиндров.

Характеристики Д 440-22:

  • максимальный крутящий момент – 532,5 Нм;
  • удельный расход топлива – 162 г/л.с. в час.

2. СМД-18Р – украинский аналог агрегата Д 440-22.

3. РМ-80 – мотор с мощностью 80 л.с. и большим ресурсом работы.

4. Д 245.5S2 – агрегат с рядным расположением цилиндров.

Характеристики Д 245.5S2:

  • рабочий объем – 4,75 л;
  • номинальная мощность – 95 л.с.;
  • номинальная частота вращения – 1800 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 404 Нм;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 110 мм.

5. Мотор А-41 – аналог Д 440-22 со следующими параметрами:

  • номинальная мощность – 90 л.с.;
  • номинальная частота вращения – 1750 об/мин;
  • максимальный крутящий момент – 442 Нм;
  • удельный расход топлива – 170 г/л.с. в час.

Средний расход топлива бульдозера при часовой работе не превышает 8,4 л. Емкость топливного бака – 245 л.

Опционально двигатель оснащался предпусковым подогревателем, облегчающим пуск при минимальных температурных показателях.

Цена

Новую модель ДЗ 42 в настоящее время купить не удастся.

При этом подержанных вариантов ДЗ 42 на рынке достаточно много. Стоимость представленных моделей различна:

  • 1985-1988 год – 80-160 тысяч рублей;
  • 1991-1994 год – 150-230 тысяч рублей.