План местности и географическая карта. Что такое план местности Материалы в сети Интернет

Что такое план местности . Для выполнения многих хозяйственных работ: строительства домов и дорог, планирования туристических маршрутов - необходимо очень подробное изображение данной местности, на котором был бы нанесён каждый дом, и иногда даже отдельно стоящее дерево. Такое изображение называется планом местности. Это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный условными знаками в крупном масштабе.

Посмотрите на рисунок 1. На нём изображён план местности.

Неровности поверхности Земли на планах показывают с помощью специальных линий - горизонталей - и отметок высот. Горизонтали - линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой 89 высотой над уровнем моря или над уровнем, принятым за точку отсчёта. Определите, через сколько метров проведены горизонтали на плане, изображённом на форзаце учебника.

Посмотрите на рисунок 2. Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий - далеко. Маленькие чёрточки, проведённые перпендикулярно к горизонталям, - бергштрихи показывают, в каком направлении склон понижается.

1. План местности. 2. Рельеф на планах местности изображается с помощью горизонталей. 4. Центральная часть Санкт-Петербурга. 5. План центральной части Санкт-Петербурга.

Географические объекты на планах местности изображаются специальными условными знаками. Направление с юга на север на плане местности, как правило, указывается стрелкой.

Планы городов передают информацию о расположении улиц и площадей, водных объектов (озёр, рек), а также архитектурных и исторических памятников.

Уметь пользоваться планом местности очень важно. Так, например, находясь в незнакомом городе, но имея его план, можно найти нужную улицу, магазин, аптеку, музей. Строители, пользуясь планом местности, решают, где лучше проложить новую дорогу, построить населённые пункты во вновь осваиваемых районах.

Отличительные особенности плана местности от географической карты . План местности и географическая карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, где условными знаками изображены географические объекты. Но план местности и географическая карта имеют следующие отличительные особенности.

  1. На планах изображают небольшие участки - фруктовый сад, пришкольный участок, территорию города и т. п. Поэтому их вычерчивают в самых крупных масштабах, например «в 1 см - 5 м» или «в 1 см - 25 м». А на картах показаны значительно большие территории, например область, край, республика, государство, материк и даже мир в целом. И вычерчивают их в более мелких масштабах, например в «1 см - 1 км» или в «1 см - 100 км».
  2. При построении планов шарообразная форма Земли не учитывается, и считается, что участки поверхности, изображённые на планах, являются плоскими. При построении карт, наоборот, форму планеты всегда учитывают.
  3. На картах обязательно вычерчивают меридианы и параллели, а на планах - нет. На планах направлением на север считается, как правило, направление вверх, на юг - вниз, на восток - вправо, на запад - влево. На карте направление на север - юг определяют по меридианам, на запад - восток - по параллелям.
  4. Планы являются подробными изображениями местности. Различные объекты по их очертаниям и размерам показывают на планах такими же, какие они есть на самом деле, но только уменьшенными в масштабе. На картах большую часть объектов изображают без сохранения их очертаний и размеров в масштабе.

Вопросы и задания

Задания 1-7 выполняются по плану местности на форзаце учебника.

  1. Внимательно рассмотрите план местности. В каком направлении и на каком расстоянии от парома на речке Нить находится ветряная мельница?

1-2. Условные знаки плана местности.

  1. Вы поспорили с друзьями, кто быстрее доберётся до парома. Вы будете двигаться на велосипеде от посёлка Лесной, а ваши соперники - пешком от конца оврага. Кто выиграет спор?
  2. Вы собрались на выходные в увлекательное путешествие. В каком направлении вы поплывёте на плоту по реке Нить?
  3. Вам надо поехать на велосипеде от посёлка Петрово до парома и обратно. В какую сторону вам будет легче ехать?
  4. Определите с помощью транспортира азимут от парома до ветряной мельницы.
  5. На каком берегу реки Нить расположен смешанный лес?
  6. Какой лес встретится вам по дороге от парома до посёлка Петрово?
  7. Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы через поле, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла просека, ведущая к домику лесника, налево - пешеходная тропа к болоту, а прямо - улучшенная грунтовая дорога к роднику с живой водой. Изобразите путь Ильи Муромца условными знаками.
  8. Найдите в тексте параграфа, чем план местности отличается от географической карты, и систематизируйте их особенности в тетради в виде таблицы:

План местности незаменим для туристов, а также для людей, которые занимаются аграрным хозяйством. План местности позволяет хорошо изучить все особенности небольшой площади.

Что такое план местности

План местности представляет собой изображение небольшого по площади участка земной поверхности в уменьшенном виде. Благодаря плану, мы можем узнать все характеристики данной местности, а также особенности расположения и предметов и объектов на ней. Рассматривая план местности, можно заметить, что одноэтажные и двухэтажные здания нанесены на нем одинаково. Это объясняется тем, что формы всех предметов на плане изображены так, как мы их видим сверху.

Условные знаки на плане местности

Для того, чтобы легко различать разные объекты на плане местности, необходимо знать определенную систему условных знаков. Основную роль в изображении условных знаков играют цвета. Группа однородных предметов на плане местности всегда окрашена одним цветом. Например: лес изображается зеленой краской, озеро – голубой, кустарники – бледно – салатовой, горы – коричневой. Автомобильные дороги зачастую обозначаются прямой линией, строения имеют форму прямоугольника.

Относительная и абсолютная высота

Для полной передачи рельефа поверхности на плане местности следует знать на какой высоте находятся заданные точки. Для того, чтобы определить находится объект в низменности или на возвышенности, принято сравнивать его высоту относительно уровня океанов или морей. Высота уровня моря называется абсолютной и обозначается как нулевая (0). В Российской Федерации за абсолютную высоту принято считать уровень Балтийского моря. Точки, которые расположены выше абсолютной высоты, имеют положительную относительную высоту (горы, возвышенности, холмы). Точки, которые находятся ниже абсолютной высоты, обладают отрицательной относительной высотой (впадины, долины рек). Относительные высоты объектов земной поверхности измеряют при помощи прибора нивелира.

Значение плана местности для человека

План местности нужен не только для изучения географии, но и для повседневной деятельности людей. Чаще всего план местности используется в строительных работах. Строители, перед началом строительства любого объекта составляют план, который помогает определить все неровности земной поверхности местности. План местности часто используется фермерами в процессе занятия посевными работами и освоения новых сельскохозяйственных площадей. Также план местности незаменим во время туристических походов.

Как обозначаются предметы местности на плане? Какова польза плана в хозяйственной деятельности человека?

Внимательно посмотрите рисунок 16. Здесь волнистая длинная синяя линия - река; местность с изображением дерева - лес; мелкие коричневые точки - пески; многочисленные коробочки - дома, селения; зеленый участок с мелкими кружочками - сад.

Рис. 16. План местности.

Планом местности называют изображение сверху небольшого участка поверхности Земли на бумаге в уменьшенном виде (по-латыни планум - плоскость).
По плану можно узнать общие черты местности, месторасположение предме­тов и точно определить расстояние меж­ду ними.
Формы предметов на плане - это вид предметов сверху. Поэтому одно-, двух- и многоэтажные дома выглядят одинаково, так как на бумагу наносят только лишь занимаемую ими площадь (рис.17).


Рис. 17. Нанесение предметов местности на план.

Чтобы различить предметы на плане, возникает необходимость сверху написать их названия. Но тогда весь чертеж состоял бы из надписей. И было бы трудно понять такой чертеж. Поэтому, для того чтобы было легко представить характер местности, используют условные знаки (рис. 18).

Рис. 18. Условные знаки.

Во многих случаях рисунок или цвет условных знаков показывает особенности предметов, изображенных на плане. Например, обозначения одинокого дерева, ветряной мельницы, дорожного указа­теля и многие другие знаки напоминают их внешний вид. Группа однородных объектов, тесно связанных друг с другом, занимающих определенную поверхность земли, раскрашена однородными красками. Например, водная гладь раскрашена голубой краской, лес - зеленой, местность с обозначением кустарниковых растений - бледно-зеленой и т.п.

3. Абсолютная и относительная высоты. Для изображения рельефа земной поверхности на плане необходимо знать высоты точек. На земле имеются горы, возвышенности, низменности. Насколько они высоки или низки, можно узнать, сравнив их высоты относительно одинакового уровня. В качестве первоначального уровня берут поверхность океана или моря, принимаемого за 0.
Абсолютной высотой называют высоту точки земной поверхности, отсчитываемую от уровня моря или океана (по-латыни абсолют - неограниченный, безусловный). На территории бывшего Советского Союза абсолютная высота земной поверхности отсчитывается относительно уровня Балтийского моря. Там высота - Ом.

Рис. 19. Положительные и отрицательные абсолютные высоты.


Высота точек, расположенных выше уровня моря, считается положительной, а расположенных ниже - отрицательной (рис.19). Разность высот от одной точки земной поверхности до другой называют относительной высотой.
Например, если вершина холма на 20 м выше его подошвы, то это будет относительная высота. Относительные высоты на земной поверхности определяют с помощью инструмента нивелира.


Рис. 20. Нивелир.

Простейший нивелир можно легко изготовить самим. На верхнюю часть рейки высотой 1 м горизонтально прибивают деревянную планку. На ней устанавливают отвес на шнуре, который используют для проверки правильности уровня планки (рис. 20).
Для определения высоты холма один ученик, стоя у подошвы холма, направляет нивелир к его склону. Второй ученик вбивает колышек в указанное место. Это означает, что место забитого колышка от нивелира находится на 1 м выше. Далее нивелир переносят к колышку и направляют на следующую точку. Таким образом, перемещаясь вверх по склону, определяют относительную высоту вер­шины холма от его подошвы (рис. 21).


Рис. 21. Измерение высоты холма.


4. Горизонтали. На плане местности и топографической карте рельеф земной поверхности изображается горизонталями (по-гречески горизон - разграничивающий). Горизонталями называют ли­нии, соединяющие точки с одинаковой высотой.

Горизонтали можно сравнить с линиями уровня воды, расположенными на определенной высоте земной поверхности. На рисунке 22 показано, как уровень воды, поднимаясь, постепенно заливает холм. 1 - вода заливает подошву холма. 2, 3, 4 - вода, поднимающаяся каждый раз на 1 метр, заливает определенные участки холма.


Рис. 22. Изображение холма горизонталями.


Горизонтали на топографических картах проводят через определенные высоты (1 м, 2,5 м, 5 м, 10 м и т.п.). Величина этих высот зависит от масштаба карты и от характера земной поверхности. Например, на топографической карте масштаба 1:10 000 на плоской равнине горизонтали проводят через каждые 2,5 м, а на холмистой местности - каждые 5,0 м.
Чтобы легко определить характер земной поверхности, на карте цифрами обозначают высоты не­которых горизонталей и точек. Верхняя часть цифры всегда направлена в сторону повышения, а нижняя часть - понижения высоты. Кроме того, направление ската показывает перпендикулярная к горизонталям черточка бергштрих (по-немецки берг - гора, штрих - черта) (рис. 23).


Рис. 23. Определение различия форм рельефа по цифрам и бергштриху. Расположение цифр показывает повышение и понижение высоты местности.


Некоторые формы земной поверхности (обрывы, овраги и т. д.), которые невозможно обозначить горизонталями, изображают с помощью дополнительных условных знаков.

5. Значение плана для деятельности человека. План очень необходим в ежедневной жизни. Перед тем, как начать любое крупное строительство завода, фабрики и гидроэлектростанции, нужно начертить план той местности. Чтобы проложить дорогу, построить здание, ну­жен план. Специалист сельского хозяйства также планирует посевные работы. План помогает ориентироваться на местности во время туристических походов и путешествий. Поэтому умение разбираться в плане, наносить его на бумагу при не­обходимости приносит очень большую пользу.

1. Что такое план?

2. Как изображается поверхность земли на плане?

3. Что называют абсолютной и относительной высотой?

4. Что такое горизонтали? 5.

Для чего используется бергштрих?

6. Какова польза плана в хозяйственной деятельности человека?

7. Нарисуйте в тетради условные знаки и запомните, что они обозначают.

8. Используя нивелир, определите высоту холма или глубину оврага.

На котором изображён небольшой участок местности в крупном масштабе . Если же план местности составлен в более мелком масштабе (от 1:10 000 до 1 000 000), то такой план называется топографической картой . Применяется план местности в различных бытовых, туристических и хозяйственных сферах для ориентации на местности .

Зная, как составить план небольшого участка местности можно сделать план и большой территории. Работа по вычерчиванию больших планов сложная, требует большой точности и выполняется специалистами-топографами с помощью точных приборов. Создавая планы, топографы пользуются разными приборами, с помощью которых точно определяют положение географичес-ких объектов, расстояния между ними, их высоту . Очень часто для составления планов используют аэрофотоснимки, то есть фо-тографии местности, полученные с самолета. На плане мы видим местность сверху, как с самолета, умень-шенную во много раз.

Создание плана местности

Предположим, что надо составить план местности, изобра-жённой на рисунке (рис. 19).

Установив треногу с планшетом около ели (отсюда мы начнём съёмку), вычерчиваем линейный масштаб и проводим стрелку, показывающую направление север — юг. Теперь располагаем планшет так, чтобы направление стрелки на плане совпало с направлением стрелки компаса , т. е. ориентируем планшет по сторонам горизонта.

Все местные предметы, которые нам встретятся при съёмке, мы будем наносить на план условными топографически-ми знаками.

Прежде всего на плане следует изобразить дерево, от кото-рого мы начинаем съёмку, и около условного знака «дерево» воткнуть булавку. Это будет наша исходная точка.

Теперь, положив на планшет визирную линейку так, чтобы она своим краем касалась булавки, прицеливаемся её верхним ребром на другое дерево, растущее недалеко от изгиба дороги, и на плане проводим линию визирования.

После этого мы можем на план условным знаком нанести отрезок пути от дерева до изгиба дороги. Для этого измеряем длину участка дороги и в масштабе это расстояние откладываем на плане. Кроме того, условными знаками показываем, что спра-ва от дороги кустарник, а слева луг. Вторая остановка будет у изгиба дороги. Здесь устанавливаем треногу, ориентируем планшет, наносим условными знаками деревья и, воткнув булавку, визируем на мост.

Двигаясь от деревьев к мосту, делаем остановку у домика и наносим его на план. Затем наносим мост. Ширину реки можно измерить, пройдя по мосту, и в масштабе показать на плане. Можно определить направление течения воды в реке и обозна-чить на плане стрелочкой.

Таким способом составляют план небольшого участка местности. В конечном итоге план должен получиться таким (рис. 20).

Теперь всё больше и больше при составлении планов используют фотографии местности, сделанные с самолёта. Такие фотографии называют аэрофотоснимками, а процесс — аэрофотосъёмкой . Пользуясь этими снимками, специалисты довольно быстро и точно составляют планы местности.

Во-первых, масштаб плана крупный, например: в 1 см — 200 м. Географические же карты имеют мелкий масштаб.

Стр. 21

Практическая работа 1

1) Рассмотрите рисунок пришкольного участка и его план (с. 22). Сравните их.

На рисунке вид местности изображён сбоку. На плане местность изображена сверху. Для изображения предметов на плане используют условные знаки. План – это уменьшенное изображение и там есть масштаб. На плане должны быть обозначены стороны горизонта. На рисунке стороны горизонта не обозначают.

Стр. 22

3) Можно ли по рисунку определить, с какой стороны горизонта расположен вход в школу?

По рисунку нельзя, так как на рисунке стороны горизонта не обозначают.

4) Как определить на этом плане стороны горизонта?

Если стрелка С-Ю отсутствует, то северной стороной принято считать верхнюю часть плана, а южной - нижнюю.

6) Определи, в каком направлении от школы расположена спортивная площадка, а в каком направлении детская.

Спортивная площадка находится на северо-западе. Одна детская площадка находится на севере (за школой). Вторая – на юго-западе.

7) Что расположено с северной стороны школы? А с южной?

На севере находятся – детская площадка, цветник. На юге – вход в школу и два цветника.

8) С какой стороны горизонта можно войти во двор школы, если использовать ворота рядом с бассейном?

С востока.

Стр. 23

Практическая работа 2

1) Рассмотрите условные знаки на плане местности. Найдите фруктовый сад, луг, смешанный лес, болото, пашни, овраг.

2) Как называется ручей, которому даёт начало родник?

Ручей Быстрый.

А как называется приток реки Светлой?

Река Тихая.

В каком направлении течёт река Светлая?

Северо-восток.

3) Туристы отправились от железнодорожного моста по грунтовой дороге к дому лесника. Читая на плане условные знаки, опишите вид местности, по которой они прошли.

Туристы от железнодорожного моста прошли мимо поселка и по грунтовой дороге подошли к деревянному мостику через реку Тихая. Перейдя мостик, их путь продолжился по грунтовой дороге, которая отделяла пашню от луга. Затем они свернули на дорогу, которая отделяла пашню от лиственного леса и дошли до домика лесника.

Стр. 23–24

1. Сравни свой пришкольный участок с планом в учебнике.

Мой пришкольный участок очень похож на план, который есть в учебнике. На моем пришкольном участке тоже есть спортивная и детская площадки, цветники, фруктовый сад, деревья. Участок тоже огорожен оградой. Но на моем пришкольном участке нет бассейна.

2. Определи, с какой стороны горизонта расположен вход в твою школу.

Вход в мою школу расположен на юге.

3. С какой стороны от твоей школы находится спортивная площадка, с какой игровая?

И спортивная и игровая площадки в моей школе находятся на юго-западе.

4. а) Нарисуй Волшебный город. Придумай названия улиц. Течёт ли через город река? Есть ли в городе парки?

В моем Волшебном городе течет река Светлая. Парк расположен на набережной вдоль реки. Улицы в городе – Высотная, Театральная, Стеклянная, Лесная.

Стр. 25

1. Что такое масштаб?

Масштаб - это число, которое показывает, во сколько раз уменьшены расстояния на чертеже, плане или карте по сравнению с расстоянием на местности.

2. Определи по плану (с. 24) длину и ширину класса.

Ширина класса 10 метров. Длина – 12 метров.